Испытания Владимира Бояринова

Книга с автографом
    Эта замечательный фолиант был мне подарен давно, но место на книжной полке он занял не сразу. Как и всякая другая книга такого уровня и свойства, «Испытания» Владимира Бояринова долгое время пребывали на письменном столе, и я много раз брал внушительный том в руки, чтобы читать и перечитывать, оставляя закладки до следующего раза. Об этой книге, как и об её авторе, много написано и сказано, но, может быть, я сумею добавить к этому немного собственных красок.
      Среди огромного потока правдами и неправдами издаваемых поэтических сборников, истинные жемчужины в наше время попадаются не часто. Здесь же – настоящий клад. Глубокая, прочувствованная, щемяще-русская поэтическая философия, вместившая, кажется, всё: и раздольное веселье, и неизбывную тоску-печаль, и бесшабашность русского «авось», и потаённую нежность к этим лугам и покосам, к этим простодушным мужикам и женщинам, что чувствуют свою ответственность перед вскормившей их землёй.

Удивительные берега!
Даже солнце застыло в зените –
Засмотрелось. Вот это луга! –
Я ещё не видал знаменитей.

А трава здесь какая, трава!
А в лесу, поднебесья касаясь,
Не деревья стоят – дерева! –
Что ни дуб – непременно красавец.

И живёт здесь хороший народ,
И делами, и песней красивый.
Он выводит запев, и поёт
Вся Россия!

    Владимир Бояринов – большой русский поэт, продолжающий в наше время великие традиции российской литературы. И это сказано не с чужого голоса и вовсе не ради пафоса. Внимательный читатель не может не почувствовать, не услышать душой в бояринских стихотворных строчках неброские мелодии, вдохновлявшие Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Твардовского и многих других славных певцов нашего Отечества.
     И вот только теперь, когда поэтический сборник «Испытания» прочитан мной вдоль и поперёк, я могу взяться за перо, чтобы продолжить цикл своих заметок, объединённых рубрикой «Книга с автографом».
     Владимир Бояринов как-то выступал на собрании нашей писательской организации, и ещё тогда он оставил во мне особенные впечатления. Человек по-народному, без фальши простой, искренний, чуждый рисовки и эпатажа, он был глубок, по-доброму насмешлив и неуклонно логичен. Читая его книгу «Испытания», вместившую лучшее из написанного за сорок лет, я вдруг ощутил, как органично она соответствует образу своего создателя.
     Путь к вершинам поэзии для Владимира Георгиевича был непрост. Он, принадлежащий к знаменитому поколению шестидесятников, для которых привычно было сочетание физики и лирики, родился 4 июля 1948 года в селе Солдатово Восточно-Казахстанской области в семье сельских учителей. В 1956 году Алтайские горы семья сменила на семипалатинские степи. Там, в селе Ново-Покровке, будущий поэт закончил среднюю школу и сразу же поступил в Семипалатинский технологический институт. После первого курса он перевёлся в Томский политех, и там, в 1968 году в газете «Томский комсомолец», увидела свет его первая поэтическая подборка.
     На заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького Бояринов поступил в 1973-м и закончил его в 1979 году. За год до этого вышла его первая поэтическая книга «Росстани», удостоенная престижной премии. Спустя год он был принят в Союз писателей СССР. Работал в столичных издательствах «Современник», «Советская Россия», «Столица», «Ключ» и других. В 1998 году учредил Фестиваль детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек», через мероприятия которого за семь лет прошло около двухсот тысяч детей.
    Начиная с 1999 года, В.Г. Бояринов – секретарь Правления Союза писателей России. В 2005 году был избран первым заместителем председателя Правления и генеральным директором Московской городской организации СП России. Он автор более чем сорока книг, среди которых есть и детские издания, а также переводы. Бояринов – лауреат многих наград и премий, Заслуженный работник культуры РФ.
    И вот, невзирая на огромную занятость, ответственность, лежащую на плечах этого невысокого человека с добрым русским лицом, он находит время и возможность поэтическим словом объединять нас всех – таких непохожих и неблизких. Ну, скажите, откуда он знает, как я люблю свою малую родину, небольшой приморский посёлок. Откуда ведомы ему мои чувства и мысли:

Не помню, что было вначале,
Не знаю, что будет в конце.
Блаженно лежу на причале,
Как в детстве на тёплом крыльце.

Играю с букашкой заблудшей,
Солёные брызги ловлю.
И берег – за то, что он лучший, –
Последней любовью люблю.

Горячий песок обнимаю –
И больно, и сладко плечу.
Что будет со мною – не знаю,
Не знаю и знать не хочу!

Или вот такое стихотворение, которое никогда бы не явилось равнодушному человеку:

Тишина у берега,
Лодки на мели.
Ночью вьюги белые
Берег замели.
Всё под снегом спрятали,
Но за кромкой льда –
Бакены неснятые,
Стылая вода.

