Ночная гостья

НОЧНАЯ ГОСТЬЯ

О чудесах природы, о том, что есть необъяснимые для человека сферы жизни, о духах, призраках знает или слышал, наверное, каждый, кто говорит по-якутски. Я сегодня хочу вам рассказать о ночной девушке. О подобных ночных девах или мужах многие наверно слышали, читали, а некоторые, может, и сами их знали. Другие, может, совсем в них не верят. Но я все равно расскажу. Пусть каждый принимает, как думает.
                * * *
Вот уже несколько лет, как Болоджумар овдовел. С тех пор у него и мыслей не появилось сблизиться ни с одной женщиной, искренне её принять и устроить семейную жизнь. Внутри, может он и желает пожениться, но почему-то боится этого. Познакомился было с одной, но не поладила она с его ребенком, так и разошлись. Поэтому в последнее время и не думает об этом. Дочка то и дело спрашивает его: “Когда ты мне маму найдешь?”. На что Болоджумар всегда отвечает: “Опять попадется такая, как та женщина, которой ты не понравилась. Мачеха будет тебя мучать. Надо тебе это?” – и  бедная девочка замолкает.
Однажды весной выехал на несколько дней недалеко от города поохотиться на уток. Устраивая скрадок, он рубил небольшие деревца на пригорке, и там он наткнулся на могильный камень. Прочитав надпись на нём, он узнал, что это могила девушки, ровно сто лет назад покинувшая солнечный мир. Бедняжка, какая она молодая была, подумал он и очень опечалился. Вдруг он вспомнил про свою жену и скорбь разбередила все раны его души. В раздумии сел около камня, покурил. «Какая юная ты была, та, которая лежишь под этим камнем… Почему и сто лет назад, и сегодня вы, такие молодые, так печально покидаете эту жизнь?» – прошептал он вслух.
Чуть посидев, подумал, что задержался здесь и пошел доделывать скрадок. До тех пор, пока стемнело, он успел добыть несколько уток и был очень этим доволен. Когда уже стало ничего не видно, достал провизию и поужинал. Ночью напал очень густой туман, не видно и протянутой руки. Вдруг сзади послышались чьи-то легкие шаги и остановились где-то рядом. Он выглянул из скрадка, но из-за тумана ничего не увидел, но все-таки почувствовал всем нутром, что кто-то есть. Болоджумар поднялся и пошел сквозь молочную мглу в ту сторону, откуда послышались шаги. И увидел в тумане очертания девичьей фигуры. Неторопливо двинулся к ней, а та немного отступила назад.
– Э, не бойся. Я на уток охочусь, не имею дурных мыслей... А ты что здесь ночью делаешь? – спросил он.
Девушка остановилась чуть поодаль, но на видном месте.
– А, да я, это… – начала было она, но тут же смущенно замолкла.
– Коров, наверно, потеряла? – спросил Болоджумар, вспомнив про увиденных сегодня коров.
– Да, коров... – ответила девушка.
– Вот тут недалеко, на опушке леса, до темноты ещё паслись. В таком густом тумане ничего и не увидишь.
– А здесь всегда так бывает.
– Может, помочь тебе поискать?
– Не надо... Я сама...
– Да как мне в таком тумане стрелять, я и не попаду в уток, вот и предлагаю тебе свою помощь.
– Пусть гуляют, сами домой доберутся.
– Меня Володя зовут, люди Болоджумаром прозвали. Ты с этой деревни? А я из города. Сам я родом из села, не могу без охоты, вот и вышел сюда на природу душу развеять.
– Ну, ты же мужчина… Дело понятное.
– Да, и я, как все. А тебя-то как зовут?
– Я… Сайына, если про якутское имя говорить.
– А что, есть и другое имя? – засмеялся Болоджумар.
– Было... Светлана, – и тут Болоджумар вспомнил про имя, написанное на том могильном камне. Но тут же подумал, что это может быть совпадение.
– Значит, у тебя два имени... И у меня тоже: Владимир и Болоджумар. А какая тишина вокруг?! Тебя это не удивляет?
