Скирматия. Глава 10. Последний урок

X. Последний урок

В это утро Всеслав решил, что отъезд отъездом, но упускать последнюю возможность попрактиковаться с Карентом не стоит ни при каких обстоятельствах. Рассудив, что конных упражнений у него в предстоящие недели будет предостаточно, он решил подытожить всё, что узнал от Карента по части рукопашной битвы на мечах.

Всеслав и Карент пришли на тренировочный луг за воротами замка в полном вооружении. На утреннем солнце блестели шлемы, и переливался металл кольчуги. Их сопровождала пара оруженосцев, которые несли запасные мечи на случай, если что-то случится с основными, а также луки со стрелами, чтобы господа могли после боя посоревноваться в точности стрельбы.

Бой решили провести максимально приближенный к настоящему: жалеть друг друга только чуть-чуть, чтобы никто не остался калекой. Карент на правах учителя старался поначалу показывать только идеальную технику, но напор его ученика и азарт, с каким он нападал на своего учителя, быстро заставили его отбросить красоту владения мечом в угоду максимальной эффективности в данный конкретный момент. Со стороны зрелище было больше похоже на настоящую дуэль, чем на тренировочный бой. По всей округе слышался звон ударов мечей и глухие звуки, когда меч попадал по щиту или доспеху.

Минут десять бойцы орудовали своими смертоносными мечами на максимальных скоростях. Время играло в пользу более молодого Всеслава. И действительно, Карент стал постепенно уставать, а через пять минут пошли первые ошибки. Один раз он оступился, но Всеслав не успел этим воспользоваться, второй раз Всеслав отбил его удар и Карент не успел увернуться и Всеслав нанёс ему удар по шлему, так что Карент был вынужден сделать несколько шагов назад. Всеслав показал, что в настоящем бою удар бы пришёлся в шею, но Карент с эти не согласился, так как, по его мнению, Всеслав бы не успел изменить траекторию своего меча и взять пониже. Решили продолжить бой. Всеслав уже и сам стал чувствовать усталость, но ему хотелось в этой последней схватке обязательно показать учителю, на что он способен. Бой был продолжен.

Всеслав решил собрать все свои силы и атаковать Карента максимально энергично, чтобы сломить его этим натиском. Он был уверен, что раз уж Карент начал ошибаться, то он уже устал и можно его окончательно измотать. Карент был вынужден отступать под натиском Всеслава. Всеслав наносил постоянные удары, Карент еле успевал отбивать один удар, как на него сыпался следующий. Так Всеслав догнал Карента до песчаного пустыря, на котором почти не было травы. Этот пустырь был метрах в ста от места начала боя. В конце концов, Всеслав вынудил своего учителя в третий раз ошибиться — при очередном отступлении по песчаному грунту Карент споткнулся и упал на спину с грохотом.

— Карент, признаёте ли вы себя побеждённым, — в душе он ликовал и уже предвкушал услышать долгожданные слова о том, что ученик превзошёл учителя.

— Я упал, ваша милость, но я ещё не побеждён. В реальном бою вам ещё надо добить противника, а не болтать с ним. Нападайте! — ответил Всеславу Карент.

Всеслав был сильно раздосадован. Он ринулся нанести Каренту удар в центр кирасы и тем самым окончить бой, показав, что в реально бою он бы нанёс удар в нужное место. Неожиданно для него Карент сделал два переворота вокруг своей оси на земле и в последнем развороте бросил в лицо Всеславу горсть земли с песком, которую умудрился зачерпнуть при переворачивании. Всеслав закричал от боли — песок попал ему в глаза. Карент с неожиданной прытью чуть приподнялся и нанёс Всеславу подсекающий удар ногой, от которого Всеслав выронил меч и упал навзничь. Всеслав не успел толком осознать, что произошло, как Карент уже подставил меч к его горлу.

— Вы повержены, ваша милость, — сказал с улыбкой Карент.

— Так нечестно! Вы сжульничали! — закричал Всеслав. — Вы бросили мне в глаза песок, и я ослеп. Я до сих пор не могу его вытряхнуть, и глаза слезятся!

— Мы договорились вести бой максимально приближенный к настоящему. Вы собираетесь с такой речью обращаться к настоящему противнику? Или, быть может, считаете, что никто в настоящем бою, спасая свою жизнь, не бросит в вас песок? — спросил спокойно Карент. — Считайте, что это мой вам прощальный урок. Очень надеюсь, что вы его усвоите до настоящего поединка. И никогда не болтайте в бою, пока живы противники! — добавил Карент после паузы.