Простые, говорящие настоящим, а не стилизованным народным языком строки, неизменно вызывают острое чувство сопричастности. Читаешь, и будто смотришь трёхмерное кино:

Отзвук
«Не спеша, как матросы, вразвалку
Мы идём с Кузьмичом на рыбалку.
И на то без особых причин
Всю дорогу до речки молчим.
Он молчит о вчерашнем улове,
О весёлой ухе на двоих, –
Он молчит, вспоминая былое,
Я – о новых дорогах своих.
Как ни жаль, а кончается лето...
Но сегодня светлы небеса.
На кукан реактивного следа
Самолёт облака нанизал.
И роняет Кузьмич: «Красота!»
Только слышится мне: «Слепота...»
И опять я чего-то не понял,
Воедино связать не сумел.
А над полем, над скошенным полем
Жаворонок тревожно пропел
И замолк. И раздался высокий
Звук отчаянья или беды!
Этот звук был почти осязаем,
Трепетал, как рыбёшка в руке!
Но остался лишь запах сазаний
В неразжатом моём кулаке.
Самолёт выходил из пике.

    А как тонко, душевно, без выспренности показан народный характер, высказано чувство патриотизма и гордости за наших славных предков и за свою страну в стихотворениях «Иванушка», «Младенец русской славы» и в других!
   Бояринов – настоящий поэт-историк, и всё его творчество пронизано духовной историей народа, запечатлённой в народном творчестве, ставшем ядром его мироощущения и неповторимой поэтической индивидуальности.
    Беспокойный ум поэта, которому до всего есть дело, озабочен и вселенскими мотивами, волновавшими истинных поэтов во все времена, но он не чужд и современных проблем атомного ядра. На примере творчества В.Г. Бояринова мы видим, как и поэта, и учёного в нём объединяет общая задача – познание сущего, будь то пространство человеческой души или материальный мир, который сам по себе – Вселенная, тайны которой глубоки и бесконечны во времени.
     Мы встречаем в «Испытаниях» многих знакомых или почти знакомых, настолько они типичны и узнаваемы. Присутствуют здесь царский опричник Малюта Скуратов, флотоводец Фёдор Ушаков, солженицынский Иван Денисович, композитор Модест Мусоргский, художники Архип Куинджи и Кузьма Петров-Водкин, забойщик Зыков, старик, приехавший в Белокаменную, крестьяне на скошенном лугу... Как лаконично и точно поэт рисует образ, как тесно при этом словам и как просторно мыслям и чувствам:

Выпили и закурили,
Помолчали, повторили,

Он молчит, и я молчу.
– Может песню?
– Не хочу.

Я люблю таких спокойных:
Ни тебе речей окольных,

И ни жалобы, ни вздоха,
И когда красиво пьёт.

Но тревожно мне и плохо,
Что он песен не поёт...

    Нет места в стихах Владимира Бояринова чернухе и бесовщине, нет в них высказанных в лоб политических позиций, лозунгов и деклараций. В мастерски выстроганных строчках кипит жизнь во всем её многообразии: там радуются и печалятся, переживают и надеются на лучшее живые люди, шагнувшие в поэтическую вечность с деревенских улиц, из городских кварталов, с необъятных просторов матушки-России. Но это не значит, что поэт не имеет своего места на баррикадах извечной борьбы добра со злом. Он говорит об этом тактично и по-доброму, но, в то же время, твёрдо и однозначно.

Когда ломаются копья
Как ни остро мы чувствуем время –
Нет опоры и в копьях уже,
Нет её на немыслимом крене,
На свистящем ужом вираже.

Мы безумцев из сказки храбрее,
Бесшабашнее их во сто крат
Да ещё на мизинец добрее,
На вершок благороднее, брат.

И за громкие в спорах успехи,
Несомненный в науках прогресс,
Время с нас посрывало доспехи
Из преданий, прозрений, чудес.

Замесил худосочные краски
Серый день по осенней поре,
Неужели заветные сказки
Предстоит позабыть детворе?

Позабыть, чтобы солнечным полднем
Распевать на другие лады:
«Мы своих родословных не помним!
Мы своим настоящим горды!»

Чтобы выйдя за город, за вытны,
Крикнуть в сумрак, что гуще смолы:
«Посмотрите, как мы беззащитны
И при этом безумно смелы!»

    Особый мир – это лирика Бояринова. Об этом можно говорить отдельно и долго. Но что толку говорить, надо читать. Читать в литобъединениях, читать в школах, читать в семьях, читать в одиночестве. Вот одно из стихотворений, завершающих книгу.

Злая доля
Надо быть большим тупицей
И безумцем до поры,
Устремляясь за жар-птицей
В параллельные миры.

Там сияет лунный бубен,
Гул нисходит по лучу.
Там поют. А я безумен!
Слёзы льют. А я лечу!

Пляшет спьяну злая доля
На пороге перемен
И гогочет: «Вольным воля,
А тебе любовь и плен!»

Гляну пристально и хмуро
И в ответ захохочу:
«Ты сама не знаешь, дура,
Как я этого хочу!»

    А мне очень хочется, чтобы, прочитав эти короткие заметки, новые ценители поэзии открыли бы для себя неповторимый, светлый и многогранный мир поэзии Владимира Бояринова. И надеюсь, что эта книга Поэта в моей библиотеке не последняя.


Рецензии
Как здорово, что у нас с Вами общие взгляды, общие знакомые, общие позиции в мистическом мире Слова!Даже одни и те же поэтические сборники стоят на наших книжных полках.Разве это не удивительно?! Удачи!

Алекс Нефедов   29.06.2017 16:12     Заявить о нарушении
Рад встрече, Алекс!

Владимир Лях   29.06.2017 17:46   Заявить о нарушении