Такая вот жизнь, и такое кино... По дневникам 5

                29 сентября 1984 год
  Вчера, в воскресенье, Леонид Осыка сделал мне официальное предложение стать его женой и подать заявление в ЗАГС. Мы сразу же приготовили паспорта и хотели было идти в ЗАГС, но, вспомнив, что воскресенье, сначала огорчились, а потом Лёня предложил самим расписаться на бумаге, что мы и воплотили в жизнь, не выходя из дома. «Документ» получился симпатичным: на фоне нарисованных цветочков и сердечек с крылышками мы написали текст «Я, Света Князева, расписываюсь с Леонидом Осыкой сегодня, 28 сентября в 19 часов 50 минут, в чём и расписываюсь (моя подпись) и Лёня Осыка расписывается со Светланой Князевой (но сперва Света в 19 часов 50 минут поставила свою подпись, а потом я, Лёня, в 19 часов 51 минута поставил свой автограф (подпись Осыки)».
 Потом мы устроили праздник с шампанским и фруктами. Слушали пластинки, читали стихи Шпаликова, с которым Лёня дружил во ВГИКе:
 - Ах, утону я в Западной Двине
  Или погибну как-нибудь иначе,
  Страна не пожалеет обо мне,
  Но обо мне товарищи заплачут...
 
  Путешествие в обратно
  Я бы запретил.
  И прошу тебя, как брата,
  Душу не мути.
  А не то рвану по следу,
  Кто меня вернёт?
  И на валенках уеду
  В сорок пятый год.
  В сорок пятом угадаю,
 Там, где - боже мой!-
  Будет мама молодая
  И отец живой.
Гена повесился совсем молодым… Он свои талантливые стихи сочинял легко, записывал где попало, даже на салфетках в кафе и ресторанах. Я хотел по его сценарию снимать фильм о войне, но он его так и не закончил…
   -Почему это случилось? - спросила я.
  -Этого уже никто и  никогда не узнает... Мы, все его друзья, очень тяжело пережили его уход, это было ужасно... Мы все терялись в догадках о причинах такого его решения. А у меня почему-то часто возникает картинка, когда я вспоминаю о нём: мы сидим с ним  на стадионе  на самом верхнем ряду и смотрим вниз, как по беговой дорожке бегает его любимая женщина, жена  и актриса  Инна Гулая, долго молчим, и вдруг он говорит: - «Мне сейчас представилось, что бегает, бегает Инна по кругу и вдруг этот круг превращается в огромную спираль, уходящую в небо. Инна по этой спирали бежит, бежит ... и, к чёртовой матери, исчезает с глаз долой  куда-нибудь...» Может быть, причиной его ухода были разочарования в любви? Я не знаю...
  -Давайте поговорим о нас, ведь мы решили пожениться! - решила я повернуть наше внимание в « позитивное» русло и высказала свои соображения по этому поводу:
  -Я думаю, что наше решение соединить судьбы, это только начало, это пока что только разрешение на построение семьи от общества, а какой будет наша семья, зависит, конечно, только от нас. Перед нами чистый лист бумаги.
- Я думаю, что, прежде всего отношения необходимо строить на доверии и  взаимопонимании,  как  ни банально это  звучит, но это незыблемые истины, не нами это придумано, не нам это отменять..., - сказал Лёня.
  Наутро была расчудесная погода, солнышко время от времени ныряло в облака. Бросались в глаза редкие жёлтые листья, сиявшие  как золотые искорки в кронах деревьев под окном... Молодость осени. Мы едем подавать заявление о браке в Дарницкий ЗАГС. Настроение у нас торжественное, но как-то немного волнительно. Когда я  писала заявление, немного ощущалась нервная дрожь... Шутка сказать, замуж выхожу! Мне выдали квитанцию на скидку в оплате обручального кольца, так как я впервые выхожу замуж, а Леониду скидка не положена по понятным причинам... Мы сразу же направились в салон молодожёнов и купили одно, но самое широкое  золотое обручальное кольцо.
  -Возьмём одно на двоих... На киностудии есть возможность сделать из этого кольца два, тебе и мне. Я попрошу, ребята распилят и подгонят по размерам. Какие ещё будут пожелания и предложения?
  -Я хочу скромной свадьбы, желательно, чтобы были только мы вдвоем, распишемся и пойдём куда-нибудь, посидим, поговорим, и ещё мне хочется платье или костюм красного цвета на церемонию росписи, я об этом всегда мечтала, - высказала я свои пожелания.
  -Хорошо, красный цвет тебе к лицу, это даже интересно, но нужны будут свидетели, вдвоём не получится, - напомнил мне мой будущий муж. - Кого пригласим в свидетели?
  -Каких-то очень хороших людей! Пошли гулять, такая погода чудесная! Хочется на природу!
  И мы поехали в гидропарк. У меня было восхитительное, приподнятое, романтическое состояние! Во мне было так много любви, что хотелось любить всех встречных людей, если бы я могла, то дарила бы каждому прохожему исполнение самых заветных  его желаний! Сердце моё было переполнено нежнейшими  чувствами, я была как во сне. И мне представилось, что если бы я волшебным образом могла взлететь  в небо, то непременно превратилась бы  в яркое искристое солнышко и стала бы  щекотать лучиками-смешинками всех добрых людей, моей любви  хватило бы всему живому на  Земле!!
  -Ты женщина-душа, ты чудесный человек! - вдруг сказал мне мой любимый Лёничка, почувствовав моё возвышенное состояние, и я ему ответила:
  -Дорогой мой, я хочу и должна быть именно такой, какой ты меня видишь и чувствуешь! И я постараюсь стать ещё лучше! Я хочу, чтобы ты был очень-очень счастливым! Чтобы тебе со мной было спокойно и надёжно, ласково и нежно! Я люблю тебя!