Всеслав снял шлем и быстро моргал и тёр глаза. Он был в бешенстве. Он уже успел примерить лавры победителя, и вот он снова проиграл своему учителю! Научился ли он чему-нибудь, если продолжает постоянно проигрывать?! Он злился на Карента за этот нечестный, по его мнению, приём, но больше всего он злился на себя, так как понимал, что Карент прав. Разумом он всё понимал, но уязвлённое самолюбие не позволяло ему успокоиться. Он молча пошёл к своим оруженосцам. Его глаза всё ещё слезились, поэтому он шёл в сторону людей, не особо их разглядывая. Карент шёл за ним.

Когда он подошёл ближе, то увидел, что зрителей поприбавилось — около оруженосцев стояли князь Радимир и княгиня Властимила. Всеслав им поклонился и сказал:

— Доброе утро, родители.

— Доброе утро, сын мой, — сказали по очереди князь и княгиня.

— Ты, я вижу, за ночь плохо отдохнул, что проиграл бой? — спросил князь.

— Я проиграл только потому, что Карент нарушил рыцарские правила и бросил мне песок в глаза. Я оказался не готов к такой нечестной игре, — оправдывался и жаловался Всеслав. Князь посмотрел на него с укоризной и Всеслав замолчал.

— Достопочтенный Карент, это был выпускной экзамен? — спросил князь, поворачиваясь к подошедшему Каренту.

— Что-то вроде того, ваше светлость. Мы решили провести последнюю тренировку и проверить сразу все знания, которые я передал вашему сыну, — ответил Карент.

— И как вы оцениваете, достопочтенный Карент, итоговый результат? — спросил князь.

— Итоговый результат боя вы видели сами, но ваш сын почти одолел меня. Результат настоящего боя мог быть любой, так как удача переменчива и могла улыбнуться каждому. Сегодня она просияла в мою сторону, — отвечал Карент. — Если, ваша светлость, изволит спрашивать про общие успехи его милости, то они впечатляющие. Всеслав в очень хорошей форме и освоил все приёмы, которые я сам знаю. Он осваивал военное искусство вдвое быстрее, чем я сам, когда постигал его в молодости. Дело за опытом. Вашему сыну надо накопить опыт настоящих боёв, тогда все освоенные приёмы и их комбинации срастутся в единую и неповторимую технику.

— Сын мой, не надо обижаться на Карента. В настоящем бою могут быть и не такие методы. Настоящий бой сильно отличается от рыцарского поединка. Вот, например, ты в бою и вокруг не только рыцари, но и простолюдины. Один из крестьян, у которого из доспехов только кожаное подобие лат, а в качестве оружия только длинное копьё или того проще — вилы, рогатина или просто длинная палка. Он улучит момент, и хлобысь тебе сзади по голове этой палкой. Ты что же будешь ему объяснять, что это не по-рыцарски сзади бить? Или предложишь ему скопить денег на настоящие латы и оружие и только потом сразиться по-честному? — сказал князь, смеясь.

— Нет, отец, не буду, — сказал Всеслав спокойно. Обида от поражения уже немного отошла на второй план, и он понял, что вёл себя как ребёнок, обиженный, что ему не поддались в игре. — Я всё понял. Карент, я прошу у вас прощения за то, что сказал, что вы сжульничали. И благодарю за последний урок. Я его себе уяснил.

— Всеслав, ты сегодня хочешь выезжать, а ты всё приготовил к отъезду? — спросила княгиня.

— Да, всё должно быть готово к трём по полудню, — ответил Всеслав. — Должны приехать мои вассалы и желающие меня сопроводить молодые рыцари княжества.

— И что же разве все успеют приехать к трём? А проводы? Ты сможешь двинуться в дорогу не раньше пяти. Зачем ехать на ночь глядя? — не унималась с вопросами княгиня.

— Все приехать не успеют, но основная часть приедет. Если в пять выедем, то к восьми будем в Пареске, где я и эта небольшая свита сможем спокойно разместиться. Остальные поедут сразу в Пареск или Гарбинск, либо сразу в Гер. По моим планам все в полном составе должны собраться в Гере у герцога. Отец дал мне поручение относительно визита в Гер, и мне надо будет там задержаться. Чтобы не терять время, пусть все там и соберутся, — спокойно отчитывался о своих планах Всеслав.

— Дорогой, а твои всадники будут готовы к трём? — продолжала княгиня искать повод задержать сына хотя бы ещё на день.

— Дорогая, двадцать пять человек будут готовы сегодня. Остальные 25 прискачут Герц. Мы с Всеславом это уже обговорили. Доверься нам, мы с Всеславом уже всё организовали, — сказал князь ласково.

— Хорошо, будь по-вашему. Всеслав, зайди ко мне как приведёшь себя в порядок после упражнений. Я хочу с тобой переговорить, — сказала княгиня и пошла в сторону ворот замка.

— А я жду тебя после обеда, сын мой, — сказал князь и пошёл догонять жену.

