C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рассказ старика

Рассказ старика

Близится Новый год, и все люди суетятся, готовясь к празднику. Кто-то думает о том, что одеть на корпоратив, кто-то о продуктах на праздничный стол. В один из таких дней и я решил сходить на один центральных рынков города, мы тоже, как и другие, хотим достойно встретить Новый год. Да иначе и нельзя, все-таки дети в семье. Ожидая автобус, делаю вид, что читаю разные объявления, просматриваю тут и там. Подошёл какой-то старик, встал рядом и начал похлопывать себя по карманам, кажется, что-то ищет. Увидел меня и ласково спросил:
– У тебя, может, спички найдутся?
–  Спичек нет, зажигалку имеем, - вытащив из кармана, протягиваю старику.
– Вот и хорошо, дашь прикурить? – старик вытаскивает пачку “Беломорканала”, прикуривает, затягивается пару-тройку раз и с облегчением выпускает дым.
– Что, старик, наконец-то ты вроде доволен жизнью? – спрашиваю его.
– Да, не говори, будто и веселее на душе. На самом деле, много ли человеку надо... Вот мне одной затяжки табака и хватит, – улыбается старик.
– Ну не знаю, мне, например, этих, как говорится, “над” много нужно. Мне бы твои небольшие заботы, – говорю я старику.
– “Небольшие заботы”... – повторил старик и застыл, глядя в одну точку, постоял немного, потом как бы второпях несколько раз затянулся, посмотрел на меня, словно только что увидел и неожиданно спросил:
– А знаешь, сынок, что скоро Новый год?
– Об этом, наверно, знает каждый, кто только ходит на ногах, – отвечаю я ему.
– Так то оно так, но есть некоторые люди, которые его не ждут. Например, я... – старик опять замер и уставился в одну точку.
– Дед, думаю, ты не прав, разве найдётся тот, кому праздник не в радость? Новый год – это же великий праздник.
– Велик то он велик, но нынче будет сорок один год, как я его не встречаю, – сказал старик, громко и тяжело вздохнув.
– Сорок один год? Как же это много! – удивляюсь я его словам.
– Как подумать, действительно много, оказывается, времени прошло... Были бы мои дети, сколько бы сейчас было у меня внуков... – опять постоял в молчании. – Слушай, сынок, я должен тебе всё рассказать, ты послушаешь меня, никуда не спешишь? – схватил меня за руку.
– Да, дедушка, конечно, послушаю, пойдем туда, в теплое место, там-то за горячим чаем все мне и расскажешь, – и, взяв его под локоть, веду в ближайшее кафе с восточной кухней. Заказав чайник чая и кое-какую снедь, снимаем верхнюю одежду и усаживаемся за стол, тут старик с минуту посидел, закрыв лицо руками. Кажется, вспомнил все былое и начал свой рассказ.
– Молод я был тогда, тридцать лет только минуло. Точнее, тридцать два мне было. Знаешь, что тогда было советское время, самые лучшие годы, можно сказать. Ну, это не важно. Были у меня тогда сын с дочкой, в самом расцвете сил я трудился тогда. Жена только что вышла из роддома с маленькой дочкой. Осталось два дня до Нового года, а меня отправили в ближайший район, где в школе перемерзли батареи отопления. Куда в то время попрешь против задания партии, пришлось мне ехать. Была бы тогда такая связь, как сейчас, может и не случилось бы с моими ничего. Кто меня в самый праздник обратно повезёт. А в самую новогоднюю ночь пожар отнял у меня всех родных...
Об этом я узнал только по приезду. Машина, которая меня везла, подъезжает к дому, а самого дома не видно. Не помню, сколько времени я ошалело бегал вокруг пустого пепелища. Едва опомнившись, побежал к соседям, и один русский старик сразил меня словами, что никто не выжил. Вот и не люблю с тех пор этот праздник. Никогда его не встречаю, все время думаю о том, погиб бы я вместе со всеми, или спас бы родных, будь я тогда дома. Не знаю, этот вопрос с тех пор меня все время преследует, каждый год. Пожарные сказали, что огонь начался от ёлки. Тогда ещё не было современных гирлянд. Бывает и такое в жизни. Кто-то ждёт, а кто-то... Ну вот, мне вроде даже полегчало. А ты это у себя не держи, у каждого своя жизнь, – старик оделся и вышел на улицу. А я остался и долго раздумывал над рассказом старика. Не каждому такое удаётся пережить. Поражаюсь мужеству человека, который столько лет стойко несёт в себе такую боль.

Суор Уола.


Рецензии