                15 октября 1984 год

 За окном осень. Ветер. Временами дождь. Листья тополя от ветра выворачиваются наизнанку и становятся похожи на седые ладошки. Тополь с ветром аплодируют этими ладошками зрелой  красоте  осени. У  Пушкина есть  в каком - то стихотворении такая строчка: «жертвенный костёр осени». Яркая жёлто-красная осень в этом году. Неугомонный ветер гоняет тучки по небу. Всё в смятении, солнце танцует свой осенний танец с облаками, меняет непрестанно партнёров. Кружится карусель из туч и облаков в виде причудливых воздушных замков и звериноподобных образов в вышине, к ним, в небо пытаются взлететь самые смелые листья. Моя душа тоже в движении, в смятении от осознания своего несовершенства. И опять поиски ответов на вопросы: как достичь совершенства в творчестве, в своей душе, в отношениях с близкими. Осыка как-то сказал:
  -Чудо надо делать своими руками.
  Он сегодня возвращается из Москвы. Надо заканчивать с самокопанием и что-то придумать, чем-то порадовать моего любимого человека! Пойду-ко я на рынок и что-нибудь вкусное куплю. Я быстро оделась и выскочила на улицу, в осень. Порывистый ветер оказался тёплым. На автобусной остановке женщина продавала разноцветные свежие  букеты хризантем. Их было довольно много, она держала цветы в руках и у её ног стояли два ведра с огромными охапками цветов.  Палитра красок цветочных букетов соответствовала колориту окружающего меня на улице  пространства, казалось, что цветы вобрала в себя  оттенки осени. Мне пришла в голову мысль: принести «осень» в наш дом. Я стала покупать букеты разные по цвету и, накупив столько, сколько смогла унести, помчалась домой. Дома я расставила букеты в банки с водой на всех поверхностях, включая пол, мне показалось, что букетов маловато, нет  эффекта присутствия  «осени» в квартире и побежала докупать... Купив у женщины все оставшиеся букеты и расставив их, я наконец-то успокоилась. Теперь достаточно... Получилось 16 букетов. Какая красота! А запах!!! Но всё равно, чего-то  «эдакого» не хватает... Свечи! Точно, свечей не хватает! Я побежала в магазин за свечами, на моё счастье в магазине продавались наборы свечей в плоских металлических плошечках, расписанных под «палех». Я купила сразу два набора. Теперь всё, зажгу все свечи перед его приходом и расставлю под каждым букетом по свече... Внутренним взором я уже «видела» эту волшебную картинку! Хочу задарить, засыпать его цветами, окутать терпким, пьянящим  запахом осени! И вдруг промелькнула мысль: «Хорошо бы умереть осенью, тебя засыплют землёй и хризантемами!»... Фу ты, что за мысли? Теперь на кухню, приготовлю что-нибудь вкусненькое! Вскоре я увидела Осыку из окна, идущим вдоль озера, я быстро зажгла свечи, расставила перед каждым букетом и сама замерла от созерцания этой неповторимой  красоты!  Лёня был сражён... У меня было такое впечатление, что он сначала ничего не мог понять, куда он попал, его ли это квартира вообще? Он некоторое время стоял неподвижно, потом глубоко вздохнул и  наконец-то сказал:
  -Ну, ты даёшь!!!
 Я была счастлива... Потом мы рассматривали каждый букет индивидуально и давали им имена:
  -Фейерверк встречи!
  -Улыбка осени!
  -Нежное мерцание!
  -Пьянящее марево!
  -Терпкое розовооблачко!- и так далее...
 Леонид заявил, что сегодняшний день навсегда станет праздником в нашей семье, его надо отметить в календаре как праздник «хризантем и свечей» 15 октября и отмечать каждый год. По возможности, не ходить на работу в этот день, как и полагается  в официальные  праздничные дни по всей стране.
  Вечером мы пошли в гости к Миколайчукам. Дом, в котором живут Иван и Мария Миколайчуки, стоит на набережной Русановского канала.
  -Мария моя кума, она крестила Митю. Иван тоже, естественно, считается моим  кумом! - сказал Лёня, когда мы уже поднимались в лифте.
  Дверь открывает Мария, тут же выходит из комнаты справа Иван. Он в красивой вышитой рубашке, сияет каким-то внутренним светом, сдержанно улыбается. Мы здороваемся, и нас сразу ведут к столу. Мы садимся, и  Мария предлагает нам на выбор несколько блюд, всё красивое и аппетитное...
  -Як справи? - интересуется Иван и Осыка начинает говорить обо мне, о моей работе в театре:
  -А Света тоже поёт, - хвалится  Лёня.
  -А ну, заспівай! - просит Иван.
Я запела русскую народную песню «Соловей мой, смутный».
  -А українські  пісні знаеш?-спрашивает  Иван.
  -Слова плохо знаю, но если другие будут петь, то подпою...
  -Тобі треба  співати, у тебе гарний  голос. Марія,  наспівай  Світлані наші українські пісні, хай вивчить та співає!
  И зазвучали украинские народные песни в исполнении Марии: «Йшли коровы із діброви», «Ішло дівча лучками», Иван потихоньку подпевал Марии, а у неё голос бархатный, густой, низкий...У Ивана какой-то особенный тёплый тембр. Пели они замечательно. Какой это великий дар от природы - красивый голос и умение так петь, петь душой.
  - «Глибокий колодязю» спой, - попросил Осыка.
 Зазвучала дивная песня, ничего подобного я никогда не слышала... После того, как затихли последние грудные бархатные звуки  старинной песни в исполнении Марии, Иван вышел в другую комнату. Вскоре он появился, держа в руках  необыкновенную по красоте   вышитую женскую блузу, обрезанную по талии:
  -Це тобі, треба трохи відреставрувати цю сорочку і будеш пісні українські співати зі сцени. Вишиванка ця старовинна, на ній давня вишивка, ще до «хрестика», цій сорочці років сто, мабуть...
  Мы поблагодарили гостеприимных хозяев и отправились домой:
  -Пусть Мария будет у нас свидетельницей на свадьбе! - предложила я.
  -Я только что об этом подумал, а ты сказала вслух! - ответил Леонид.
  -Вот и замечательно!


