Привычка

ПРИВЫЧКА
Рассказ

 
  «Увы, привычка охладила нас….», - Лика рассмеялась, как  будто в первый раз услышала эту строчку известной песни. Смеяться было чему: слыша эту песню много раз в разное время,  она всегда слышала «привычка охватила нас»  и удивлялась этому «охватила», не особенно вдумываясь в смысл.

  «Охладила» - это совсем другое дело, совсем другая история.  Да, и как можно было  так долго заблуждаться, непонятно. Впрочем, всё идет своим чередом, значит, почему-то так надо было, чтобы она услышала эту строчку именно так и иногда размышляла над ней.

  Бывает в жизни иногда, когда к чему-то возникает вопрос и ты не можешь или не хочешь добиться его скорейшего разрешения; то ли он не так уж важен, то ли думаешь, что поймешь непонятное, то ли еще что-то… . Но Лика заметила, что жизнь время от времени  даёт ответы на поставленные тобой мысленно вопросы, экономя её время  или просто, потому что это время только  сейчас подошло.  «Привычка»,  «охладила»…, что-то знакомое  в этих словах показалось ей.
  Ну, конечно!

  Лика вспомнила свой разговор с другом – поэтом, который относился к ней уж очень хорошо, как для друга. Пунктуальная в решении некоторых вопросов, она тогда спросила его, любит ли он свою жену. Характер разговора давал ей право на этот вопрос. Друг ответил почти не думая, с мягкой улыбкой на лице : «Привык».

   Она ощутила острую жалость к этому человеку средних лет, который живёт с этим «привык», подменяя прежнее «люблю». Он осознал свой статус и привык к нему, вероятно, его супруга тоже  привыкла. Давнишнее совместное проживание (у них уже взрослый сын), налаженный быт, масса  нитей, связывающая их на протяжении совместной жизни, обширный круг знакомых и друзей, положение в обществе… . Не каждый решится разрубить всё это даже при условии, если кто-то вдруг появится в его жизни, к которому он будет испытывать светлые чувства, может, даже  любовь. Вот и живут такие семьи по привычке, воспитывая своё потомство, преподавая им пример своим поведением и отношением друг к другу.

  А у человека помимо физиологических потребностей есть и душевные. И, пожалуй, они – на первом месте. Ведь если душа не лежит к человеку, напрасны все усилия  наладить с ним  какие-то отношения.  И тогда душа такая начинает искать, где тепло, кто откликнется на ее призыв о помощи. И находит это тепло, как ей кажется, но, зачастую, на  короткое время, а потом опять начинает искать. А семейная жизнь «по привычке» продолжается и человек с тоской начинает думать о безысходности своего такого вот существования. Немногие решаются, встретив в это время любимого человека, отдаться своему чувству и начать новую жизнь, - это очень сложно и трудно.  Может, у кого-то всё проще; у каждого разные душевные ценности. У иного  налаженный быт и благосостояние подменяют главное чувство и он предпочитает жить в материальном комфорте.

  Лика поёжилась, опять её заносит в рассуждения о взамоотношениях. А и действительно: что более нравственно- не жить вместе, если кончилась любовь, и уйти, неважно, к кому-то или просто  уйти  или продолжать жить по привычке, сохраняя семью и являя собой пример безнравственности. Хотя не все с этим согласятся.

  И душа будет стонать от такой жизни, не находя выхода, а жизнь будет проходить мимо.

  Ещё один друг детства вспомнился Лике, когда он сказал по телефону потерянным голосом, что он знает, что его никто не любит, имея в виду свою жену, которая и не думала с ним разводиться, но  от которой он давно не ощущал ни тепла,  ни уважения, ни любви. Так, жили себе рядом, растили дочь, очень суровую, которая поддерживала во всем свою мать, позволяла себе с насмешкой говорить об отце, а он, мягкий по характеру  и любящий всех безгранично, должен был сносить это, делая вид, что не понимает или не придает этому значения.
 
  Это как долго надо было  терпеть и привыкать к своему состоянию, чтобы решиться сказать Лике об этом  в трубку. Грустная история,  тогда Лика испытала шок от услышанного и сочувствия к другу детства. И помочь – ничем не поможешь, разве что начнёшь убеждать его в противном, что она и попыталась сделать.
 Теперь уже он успокаивал Лику, увидев, насколько он расстроил её признанием, к которому сам привык  и жил  с этим  уже давно.

-  Да разве можно так жить?- воскликнула тогда Лика, пытаясь убедить друга, что он, вероятно, ошибается, так жить невозможно, если нет любви… .Она знала его очень хорошо и считала, что он достоин самых высоких отношений.

-  Можно, - грустно заверил он, - живу же, - он перевёл разговор на другую тему.
 
  Душа чувствительной Лики разрывалась на части от сочувствия, но она понимала, что больше ничем помочь не сможет, да он на это и не рассчитывал.

  Страшно было вдумываться в эту тему; она прозревала  в жизни, видя, что так живут многие  и даже находят в этом какие-то преимущества, оставляя за собой право распоряжаться чувствами, освобожденными от внутренних обязательств, по-своему, находя утешение на стороне.

   Мерилом человеческих отношений Лика считала человеческую жизнь. Может, - это было глупо и наивно, но себе-то не соврёшь. Она часто проверяла себя так: отдала бы она жизнь за своего супруга, если бы понадобилось? И без колебаний отвечала положительно. Это даже не обсуждалось. Причем, ей даже неважно было бы, как поступил бы он по отношению к ней, так ей казалось.
 
 Одному  из друзей, проявлявших к ней знаки внимания, она тоже задала этот вопрос:

-  А мог бы ты отдать жизнь за меня?-  глуповато звучало, конечно, она сама это понимала, но он ответил спокойно.

-  Конечно, отдал бы, я же не раз жизнью рисковал за  друзей, ты же знаешь, -  он не рисовался, а напоминал ей о действительных  фактах в своей жизни. Она вынуждена была согласиться, тем не менее, оставляя за собой право сомневаться где-то в глубине души; слишком уж большая жертва была ей предложена. Такую страшно принимать, - это обязывает. И она не могла ответить ему тем же.

  Лика вздохнула. Сложная штука жизнь. Как правильно поступать, слушать сердце, душу, разум?

  Какой-то мудрец сказал: «Боже, спаси нас от любви!» Какая глупость, наверное, у него была несчастная любовь, безответная.  Ведь если нет любви….., нет, даже думать на эту тему она не хотела.

  Кто-то слегка кашлянул над ухом, Лика вздрогнула от неожиданности. Муж стоял рядом с подносом в руках. На подносе две чашки кофе, плитка шоколада и большущий мандарин.

-  Прервись, писатель,  успеешь написать, - он немного иронически произносил «писатель», но она чувствовала, что стоит за этим. Даже не чувствовала, а знала. Его жизнь принадлежит ей.

   Лика с удовольствием  потянулась к чашке с кофе,  подставив губы для благодарности.
«… про любовь без измен…», -  услышала она продолжение песни и улыбнулась.
   
Январь,2013


Рецензии