Аньоло Бронзино Джованни Медичи с птичкой в руке

          Аньоло Бронзино. Джованни Медичи с птичкой в руке.1549, Tempera 58 x 45,6 cm, courtesy Galleria degli Uffizi, Florence

             Бронзино относился к семейству Медичи почти с обожанием. В письме, датированном 1551 годом, он называет Козимо Медичи "лучшим правителем, которого знавал мир", его жену, Элеонору Толедскую, - "воплощением всех добродетелей", а их детей - "маленькими ангелочками". У герцога и его жены было одиннадцать детей. Кроме того, герцог имел незаконнорожденную дочь, которую Элеонора Толедская, по свидетельствам современников, любила, как родную.

        Бронзино написал множество портретов супругов Медичи (некоторые дошли до нас, увы, только в виде копий) и их детей. Первым по времени из детских портретов считается "Портрет Биа Медичи" , незаконнорожденной дочери Козимо Медичи, чью смерть от лихорадки в 1542 году тяжело переживало все семейство герцога.

          Известно, что работа была создана за короткое время: заказал герцог портрет своего сына в середине марта 1545, а уже к началу мая он был готов. На портрете малышу всего 18 месяцев, хотя антропологически его внешность соответствует 2х-летнему ребёнку.

   Мальчик не  случайно держит именно эту птицу в руке, ведь щегол является символом Христианства. На мальчике розовый костюм с золотыми строчками. На поясе привязан коралл, сливающийся по цвету с одеждой, не сразу и заметишь – это оберег, который часто одевали на детей во Флоренции, дабы отвести беду и болезни.

   Уникальность этого произведения проявляется в сравнении с другими детскими портретами. Обычно Бронзино писал их серьёзными «взрослыми» лицами, но Джованни совсем не такой – картина очень эмоциональная, живая и показывает нам ребёнка совсем реалистично. Более того. Мальчик изображён не в полный рост и без «классического» поворота головы на 3/4, а почти фронтально. Нельзя не умилиться пухленьким пальчикам и круглым щёчкам, а ещё цепкий взгляд заметит первые молочные зубки, едва выглядывающие.

   У Козимо было 4 сына и каждый из них изображён на портретах по-разному, причиной этому являлся тот факт, что для каждого из отпрысков отец готовил свою судьбу. Самому младшему сыну, Джованни, была уготована судьба кардинала, коим он и стал уже в 17 лет.

   По свидетельствам тех лет мы узнаём, что мальчик описывался как «красивый и толстенький», а его портрет был признан «самым красивым и счастливым из всех изображаемых детей…». Что ж, нельзя с этим не согласиться.


Рецензии