                17 октября 1984 года

   Жена... Вот я и стала женой Леонида Осыки. Повторяю это слово- «жена» и пытаюсь осознать себя в этом статусе. Кто-то кого-то когда-то назвал этим словом впервые. Как интересно было бы узнать, кто же это был? Может быть, всё-таки Адам назвал так Еву, а слово «жена» придумал сам Господь Бог? Жена... Это слово ассоциируется у меня с жемчугом, с шелестом накатывающейся морской волны на берег в лунном сиянии. Какое-то всеобъемлющее это слово, оно для меня как награда, как Дар! В жизни человека есть определяющие его дальнейшую жизнь этапы, первое-это выбор профессии и поступление в учебное заведение, второе-это любимый человек и решение соединить с ним свою судьбу и третье-это дети... Вопрос о детях я  уже задавала моему дорогому мужу. Он испуганно посмотрел на меня и сказал:
  -Давай не будем спешить с детьми, давай поживём для себя.
На росписи в Дарницком Загсе мы были самыми скромными «брачующимися». С нами были только наши свидетели Мария Миколайчук и Володя Иванов, а также Иван Миколайчук  с сыном Тарасиком. Я была одета, как и мечтала в красный трикотажный костюм. Перед этим событием я вышила на свадебной блузе  розочку золотыми нитками, она украсила и без того мой яркий и необычный свадебный наряд. Кольцо успели распилить на киностудии и подогнать нам по размерам. Роспись была стандартной и не вызвала никаких эмоций. Хорошо поставленным голосом представительница Загса провела обряд росписи, лично сама, по всей вероятности, давно не испытывая при этом никаких чувств. Нам вручили «Свидетельство о браке» и мы уступили место в зале торжественных событий  следующей по очереди паре «брачующихся». После росписи мы пригласили наших свидетелей к нам домой на праздничный обед. Дома Мария с Иваном устроили нам настоящий праздник. Они стали петь нам украинские свадебные песни, говорили искренние, неповторимые по мудрости и красоте тосты, речи, мы с Лёней сияли, как два солнца от переполнявших нас эмоций. Расставались с гостями мы поздно вечером, Леонид сказал:
  -А вы знаете, ведь я женился на пионерке, да, да, не удивляйтесь! - вдруг рассмеялся мой законный муж. Иван с Марией переглянулись. Я стала объяснять ситуацию:
   -Меня  недавно во второй раз принимали в комсомол. Первый раз меня  приняли, как и полагается в 7 классе общеобразовательной школы, но я не оправдала надежд товарищей и потеряла комсомольский билет, теперь вот вторая попытка влиться в ряды ВЛКСМ. Я  честно и добросовестно учила устав, отвечала на вопросы товарищей-комсомольцев, но ещё не принято решение, удостоюсь ли я этой великой чести или нет, там, наверху ещё  решают... И пока что я, наверное, считаюсь пионеркой…
- Ой, дивись, Льоня, щоб тебе не посадили за « розбещення» малолітки!- засмеялся Иван.
  После того, как ушли гости, я села писать письмо моим родителям. Они ничего не знали о моём замужестве. Надо было  поставить их уже перед свершившимся фактом. Я так боялась, что что-нибудь может помешать мне стать  женой Леонида, что просто побоялась раньше времени им об этом сообщить! Теперь уже никто и ничто не сможет мне в этом помешать, ведь я уже официальная жена Лёни  Осыки:
  «Здравствуйте, мои родные! Я  долго не решалась написать это письмо, думала, что лучше приехать и поговорить, но в театре очень большая занятость. Разговор очень серьёзный, который решает мою судьбу. Дело в том, что мне сделали предложение выйти замуж, и я его приняла. Этот человек знаменитый кинорежиссёр Леонид Михайлович Осыка. Помимо того, что он талантливый, с мировым именем кинорежиссёр, он ещё и прекрасный, душевный человек. Мама, папа, я очень люблю его. Он для меня стал другом, любимым, учителем. Леонид-это удивительное явление вообще на земле, его любят кинематографисты и все люди, которые его знают, потому, что он честный, справедливый, добрый, мудрый и очень талантливый.
 Мы познакомились с ним в январе этого года. Некоторое время мы просто общались, я смотрела его фильмы, рассказывала о себе, и вскоре выяснилось, что мы как бы продолжение друг друга, что нам хорошо, спокойно, чисто и светло вместе. И мы поняли, что не сможем уже жить друг без друга. Мама, папа, я действительно, впервые в жизни полюбила и очень счастлива, со мной такого ещё никогда не было!
 То, из-за чего я не решалась так долго сообщить вам об этом, это возраст Леонида. Он старше меня на 21 год, но пусть это вас не пугает, умоляю вас!! Такому человеку, как я необходим именно такой авторитетный, мудрый, опытный человек, как Леонид, ведь я всегда тянулась к людям старше, мудрее меня! Я уверена, что он вам обязательно понравиться своей душой, он редкий человек. Меня хорошо приняли его друзья и родственники. Все ждут встречи и знакомства с вами. Приезжайте в Киев! Друзей у Леонида пол-Киева, среди них киноактёры, режиссёры, художники, скульпторы, люди разных профессий... Мы с Леонидом расписались 17 октября. Я надеюсь, что не очень огорчила вас, надеюсь на ваше понимание и прощение. Ваша дочь Светлана».


