Точка интеллигентности

Когда мы с мужем в начале двухтысячных собирались ехать  в Германию, мы решили, что пора изучать  немецкий язык. В школе и институте мы оба изучали английский, а о немецком у нас не было никакого представления.
Муж ссылался на занятость, а я, не теряя времени, записалась на курсы. В октябре занятия в моей группе уже начались.

Мне сразу понравилась наша преподавательница немецкого языка. Среднего возраста, живая, с юмором, общительная и открытая. В ней не было того, что я, принадлежа к учительскому сословию, сама не любила:  излишней важности, непререкаемости суждений, авторитарности.

Наши занятия проходили, на мой взгляд, правильно и интересно:  всё, что нужно запомнить и понять, преподносилось серьёзно, но при повторении и закреплении изученного не возбранялись шутки и улыбки. Правда, объяснение проходило не очень чётко - Нонна Павловна ориентировалась на тех, кто уже знал немецкий, а для меня такая  скорость изучения незнакомого  языка была не очень комфортной. Но поначалу, напрягая свои извилины, я успевала сообразить, сравнить и запомнить.

 Главным моим достижением в первое время  было то,  что я научилась читать по-немецки!  Вначале я видела немецкий текст как английский. Переворот в моем сознании произошел на слове "name". Я прочитала  вслух" нэйм", а мне говорят: "Читайте, как написано". И вдруг я увидела: это ведь "наме"! И чтение моё пошло как по маслу. Оказывается, можно не понимать смысла, а читать правильно.

Прошёл месяц, то есть всего четыре занятия, и  я заболела. Ноябрь всегда был для меня связан с простудами. Болела я долго и тяжело. А когда пришла на занятия, поняла, что слишком много пропустила. Я ничего не понимала. Мои сокурсники ушли далеко вперёд. Они уже разбирались в немецкой грамматике. Я начала думать, что же мне делать. Платить и дальше деньги за курсы и словно присутствовать в театре при исполнении пьесы на чужом языке - это неразумно.

После второго занятия, где я просидела зрителем и слушателем, я подошла к Нонне Павловне и спросила, не может ли она давать мне уроки лично. Она согласилась не раздумывая и сразу назвала цену: 10 долларов за урок. Мы договорились о ближайшей дате нашей встречи, она назвала свой домашний адрес, и я, довольная своей находчивостью,  поспешила домой. Муж одобрил мои действия. Он знал, что в холодное время я часто болею, поэтому лучше, если я буду каждый раз договариваться о занятии лично. Да и качество знаний наверняка будет выше.

Настал день моего индивидуального занятия. Войдя в метро, я стала думать, какие вопросы я задам при личной встрече. Я ведь и сама время от времени давала частные уроки - русского языка и по программе начальной школы. А теперь и я оказалась в роли ученицы. Это интересно... Нонна Павловна жила около Витебского вокзала, и мне было удобно ехать с Гражданки на метро без пересадки. Вот и её дом. Меня удивила чистота в парадной, а поднимаясь пешком по лестницам, я увидела на подоконниках горшки с цветами. Всё складывалось удачно, это было хорошим знаком, и  к нужной квартире я подошла в приподнятом настроении.

Нонна Павловна, встретившая меня на пороге, деловито сказала "Проходите!" и махнула рукой в сторону открытой двери. Я вошла  и остановилась в растерянности. Большая комната была похожа на склад мебели. Два дивана,  шкафы и шкафчики, кресла, стулья,  столы и полки - всё стояло впритык. "Может быть, в соседней комнате ремонт?" - подумала я. В это время появилась Нонна Павловна и, ничего не поясняя, уверенно пошла по едва заметному лабиринту, свободному от громоздких вещей, к письменному столу, стоявшему около окна. Мы сели по разные стороны  стола, окружённые и почти задавленные предметами мебели. Начало занятий было немного странным. Но я пришла сюда с определённой целью.

Я открыла тетрадь, готовая записывать и запоминать с удвоенным вниманием. Нонна Павловна тоже открыла какие-то бумаги и углубилась в них. Я терпеливо ждала. Потом кашлянула. Она взглянула на меня и сказала:
- Спрашивайте! Что вы молчите?
- Ммм...Я бы хотела с самого начала...Ну, почти...
- Тогда я вас буду спрашивать. Расскажите о спряжении сильных и слабых глаголов.
Я стала вспоминать. Что такое  спряжение глагола я, преподаватель русского языка, конечно, знаю, но сильные и слабые глаголы... Что это такое?
- Я не помню.
- Вспоминайте!

