Круг

Вторая половина жаркого июля. Маленький кусочек пляжа, между пристанью и платной территорией с баром и бассейном. Уже немолодой человек с загорелой кожей думает о чём-то своём и лениво ходит по песку. Маршрут его следования - круг. Идеальный круг, протоптанный на песке. Он ходит уже около получаса, но затем жара берёт верх, вынудив мужчину отвлечься от мыслей и погрузиться в бодрящую прохладу воды.

Полная женщина и мальчик лет пяти решают пополнить скромные ряды купающихся. Им довелось расстелить своё полотенце рядом с той самой округлой тропой. Солнце неприятно светит в глаза, заставляя мальчика щуриться. Он не любит солнечную погоду из-за того, что его заставляют ходить на пляж.

- Иди купаться, - говорит женщина равнодушным и одновременно покровительственным тоном.

Мальчик подчиняется и неохотно идёт к холодной воде. Он знает, что ему понадобится много времени, чтобы привыкнуть к ней и перестать мёрзнуть. Сначала волны омывают его лодыжки, а затем и колени, но заставить себя сделать ещё хотя бы один шаг он не может.

- Заходи давай! Жарень такая, а ты трёшься тут! Вон, все купаются. А тебе не стыдно? Люди вон за несколько километров ездят, а мы рядом живем, - звучит сзади голос, которого он не может ослушаться, и сразу ныряет. Ледяная волна проходит по всему телу, но постепенно стихает. Ему не нравится купаться, ведь он и так хорошо переносит летний зной. Он выныривает, и в глаза ударяют злые лучи, слепя своей назойливостью, отчего приходится заново скрыться под водой. В этой колющей прохладе реки его согревает лишь мысль о том, что дома его ждут цветные карандаши, бумага и раскраски.

Через некоторое время купается уже его мать, а мальчик сторожит вещи. Женщина не торопится выходить обратно на жаркий песок. В воде как будто растворились все невзгоды. Уже не так беспокоит то, что муж зарабатывает мало и выпивает тайком. Уже не ставят в неловкое положение обвисший живот и бока, скрытые сейчас в почти непроглядной темноте.

Мужчина выходит из реки и возвращается к своим мыслям и кругу на песке. Мало кто знает, что ходит он лишь против часовой стрелки. Это успокаивает. Успокаивают его и капельки, медленно сползающие по коже, в которых преломляется ласковое солнце. Рядом с его поприщем для медитации сидит мальчик на полотенце и смотрит куда-то вдаль жмурясь. Вскоре к ребенку присоединяется женщина, судя по всему, его мать, после чего его глаза соскальзывают с горизонта куда-то вниз.

- Сынок, посмотри, этот дядя ненормальный, - шепчет мама сыну. - здоровый человек так кругами ходить не будет.

Цикл купания повторяется. Мальчик на полотенце уже дрожит.
- Тебе, я смотрю, не нравится тут, - говорит мужчина, стараясь ласково улыбнуться. Ребенок молча смотрит на него, - попробуй переместиться мысленно туда, где тебе хочется быть. Так можно со всем справиться.

Приходит полная женщина и отводит мальчика за пристань. Смиренно опустив голову, он еле поспевает за её уверенными шагами. Спустя несколько минут они вернулись. Мать гордо шагает спереди, а её сын нехотя плетётся за ней. Никто не видит скопившиеся на его веках слёзы. Никто не видит, насколько недоброжелательно солнце, переливающееся в солёной влаге. Ещё чуть больше зажмуриться и все, а главное мать, увидят, что он плачет. Поэтому он терпит.

- Тебе жить надоело? - кричит мать по дороге домой. - Зачем ты связался с этим сумасшедшим? Он схватил бы тебя и убил! Сколько таких случаев было. Таких надо всех пересажать в психбольницы! Они опасные, а ты лезешь к ним! Ты просто ненавидишь меня! Тебе плевать, что будет со мной! Дал бы он тебе конфету, куда бы угодно с ним пошел. Всех их в психушку надо!

Мальчик не слушает её и старается мысленно переместиться в другое место. У него почти вышло, как вдруг у самого дома мама резко замолкает. Ничего хорошего это не сулит.

- Не видишь что ли!? У тебя шнурки развязаны, - ее голос стал ещё громче, - а ну завяжи!