               


                25 октября 1984 года

 
  Для фильма «Самая счастливая мать» Леонид Осыка искал мальчика лет 10-12.
Я ему рассказала о своём родном братишке Славике, который от природы рыженький, конопатый и эмоциональный. Лёня предложил мне созвониться с папой и мамой и  за счёт киногруппы приехать со Славиком в Киев на кинопробы. Я заказала переговоры с Первомайском. И вот звонок телефона, в телефонной трубке слышу голос отца:
  -Привет!
  -Здравствуй, папа, вы письмо моё получили?
  -Получили, поздравляем тебя.
  -Вы обиделись, наверное...
  -Я всегда доверял тебе, я верю, что ты сделала правильный выбор. Ты взрослый человек, тебе решать ...и отвечать за принятое решение.
-Спасибо  за доверие, я всегда помню о  том нашем разговоре, когда ты сказал, что веришь в то, что я никогда не совершу ничего дурного, мне было тогда 16 лет, и я поехала в Киев поступать в музыкальное училище. Этот разговор с тобой часто удерживал меня от всяких юношеских глупостей... Спасибо тебе.
  -Я желаю тебе счастья...
-Спасибо... Теперь хочу поговорить с тобой о другом: я порекомендовала нашего Славика попробоваться на одну из главных ролей в фильме моего мужа. Если сможешь, то привези его в ближайшие дни. Киногруппа предоставит справку от киностудии  для освобождения от занятий в школе. Тебе для работы тоже дадут специальную справку, дорогу оплатит киностудия.
  -Хорошо, завтра привезу. Заодно познакомлюсь с зятем. Автобусом приедем самым ранним. До встречи.
Мы встречаем их на  «Южной» автостанции. Лёня заказал для встречи «артистов» самую большую и красивую машину «Чайку». Погода на улице холодноватая, моросит дождик... Наконец-то «Первомайск-Киев» заехал на площадку для высадки пассажиров. У меня радостно забилось сердце: вот он мой дорогой, любимейший отец Александр Васильевич! Высокий, стройный, красивый, такой родной и надежный! Я бросилась к нему в объятья. Он всегда меня любил, всегда понимал, я чувствую это всем сердцем! А я его обожаю! А вот и мой рыженький братишка, конопушки по всему лицу, рыженькие реснички и  бровки, тёмно-карие глазки. Очаровашка! Имя Славик дала ему я. Когда-то, еще в Сибири, я в первом классе дружила с мальчиком Славиком Растопчиным, мы с ним вместе ходили также  и в музыкальную школу. Однажды он сразил меня  « наповал» тем, что сыграл на фортепиано «Танец маленьких лебедей» Чайковского. Играл он здорово, и за это я разрешила ему провожать меня домой со школы и нести мой портфель. Интересно, конечно, было бы узнать, как сложилась судьба этого мальчика с родинкой на левой щёчке, стал ли он музыкантом?
  -Папа, познакомься, это Леонид, мой муж.
-Здравствуйте. Очень рад, - они пожали друг другу руки.
 «Они же почти ровесники. Папа старше  Лёни на каких-то 5 лет!» - подумала я. Мой отец был доброжелательным, приветливым и мудрым, как всегда.
 У Славика округлились от удивления глаза, когда он увидел, на какой машине его встречают:
-Вот это да! Ничего себе машинка!
-На такой машине встречают артистов, а ты ведь актёр, сейчас поедем на киностудию на кинопробы, вы готовы? - спросил Леонид.
-Да, конечно.
 В киногруппе все пришли в восторг от Славика, а ещё больше от моего отца.
-Какая фактура! Твоего отца надо снимать в кино. Идите оба в костюмерную, - предложил Валерий Квас, посовещавшись с Осыкой.
-Александр Васильевич, как вы смотрите на то, чтобы сняться в нашем фильме в небольшой роли? - спросил кинорежиссёр Осыка.