Шорох и странные звуки послышались слева. Я повернула голову и увидела собаку, которая почти  неслышно подошла к нам и влезала в пустое  кресло, стоящее рядом с моим стулом. Я замерла. Соседство с незнакомой собакой никак не входило в мои планы по изучению немецкого языка. Я не знала, как она поведёт себя в такой близости ко мне. Собака слегка обнюхала меня и устроилась поудобнее.

Хозяйка никак не отреагировала на появление домашнего животного. Она продолжала углублённо заниматься изучением своих бумаг. Я подождала ещё немного и спросила:
- Нонна Павловна, мы будем сегодня заниматься немецким?
Она взглянула на меня отчуждённым взглядом и недовольно произнесла:
- Я задала вам вопрос, а вы не отвечаете!
- Я не могу ответить на ваш вопрос.
- Вспоминайте, я это объясняла.
- Как я могу вспомнить то, чего я не знаю? Я посетила только четыре занятия. Я знаю, что такое буквосочетания, правила чтения, произношения...
Она, перебирая лежащие перед ней бумаги, достала большой лист и протянула мне.
- Читайте!

Я начала читать. Вдруг слева послышались какие-то хрюкающие звуки. Я вздрогнула! Повернув голову, я увидела, что собака спит. И храпит при этом. Я не разбираюсь в собаках, а тем более, в их возрасте. Но я подумала, что, скорей всего, это старая собака.
- Читайте!
Я смотрю направо.  Глаза Нонны Павловны опущены к бумагам.
Процесс чтения для меня несложен, но совершенно не интересен. Я произносила слова, не понимая их смысла, стараясь только соблюдать определённые правила.
Иногда я останавливалась. Мне уже было интересно проверить, слушают ли меня.
Нонна Павловна отрывала глаза от бумаг и говорила : "Читайте!"

Наконец, мне это надоело.
- Может быть, вы мне что-то  новое объясните?
Нонна Павловна взглянула на часы и произнесла:
- У сильных глаголов происходят изменения с корневой гласной у местоимений du и er/sie/es.
Благодаря каким признакам выделяются слабые глаголы? Это наличие суффиксов –te в прошедшем времени. При этом гласная в корне слабых глаголов не меняется при спряжении по временам. Поняли? Приведите примеры!
Я тупо молчала.
- Посмотрите в своём самоучителе... Или что там у вас?
Она ещё раз взглянула на часы и сказала удовлетворённо:
- Время вышло.

Я положила чистую, неиспользованную  тетрадь в сумку. Нонна Павловна смотрела на меня выжидательно. А, она ждёт от меня денег... В голове у меня крутились слова: "А платить-то не за что!"
Почему я не сказала этого вслух?

Когда ещё дома я собиралась на занятие, стала думать, как я буду платить за урок. У нас было 30 долларов, одна купюра 20 долларов и 10 купюр по доллару. Почему-то мне показалось неудобным давать эти десять бумажек по одному доллару. Учительница будет долго  пересчитывать... И я решила отдать одну купюру в 20 долларов - либо со сдачей, либо за два урока.

Я протянула деньги Нонне Павловне, ожидая  сдачи. Но она ответила, что сдачи у неё нет. Такой поворот дела мне не понравился. Смутные чувства неудовлетворённости, недовольства зашевелились во мне.  В прихожей, пока я одевалась, Нонна Павловна стала похожа на себя прежнюю. Улыбаясь, она спросила меня, когда я приду на следующее занятие. Я молчала. Тогда она улыбнулась ещё более приветливо и, заглядывая мне в глаза, сказала:
- В следующий раз мы позанимаемся подольше. Так когда?

Я ответила, что позвоню ей,  попрощалась и ушла.
Настроение было паршивым. Я чувствовала себя обманутой, одураченной. Почему я всё это терпела? Разве это занятие? Надо было сразу всё поставить  на свои места! Да вообще повернуться и уйти.  Но я до конца не могла поверить, что вот так можно вести себя со взрослым человеком. Мне всё время казалось, что вот сейчас она извинится, скажет, что ей срочно надо было что-то сделать, и мы начнём заниматься. А главное - я же знала, к кому я шла. Я шла к хорошей преподавательнице, симпатичной по-человечески женщине... И не могла, находясь рядом с ней, представить, что она совсем другая.

Я рассказала мужу всё как есть. Он спросил:
- И что дальше?
- Я не знаю, - искренне ответила я, - надо подумать.