Он наклоняется и пытается что-то сделать дрожащими руками, но глаза застилает туманная пелена, за которой ничего не видно. Хотел бы он, чтоб такая же прикрыла его уши, чтобы не слышать крики, и обволокла его кожу, чтобы было не больно. Только он это представляет, как на затылок обрушивается резкий удар, и пелена вмиг растворяется, осушая уставшие веки. На асфальте появляются две неаккуратные брызги. Прохожие не вмешиваются. Для них это всего лишь очередная ненормальная мамаша, с которой связываться себе дороже. Да и не всё ли равно? Скоро окружающие забудут об этом зрелище. На жаре не останется ни следа от упавших слез. Их пары скоро станут незримой частью душного воздуха, а ругательства перемешаются с гулом проезжающих машин.

А пока что мать припечатывает удар фразой:
- Никаких раскрасок больше.

Дома мальчик старается как можно глубже утопить своё тело в кровати. Изредка родительница забегает в спальню и что-то выкрикивает. Он почти не слышит её, представляя, что его больше здесь нет.

Приходит отец, усталость которого от работы и от жизни чувствуется даже сквозь закрытую дверь. Он шумно бросает на пол портфель, нехотя стягивает ботинки и молча шаркает в туалет.

На обед опять макароны по-флотски. Напротив опять сидит некогда любимая женщина. Она говорит что-то про сына и брыжжет слюной. Затем просит рассказать что-нибудь о работе. Он сообщает новость о том, что после недавнего повышения у него появилось несколько подчинённых. Спуска им он давать не собирается. В кои-то веки он почувствовал власть и может вдоволь этим насладиться. После того, как он говорит это жене, она взрывается:

- Ну ты и козёл! Как ты людей ненавидишь! Это каким надо быть подлым, чтобы властью упиваться!?

Он рад крикам, потому что можно будет не доедать, прячась от скандала. На балконе он выкуривает сигарету и наконец-то выдыхает спокойно. Шуршащие под окном автомобили заглушают ругань, доносящуюся откуда-то издалека.

- Весь день настроение мне портил. Не дай бог, соседи услышат, - шепчет она мужу перед сном.

На следующий день женщина опять идет с сыном на пляж. Солнце стало ещё жарче, но тем не менее ребенку холодно. Холодно от ледяной воды, которая почему-то так нравится остальным. Холодно от отношения матери. В его голове промелькивает мысль, что, может быть, это он ненормальный, раз ему не нравится купаться. Он идёт к тому месту, где вчера кругами ходил мужчина, и начинает повторять его нескончаемый маршрут. Это и правда успокаивает.

Затем возвращается мать и отводит его за пристань.

***

Дома разгорается скандал. Мальчик не знает почему. В принципе, он никогда не знал, как и кто-либо в этой квартире. Слышны удары. Женские удары, бьющие наотмаш. Его мать кричит уже не слова, а несвязные звуки. Из-за шума в соседней комнате он может позволить себе плакать в голос. Он чувствует, что сейчас что-то случится. Она забежит в его комнату или... События хуже он представить не может. Мальчик метнулся к столу, где некогда лежали карандаши и раскраски, но с горечью вспомнил, что мать их спрятала. Ему нужно успокоиться, ведь сердце, больно бьющее по его тонкой грудной клетке, скоро сломает ему рёбра. Он пытается прикрыть уши ладонями, но топот, от которого дрожат стены, все равно пробивается сквозь тоненькие ручки. Он сам не замечает, как его дыхание стало таким шумным и частым, что заглушило его плач.

В отчаянии ребенок начинает ходить кругами по комнате. Против часовой стрелки. В этом магическом повторении одного действия кроется своя особенная сила. Он уже не боится матери, потому что понял, что хуже не станет. Дыхание стало тише. Грудь больше не жалит изнутри.

Кто-то настойчиво стучит в дверь. Не в дверь его комнаты, а во входную. Такое уже случалось, когда соседи вызывали полицию. Обычно, после такого крики прекращались, но не в этот раз. В этот раз шум стал ещё громче. Мальчик рискнул посмотреть на то, что там происходит.

Двое людей в белых халатах и его отец пытаются совладать с жещиной, которая издает нечеловеческие звуки. Её кожа стала красной. Изо рта льется пена в перемешку с рычанием. Глаза матери широко раскрыты, в них читается самый пламенный на свете гнев. Она смотрит на мальчика.

- Это из-за тебя! - Выкрикивает она первые членораздельные звуки за этот вечер.