-Неожиданно как-то, но можно попробовать! - ответил мой «фактурный» отец и его вместе со Славиком повели на примерку костюмов. Славику надели льняную рубашечку, а папе военную форму. Сделали фотографии...
-Александр Васильевич, вот несколько реплик, которые вы должны  сказать на камеру, а мы вас снимем, хорошо? - ассистентка по актёрам вручила папе текст.
-Попробую, - и папу со Славиком повели в павильон, где был построен партизанский штаб. Славик совсем не волновался, ему было некогда, он с любопытством разглядывал всё вокруг, чего не скажешь про отца. Он явно разволновался, когда на него направили свет и кинокамеру. Отец пытался сказать на камеру свой текст по бумажке, но давалось ему это не легко, он засмущался и вдруг сказал:
-Точить детали гораздо легче, я не думал, что сниматься в кино  так трудно, - сказал он естественно и искренне на  камеру, его так и сняли  с этим текстом.
Славик же под прицелом кинокамеры чувствовал себя естественно и непринужденно, лихо говорил текст и безошибочно выполнял задания режиссёра.
-Прирождённый артист, - говорили члены киногруппы.
Совершив экскурсию по киностудии, побывав в макетном цеху, мы поехали к нам домой. По дороге отец сказал:
 -Завтра утром мы должны ехать домой, я обещал быть на работе, а Славику надо в школу.
-Хорошо, а на съёмки мы вас вызовем официально,  на завод и в школу будут направлены письма от киностудии с просьбой отпустить вас на киносъёмки, - сказал  Леонид.
 Вечером отец с Лёней долго говорили в комнате, я готовила еду на кухне, а Славик развлекал меня рассказами о своём хулиганском житье-бытье:
-Меня поставили на учёт в детском отделении милиции! - с явной гордостью заявил мне мой братишка.
-Как это тебя угораздило?
-Разбил заднее стекло в автобусе!
-Зачем?
-А шофёр не выпускал из автобуса без билета, а у меня денег не было, я булочку себе купил на те деньги, что дала мне мама на проезд. Я вырвался из автобуса, а шофёр меня обозвал  «тварь падлючая»! Мне обидно стало, я камень схватил и в автобус бросил, а камень в стекло попал и вдребезги разбил. В один миг стекло трещинами покрылось и осыпалось. Так классно... Со мной друг один был, я стал убегать, а шофёр выскочил и схватил друга, а тот «заложил» где я живу. Ну, я домой прибежал и хотел сделать вид, что в ванной моюсь, а Руслана попросил сказать, что я всё время дома был. Не успел я как следует раздеться и воды в ванную напустить, как шофёр позвонил в дверь. Ну, Руслан открыл и говорит, что, мол, я купаюсь, а тот ко мне в ванную забежал и как заорёт: « - Гадёнышь, от меня не убежишь!» Ну и в детскую комнату милиции меня потащил. Там меня на учёт поставили, отец штраф за меня платил.
-Досталось от отца?
-Ага, ремнём лупил... А тебя лупил когда-нибудь?
-Нет, я же девочка. Я примерная была, меня все учителя хвалили, и училась я всегда хорошо. Родителям всегда приятно было в школу на родительские собрания ходить.
-Да знаю я. До сих пор нам с Русланом тебя в пример ставят в школе: « - А вот сестра у вас была!» Надоело уже...
-Ничего, вот снимешься в фильме, прославишься, глядишь, и тебя будут ставить в пример...
-Ты мне лучше скажи, деньги мне заплатят за съёмки?
-А как же!
-Мне лично или как?
-Тебе лично, наверное...
-Ух, ты, надо придумать, что мне купить, - и Славик  глубоко задумался.
Рано утром, при расставании на автовокзале, папа мне сказал:
-Лёня хороший мужик. Будь с ним счастлива, дочка!



               


Рецензии