А что было думать? Мои доллары были заплачены вперёд. И получается, что  я должна была идти снова в неизвестность. Но шли дни, и меня всё меньше привлекала перспектива сидеть в комнате, забитой мебелью, рядом с храпящей собакой. Прошла неделя, и я поняла, что я не хочу туда идти. Вот просто - не хочу!
Но и ехать туда за деньгами тоже не хочется. Почему-то не хочется видеть Нонну Павловну.

Мой покладистый муж согласился выручить меня.
Я набрала нужный номер телефона и, стараясь говорить доброжелательно, не входя в подробности, сказала преподавательнице, что по личным причинам я не смогу продолжать  занятия, и спросила, когда можно приехать за деньгами моему мужу. На другом конце провода после паузы раздался недовольный голос:
- Я сейчас не могу назвать день и время. Позвоню позже!

Она позвонила через десять минут. Довольно грубо сказала:
- Знаете что? Пусть ваш муж не приезжает. Деньги я не отдам.
Я подумала, что она хочет отдать деньги лично мне и начала что-то говорить...
- Я же сказала: я не отдам деньги!
- То есть как? - Я отказывалась верить своим ушам. - Ничего не понимаю.
- Мы с вами договорились о занятиях. Я ведь уже рассчитывала на вас заработать. И вдруг вы отказываетесь.
- Послушайте, я вам ничего не обещала. Да, я хотела с вами заниматься, но мне не понравилось наше первое занятие, его, по сути, не было. Я не подвела вас, так как не называла дату следующей нашей встречи. Вот если бы я договорилась на какое-то число, а сама не пришла, да, тогда вы были бы вправе не возвращать мне деньги. А сейчас ситуация абсолютно простая.
- Говорите что хотите. Деньги я вам не верну.
Я растерялась.
- Вы знаете, как это называется? Да это... похоже на воровство.
Она бросила трубку.

Такое мне не могло прийти в голову в самых нелепых мыслях,  в самых дурных снах! Так не вязался облик Нонны Павловны, преподавательницы немецкого языка, обаятельной улыбчивой женщины  с этой ... наглой пройдохой, с этим грубым голосом и развязным тоном!

Я подошла к мужу, совершенно сбитая с толку.
- Что будем делать?
Вопрос я задала автоматически. Я знала, что ничего не стану делать. Более того, я собиралась отговорить мужа от каких-либо действий. Не хотелось втягивать его в скандальную историю. Не хотелось вставать на её уровень.
- Я всё слышал и всё понял.

Для нас, нищих педагогов, это были деньги. И вот так беспардонно, среди бела дня, нас грабят.
Но было нечто, что было ещё хуже. Это обманутое доверие, это пошатнувшаяся вера в человеческую порядочность, честность.

- А ты знаешь, - задумчиво сказал мой муж, - мы ничего не будем делать. Мы будем выше этого. Пусть она подавится нашими долларами.

И все же я была поражена. И с удивлением говорила:
- Как же она не боится? Ведь я знаю её адрес. Я могу ей как-то навредить... Ну, не знаю, например, дверь поджечь...
- Фантазёрка...
- Теоретически, конечно... Ты ведь знаешь, я этого никогда бы не сделала, но другая на моём месте... И потом, я ведь  знаю, где она работает. Она не думает, что я могу пойти туда и устроить там скандал? Опозорить её?
Муж улыбался.
- Она же видит, с кем имеет дело!  Да у тебя на лице всё написано!
- Что?
- Интеллигентность твоя!

Я вздохнула. А муж сказал:
- Забудь, выбрось из головы.

Но сам, видно, думал об этом. Немного погодя он сказал:
- Что поделать, вот мы с тобой никогда не сможем вот так... зарабатывать. Вспомни  своего ученика.
- Какого?
- Ну, как его звали? Андрей, Антон? Сына нового русского...
- А... Антон...


Продолжение
http://www.proza.ru/2017/09/05/2184


Рецензии
Жизненная основа рассказа, финансовые отношения с учительницей немецкого языка красноречиво обнажают особенности характеров и времени. Спасибо, Светлана!
Счастливого Вам начала Нового года! Прекрасного праздничного настроения! Творческих удач и благополучия!

Дмитрий Гавриленко   01.01.2024 06:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! Внешность, приятный разговор и впечатление от человека бывают обманчивы. Такие люди сами себе роют яму. Бог с ними.
Будем радоваться жизни, новенькому году и надеяться на хорошее. Счастья вам и праздника души!

Светлана Шаляпина   02.01.2024 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.