– А здесь всегда так тихо, – девушка медленно подошла к Болоджумару. Оказалась что это очень нежная, с длинными волосами нежная красивая девушка. Болоджумар вытащил из скрадка складной стульчик и разложил перед ней:
– Присядь вот сюда. Сейчас приготовлю чай. И ты со мной попей чаю, не люблю я один есть. Никуда не спешишь?
– Нет, вроде некуда.
– Вот и хорошо, я быстро, – вытащил из скрадка рюкзак и начал доставать продукты. Посидели молча, поели. Вдруг девушка тихо спросила:
– А у тебя есть жена? – и Болоджумар едва не подавился куском хлеба.
– Нет, она давно ушла («барбыта – умерла», якуты не говорят напрямую о смерти). Сейчас мы с дочкой одни… – Болоджумар опустил взгляд.
– О, бедненькие... А после не пробовал?..
– После, говоришь... почему-то не получается. А ты замужем?
– Я? Я... одна.
– Как? Такая красивая, и одна?
– Ну, так оно вышло, – девушка отвернулась в сторону: – Если я тебе расскажу, ты испугаешься.
– Это чего я испугаюсь? Никогда трусом не был. Если хочешь, расскажи.
– Ну, тогда слушай. Испугаешься –останови, – и девушка начала свой рассказ.
– Я родилась в этих местах в зажиточной семье. Отец много ездил, торговал всякой всячиной. Кроме меня были в семье два старших брата и старшая сестра. Младший из братьев был на восемь лет старше меня, и я была очень избалована. Сестру и старшего из братьев видела редко. Сестра жила за рекой, приезжала изредка, только когда река вставала. А брат учился в городе. Когда приезжал, привозил мне много гостинцев. Как и любой ребенок, я играла с соседскими детьми. Когда подросла, и мне исполнилось шестнадцать, отец повез меня показать город.
Тогда я только увидела, как люди живут, все мне было ново и интересно. Та семья, где мы остановились, имела собственный магазин, отец их был известный торговец. Жил у них парень-родственник, помогал по хозяйству, мы с ним познакомились и понравились друг другу. Когда оставалось несколько дней до нашего отъезда, приехал их родной сын. И сразу начал мне оказывать внимание. Хорошо, что мы скоро уехали. Через три года тот торговец с сыном приехали к нам.
Отец зашел ко мне за перегородку-хаппахчы:
– Дочка, Сайына, человек рождается, чтобы создать семью. Эти люди приехали свататься к тебе. Они крепкая, зажиточная семья. Что ты об этом думаешь?
– Отец, мне нравится другой парень, лучше наверно тебе сказать им об этом, – ответила я.
– Ну, дитя мое, как я пойду против твоей воли, – и отец глубоко вздохнул. Вышел и передал тем людям мои слова. Я подглядывала в щель двери, и увидела, как побагровело лицо того парня:
– Неужели она ждет того парня-табунщика, который давно уже кормит земляных червей?
– Не понял я, про каких червей ты говоришь? – спросил мой отец.
– Я про того, кого ждет твоя дочь, – ответил парень.
– Что это значит?
– Это значит... Он умер уже два года назад. Его отправили в ссылку, когда он закормил до смерти нашего лучшего скакуна отравленным кормом. Попал на добычу слюды, здоровье его не выдержало и он погиб, о том пришло нам извещение.
– И ты этому радуешься? – взорвался мой отец. – Вот дверь, в которую вы вошли! Уйдите, вон из моего дома! – начал их выгонять. На пороге отец парня обернулся:
– Никто нас не выгонял еще из своего дома, как ты, словно собак. Ну, раз такое дело, мы с тобой по-другому поговорим, - и, громко хлопнув дверью, вышел из дома. Отец резко сел на стул:
– И таким подлым людям я чуть не отдал свою дочь, - сказал он, мой родимый.
Однажды он уехал в город и пропал. Весной, когда растаял снег, нашли за городом его труп. Преступника так и не нашли. Однажды к нам заявились тот парень, который хотел на мне жениться, с полицмейстером и сказали, что ищут моего брата. Сказали, что якобы он сошелся с какими-то людьми и пошел против власти. Начали нам грозить, требовать, чтобы сказали, где мы его прячем. После этого приезжала сестра и захотела увезти нас с собой, но мы с матерью ни за что не согласились. Началась тяжелая жизнь без отца. Тот парень приехал еще раз и сказал мне:
– Если только выйдешь за меня, все твои беды закончатся, подумай об этом.