Один из людей в белых халатах бьет ее по животу, а затем по лицу. После этого она немного утихает, но присоединяется и второй мужчина. Оказывается, удары по голове со стороны звучат очень глухо. Только для жертвы они откликаются протяжным звоном в обоих ушах. Мальчик осознает всю жестокость происходящего, но продолжает смотреть. После того, как мать полностью замолчала, он почувствовал, что ему как будто стало легче дышать...

Прошёл месяц после того, как мать забрали в сумасшедший дом. Отец стал проводить со своим сыном гораздо больше времени, перестал пропадать на выходных. После работы он всегда заходил в магазин за новыми раскрассками. Но самым важным для мальчика было то, что теперь его никто не заставлял ходить на пляж. Вечерами отец с сыном сидели за телевизором, обдуваемые ледяным дыханием кондиционера. Никого не беспокоила жара. Никого не беспокоили крики. Теперь можно было смотреть интересное кино, а не мультики.

Вскоре в доме появилась женщина, которая внесла уют в их новую, ничем не омрачённую жизнь. Тётя Катя - так её звали - сразу же стала питать к мальчику весьма тёплые чувства, как и он к ней. Она очень вкусно готовила, её нежность и забота ощущалась даже в привкусе самых незатейливых блюд. Вечером, когда солнце окрашивалось в алый и прятало свои жаркие лучи за горизонт, они втроём прогуливались по набережной. Отец даже изменился в лице с появлением нового члена семьи. Его взгляд перестал излучать сонливость и измученность, он всё чаще стал улыбался.

Без причины, казалось бы.

Затем они переехали в другой дом. Мальчик завёл себе друзей, которых у него по непонятной причине раньше не было. Иногда они собирались вечерами у него дома, чтобы поиграть в настольные игры и пособирать конструктор, ведь теперь он ложился спать на два часа позже установленных когда-то 21:00. На шестилетие ему подарили маленькую машинку на радиоуправлении, о которой он давно мечтал. До этого он два года не получал подарков вообще, потому что якобы по совпадению его за что-нибудь наказывали за несколько дней до праздника.
 
Однажды папа вернулся с работы раньше, чтобы сообщить радостную новость. Ему дали отпуск и они все вместе отправятся отдыхать на море. Это будет первое море в жизни его сына. Это будет первый август, который они проведут не в Барыше...

Турция. Август. Пляж не пугает мальчика и не пробуждает в нем желания поскорее уйти. Он заходит по колено в воду и поражается её теплотой. Он погружается по пояс, а затем по живот. Его никто не торопит, а солнце глядит ему в затылок, поэтому не приходится жмуриться. Подходит отец и трогает мальчика за плечо. Они смотрят друг на друга и молчат. Они счастливы. Все в этом мире счастливы. Кроме чаек, летающих высоко в небе. Те беспокойно кричат, но их ропот заглушается нежным шуршанием волн о мягкий песок. Мальчик зачем-то прислушивается к их беспорядочному птичьему визгу, среди которого он вдруг слышит знакомый голос:

- Ах ты скотина! Так мать ненавидеть! Сучёныш, я тебя в детдом отдам! Только попробуй ещё!

Под его ногами уже не песок, а твёрдый дощатый пол. Он сидит на своей кровати, а мать больно стиснула его плечо и кричит. Он не знает, что натворил на этот раз, как и никогда не знал. Стеснённые рыдания жаждут вырваться из напряженного горла, а беспокойное сердце опять собирается устроить погром в маленькой груди. Мальчик терпит. Он не хочет, чтобы она видела, что добилась своего. Через несколько минут родительница прекращает "воспитание" и уходит. Слышно, как она сначала специально громко топает в зале, а затем плюхается на диван. Её гнев немного отступил, как и желание мальчика заплакать. Оба знают, что это ненадолго, ведь в любой момент мать может прибежать и продолжить сламливать его хрупкое тело и волю.

Осторожно, чтобы она не услышала, мальчик встаёт с кровати. Он понимает, что это разозлит её ещё больше, если она узнает. Но она не узнает. Тут у неё нет власти.

Он начинает ходить по комнате. По кругу. Против часовой стрелки. Это успокаивает и помогает сосредоточиться. Дощатый пол растворяется и вот уже его ноги ступают по мокрому песку, а глаза видят бескрайнее море и голубое небо.

Тот мужчина был прав. Так можно со всем справиться.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.