Аньоло Бронзино Портрет Элеоноры Толедской с сыном

        Аньоло Бронзино.Портрет Элеоноры Толедской с сыном. 1545
Дерево, масло. 115 ; 96 см Уффици, Флоренция

   Специалисты не могут достоверно определить, кто именно из сыновей Элеоноры изображен на этом портрете - Франческо, родившийся в 1541 году, или Джованни, появившийся на свет двумя годами позднее. Но, в любом случае, перед нами - одна из лучших работ Бронзино. Этот портрет входит в число шедевров мировой портретной живописи.

       Элеонора Толедская, дочь испанского вице-короля Неаполя, была выдана замуж за девятнадцатилетнего герцога Козимо в 1539 г. в возрасте семнадцати лет. У них было одиннадцать детей, большинство которых умерли в детском или юношеском возрасте.
      
  Элеонору Толедскую, дочь неаполитанского вице-короля и жену Козимо I Медичи, и ее детей Бронзино писал не раз, но этот портрет едва ли не самый лучший. Она представлена здесь как правительница Тосканы.

              Для портрета Элеонора Толедская позировала в своем любимом платье (в нем же ее и похоронили). Художник верно уловил черты характера супруги герцога Медичи. Ум, властность, победительная красота сочетаются в ее лице с задумчивостью и сдержанностью. Козимо Медичи женился на Элеоноре Толедской в 1539 году.

       Этот брак, разумеется, был династическим, но оказался, если верить свидетельствам современников, на редкость счастливым. Отличаясь рассудительностью и деловитостью, Элеонора Толедская внесла огромный вклад в укрепление могущества семьи Медичи.

          Именно она приобрела в собственность Палаццо Питти - дворец, ставший главной резиденцией Медичи во Флоренции. Кроме того, Элеонора покровительствовала искусствам и со страстью коллекционировала драгоценности. Одним из любимейших ее камней был жемчуг. И ее платье, и головной убор богато расшиты крупными жемчужинами.
      
   Пухлый малыш, которого Элеонора прижимает к себе, заставляет забыть о ее титуле и увидеть, что перед нами, в первую очередь мать , любящая своего ребенка и переживающая за него. Материнскую тревогу, которую ей не удалось скрыть даже ради этикета, и подметил во взгляде женщины Бронзино.

  Получается, что весь роскошный наряд герцогини - это своего рода отвлекающий маневр, который заставляет зрителя рассматривать второстепенные вещи, чтобы потом встретиться глазами с Элеонорой и понять, что эту картину создал художник, глубоко понимавший человека.

           Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и превращается в подобие светящегося нимба, который добавляет возвышенности её благородному облику. Тёмные волосы женщины уложены в строгую причёску с пробором посередине и удерживаются жемчужной сеткой. В ушах у Элеоноры серёжки тоже из жемчуга, только каплевидной формы.

           Платье Элеоноры из белого шелка с арабесковым узором из бархата и гранатовым узором из золотой парчи плотно облегает верхнюю часть её тела. Жёсткая форма рукавов с декоративными разрезами привлекает внимание к линии плеча. Прямой вырез декольте прикрывает плетение из парчового шнура и жемчуга, гармонирующее с сеткой в волосах герцогини.

           На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. На груди Элеоноры два жемчужных ожерелья: одно опускается до середины груди, а другое, короткое, украшено кулоном из крупного обработанного топаза и каплевидной жемчужины. Ткань для платья была изготовлена по испанским образцам на мануфактуре Медичи во Флоренции.

        Супруги были примером долгой и мирной семейной жизни, герцог ни разу не был замечен за публичными изменами. Традиционная религиозная пара, которой были Козимо и Элеонора, также подчеркивали их отличие от предыдущего правления Алессандро Медичи, отличавшегося разгульной жизнью. Элеонора была единственным человеком, имевшим влияние на темпераментного герцога.

        Предполагается, что в 1550-х годах Элеонора заболела туберкулезом и стала меньше появляться на публике, окончательно затворившись в 1560 году. Скончалась от малярии в возрасте 40 лет вместе с двумя своими сыновьями       


Рецензии