– Вы убили моего отца, и после этого тебе не стыдно звать меня в жены? Не будет никогда этого, так и знай!
– Куда ты денешься?! Скоро сама за мной будешь бегать, тогда и посмотрим, – захохотал он.
– Чем стать твоей, я лучше утоплюсь… И буду мстить вашему роду, пока всех со света не изведу – оветила я, но он не переставал смеяться мне в лицо.
– Ну, посмотрим, на сколько веков хватит твоей ненависти. Думаешь, на том свете встретишь свою настоящую любовь, того парня-табунщика? Хватит молоть чепуху, подумай. Я скоро вернусь, тогда и дашь ответ.
Я не захотела выходить за человека, который погубил и мою любовь, и родимого отца, да утопилась в глубоком омуте, так и оборвалась моя жизнь. Мать с братом нашли и похоронили меня здесь.
Болоджумар слушал рассказ девушки, и слезы текли из его глаз. Еле перевел дыхание, и, не глядя на девушку, спросил:
– Значит, ты… мертва… жива... А тем людям ты отомстила?
– Они свое получили сполна. А ты не бойся, тебе я ничего плохого не сделаю.
– Нет, нет, я не боюсь. Но я и сейчас ничего не понимаю.
– Ну как ты не понимаешь. Я не живой человек. Я… – начала было девушка, но вдруг вскочила на ноги и убежала, пропала в тумане.
Болоджумар проснулся в скрадке. «Что же это было? Сон или явь? Удивительно все это», – огляделся по сторонам. «Что за диво? Вроде только что здесь была. Неужели та девушка из могилы? Как страшно!!! Но она сказала мне не бояться. А туман-то рассеялся. Ну-ка, схожу еще раз к тому камню», – и пошел на опушку леса к тому месту. Наклонился к камню, чтобы прочитать надпись. «Под сим камнем лежит раба божия Светлана…» – прочел он, и словно у него по спине побежал ледяной поток, сердце забилось сильнее. Оглянулся кругом, будто она сейчас откуда-то появится, и стал читать дальше: «…мая 9 дня 1906 года». Значит, жизнь её оборвалась на том озере, где он поджидал уток. Поэтому здесь и похоронили. «Это правда, правда. Сайына. Сайына, ты слышишь меня? Я не боюсь… Не боюсь, появись, прошу тебя» – прошептал он и погладил камень. Подождал довольно долго и пошел к скрадку, уселся там. Не уймется у него душа, все время поглядывает на опушку леса, совсем забыл о том, что надо в уток стрелять. В это время со стороны леса опять наступил густой туман.
– Ты меня звал? – услышав девичьий голос, от неожиданности парень обернулся и увидел, что она стоит рядом. Болоджумар подскочил к ней.
– Не исчезай… Я не боюсь, не исчезай…– хотел было приблизиться, но девушка отошла назад. – Сайына, зачем убегаешь? Не бойся, я тебе не сделаю зла.
– Я не боюсь. Ты человек, а я…
– Будь что будет... Не исчезай. Не исчезай, только этого прошу.
–  Если ты меня не боишься, я могу к тебе только ночью приходить. В полнолуние, – сказала девушка.
– Только в полнолуние. А как я к тебе смогу приходить?
– Нет, нет! Я сама тебя найду. Вот, возьми одну мою сережку, тогда я тебя найду. Сейчас я исчезаю… Скоро солнце взойдет. Возьмешь сережку в руку и позовешь меня, в полнолуние, – и девушка исчезла.
Болоджумар вдруг проснулся от грохота ружейног выстрела. За озером показались люди. «Что это? Неужели опять все приснилось? Опять я ту девушку увидел»,– раздумывал он, когда к нему подошли двое.
– О, а тут, оказывается, кто-то есть? Парень, что ты не даешь о себе знать? Мы в твоих обманок стреляли.
– Заснул я совсем. От вашего выстрела и проснулся, – ответил Болоджумар.
– Как ты не боишься здесь ночью сидеть? Мы здесь только в светлое время бываем. Ты ничего не увидел? – спросил тот, кто постарше.
– Да вот так и сидел. Видите, даже настрелял кое-чего, – показал им убитую дичь.
– Здесь по ночам лучше не бывать. Ничего необычного не заметил, я спрашиваю?
– Нет, друг. Да и кто ко мне сунется, ведь я сружьем…
– Ну ладно, давай тогда чаю здесь попьем, – гости достали свою снедь и расселись на том месте, где принимал пищу Болоджумар.
За завтраком старший сказал:
– Меня зовут Джарасын (Герасим), а это мой сын Митэккэ (Митька). Здешние мы. А ты откуда будешь, не местный ты кажись, не признаю я тебя.
 – Ээ, Болоджумар меня зовут. Из города приехал. Отпросился на работе, люблю я, как всякий мужчина, весной поохотиться. Не смог уехать на свою родину, вот и отвожу душу здесь.
– Оно и видно, знал бы кого здесь, не приехал бы сюда. Ну, слушай, расскажу я тебе. Название этому месту – У Могильного Камня. Давно, еще до революции, жила в нашей местности прекрасная девушка. Хотели ее выдать за сына какого-то богача, ей это не понравилось, и она здесь утопилась. И та мертвая девушка по свету бродить пошла и много людей извела, говорят. Сначала погубила того богача. Как-то, пьяный, остановил он в городе извозчика. По пути извозчик повернулся и увидел, что у пьяного выпала шапка на дорогу. Остановил повозку, сошел с неё, чтобы шапку поднять. Тут откуда-то появилась огромная черная собака и с лаем кинулась на коня, тот испугался и понес куда-то повозку. Кибитку ту нашли на утро, далеко за городом на проселке, по которой только сено возят. Пьяный богатей сидел на ней весь скрюченный, замерзший насмерть. Те, кто видел, говорили, что той кибиткой управляла девушка в летнем платье. После этого приезжал, говорят, сюда сын замершего и искал могилу, но никто ему не выдал. Хоть и говорил он всем, что даст много денег тому, кто скажет, где могила, но никто не согласился. Вот так вот. А могила той девушки здесь. Вот и обходим мы это место стороной, когда темно, – закончил Джарасын свой рассказ.
Болоджумар слушал молча, Джарасын вытащил табак, порылся в карманах и, не найдя спичек, попросил у Болоджумара:
– Спички у тебя найдутся? Мои где-то выпали, что ли.
Болоджумар подал ему зажигалку. И тут увидел, что вместе с зажигалкой вытащил из кармана одну сережку. Пряча от собеседников, сунул её обратно в карман.
– Вот такие дела, парень. Те, кто ночью здесь бывает, говорят, видят ту девушку. Я сам не видел, но всему верю. Как-то в детстве ходили сюда с отцом уток пострелять. Отец мой тогда видел её, мы быстро собрались и сбежали прочь от этого места. Может, её видят  те, у кого открытое тело (люди с тонкой психической и физической организацией, способные видеть и чувствовать сверхъестественные явления, духов, призраков и т.п.). Не знаю. Но сам я лично боюсь…
– Нет-нет, я ничего не видел. Значит, та девушка убивала людей?
– Старики рассказывают, что так оно и было. До этого её отец пропал без вести. Может, из-за этого она до такого и дошла. Э, да еще в первые годы советской власти приезжал сюда, говорят, её то ли старший, то ли младший брат, коммунист, задерживал людей, которые про неё рассказывали, и приказывал им больше не распространять всякие небылицы. Ну, мы кажется, засиделись. Нохо, Митэккэ, пора нам и домой идти. Я тебе рассказал то, что люди рассказывают. Верить или не верить этому – волен ты сам, – и гости, скоро собравшись, ушли.
Когда их не стало видно, Болоджумар вытащил из кармана серьгу. «Это все правда. Она же дала это мне во сне. Погоди, что она еще говорила? Что в полнолуние будет ко мне приходить. Сказала, нужно взять сережку в руку и позвать её. Тогда она придет. Нет-нет! Я не боюсь. Если бы хотела, давно бы меня сгубила. Сайына, я позову тебя, не испугаюсь», – и он погладил серьгу.
Приехав домой, Болоджумар подробно изучил календарь, узнал, когда настанет полнолуние. Ждать еще три недели. Почистил девичью сережку, нанизал её на шнурок и одел себе на шею. И стал каждый день ожидать полнолуния. Вот и настал долгожданный день. Ночью Болоджумар, взяв сережку в ладони, прошептал: «Сайына. Сайына, приходи, я тебя жду»,– и, показалось ему, что уснул, а может, и нет.
– Я здесь, – шепнула девушка ему в ухо. Повернувшись, он увидел Сайыну. Словно прося не шуметь, она приложила указательный палец к губам. Девушка тихо подплыла к нему, села рядом и снова зашептала:
– Как долго ты меня ждал? Ты ждал меня или нет?
– Ждал. Очень долго ждал... А почему только в полнолуние?
– Этого я не знаю, знаю, что только в это время нам открывается дорога. Когда полнолуние, или когда туман, – ответила девушка.
– А я… Кажется, хочу тебя видеть каждую ночь.
– Это невозможно. А почему это так, я тоже не знаю.
– А там есть Время?
– Нет, там Времени нет.
– А здесь оно так медленно тянется, какое это страдание…
– Это хорошо, когда есть Время. Что хорошего в том, когда все одномерно. Ты не знаешь, как я страдаю. Не пожила я толком на свете, из-за этого все мои муки. Сколько бы я детей нарожала, сколько поколений после меня бы потянулось? А тогда я сделала неправильный шаг… Нужно было просто переехать в другое место. Да что сейчас об этом жалеть, когда все давно уже случилось... Брожу вот по свету, людей пугаю…
– Но я же не боюсь.
– Когда почувствую твой страх, больше приходить не буду. Если найдется человек, который искренне меня пожалеет и попросит за меня прощения у высших божеств за все мои грехи, душа бы моя очистилась, и я избавилась бы от всех моих мук. Я жаждала только мщения, вот и дошла до такого. Сначала нашла того, кто приказал убить моего отца, и сделала так, чтобы он замерз. Потом нашла двоих исполнителей его приказа, которые убежали в Бодайбо и там прятались от правосудия, их тоже погубила. Затем замучила мать того парня, который хотел на мне жениться, так мучила, что она закончила жизнь в сумасшедшем доме. А сына…  Сына нашел и отомстил за все мой брат. Тогда случился большой раздор между красными и белыми, все убивали друг друга. Этим он и воспользовался – тихо рассказала девушка.
– А сейчас, надеюсь, нет той ненависти? – тоже тихо спросил Болоджумар.
– Сейчас жажды мщения нет. Сейчас я очищаю душу.
– У меня давно нет жены. Она тоже ходит, наверно, как и ты, как живой мертвец?
– Нет, это случается только с самоубийцами и с теми, кто ушел с неисполненной жаждой мщения и ненавистью, только мы остаемся в этом срединном мире, и все нас называют «ёр».
–  А почему я тебя вижу, или все остальные тоже тебя видят?
– Все не могут видеть. У тебя открытая душа, потому и видишь. У очень одиноких людей открывается тело. Людей с такими душами находят себе подобные мне девушки и женщины. И мы становимся ночными женами.
– Ночная жена? Раньше я слышал о ночных мужьях. Значит, и такое бывает.
– Да, такое бывает. Они притягиваются к одиноким незамужним женщинам…
Вот так, неожиданно, Болоджумар по своей воле нашел себе ночную жену. Стал каждый месяц с нетерпением ждать полнолуния. И так и не смог понять: во сне она приходит или наяву?
 О, как много в этом срединном мире неведомого человеку, необъяснимого…


Рецензии
Какая замечательная история. Добрая, и не ужасы совсем. Читала с удовольствием.

Юлла Исупова   13.06.2017 22:02     Заявить о нарушении