— Вот так, Карент. Я не пойму, то ли они хотят меня отпустить, то ли нет. Мать сейчас искала всяческий предлог, чтобы меня оставить. Разве она не понимает, что я уже не маленький, и время, когда со мной нянчились, уже безвозвратно прошло? — задал риторический вопрос Всеслав, снимая доспехи.

— Я думаю, что понимают, но от этого им не становится проще, — решил ответить на вопрос Всеслава Карент.

После того, как Всеслав и Карент переоделись для стрельбы из лука, они выпустили десяток стрел. Всеслав стрелял средне, в другой день он бы послал точно в цель восемь из десяти стрел, но в этот раз точно в цель он попал 3 раза, 5 раз стрела попала рядом с центральным кругом, а две и вовсе попали около границ мишени.

— Пожалуй, на сегодня хватит, Карент, — сказал Всеслав, отдавая свой лук оруженосцу. — Что-то мне сегодня не стреляется.

— Вы так говорите, виконт, как будто стрелы сами летят не туда, куда нужно, а ведь это вы их направляете, — ответил Карент поучительно.

— Я знаю, что я их направляю, но сегодня у меня не получается, — ответил раздражённо виконт. — У меня в целом всё хорошо со стрельбой. Просто сегодня не мой день!

— Сегодня вы уезжаете. В дороге много чего может приключиться. Следующий «не ваш» день может стать последним для вас. Или вы думаете, что в битве можно развернуться и пойти с поля боя и закончить бой назавтра? — продолжал поучать его Карент.

Всеслав раздражался всё больше.

— Ладно, Карент, хватит уже меня поучать! — сказал Всеслав. — В настоящей битве я буду точен!

— Уверены в этом? — спросил Карент и протянул ему свой лук.

— Да уверен! — сказал Всеслав, но к луку не потянулся.

— Раз вы так уверены, то попадите пять раз подряд в центральный круг, — спокойно отвечал ему Карент.

— Я много раз попадал по пять раз подряд в центральный круг, попадал и по десять раз! — ответил Всеслав.

— На поле боя вы также будете врагам рассказывать, что можете их всех перебить, только не охота вам о них руки марать? — продолжал настаивать Карент, уже открыто ехидничая.

— Что вы заладили «на поле боя», «в настоящем бою»?! Как попугай какой-то! — сказал Всеслав вне себя от ярости. Он схватил лук, который ему так настойчиво протягивал Карент, выдернул стрелу из колчана, который держал наготове оруженосец, да так, что остальные стрелы были выкорчеваны из колчана и попадали наземь.

— Вот смотрите, — сказал Всеслав и прицелился в мишень. Долго целиться он не стал, а практически тотчас выстрелил. Стрела зажужжала и пролетела над правым верхним углом мишени, воткнувшись где-то в дали в землю. — Дайте стрелы, олухи! — потребовал он у оруженосцев. Один из них уже держал наготове две стрелы и протянул одну своему господину. На этот раз Всеслав целился чуть дольше, и стрела попала во внешнее кольцо, от удара переносная мишень даже пошатнулась.

Всеслав развернулся, взял, как мог спокойнее, новую стрелу. Постоял в небольшой задумчивости. Он понял, что горячность ему не помогает и изо всех сил постарался взять себя в руки. Наконец, он успокоился, прицелился и выпустил стрелу точно в центр мишени.

— Вот видите, — сказал Всеслав со всем возможным спокойствием, — я могу попадать очень точно.

С этими словами он взял следующую стрелу у оруженосца и так же тщательно прицелился, но стрела попала правее центрального круга, почти в его границу, но всё же за его пределами. Всеслав был раздосадован, но не показал вида. Взял следующую стрелу, выкинул все мысли из головы, долго целился и отправил стрелу в центральный круг чуть правее той стрелы, которая попала ровно в центр.

«Два попадания из пяти! — подумал он про себя. — Сейчас опять будут читать нотации! Но я им покажу! Буду в путешествии упражняться вдвое больше! Я им всем покажу!»

— Вот видите, мой дорой ученик, когда вы собрались, вы попали точно в центр или около того. А когда вы были раздражены, вы даже в мишень не попали! Так и на поле боя. Вне зависимости от ваших чувств к противнику — ненависти или жалости — всегда сохраняйте спокойствие. Это, кстати, у вас хорошо получается. Только вот почему-то мне удалось вас вывести из себя так легко. Подумайте об этом. Противник может не только песком бросаться, но и действовать на ваше душевное спокойствие, — сказал по-доброму Карент.

— Я обдумаю, что со мной произошло. Благодарю за урок, — сказал Всеслав нарочито сухо. — Мне надо идти проверить, как идёт организация моего отъезда. А затем к родителям.

Всеслав поклонился, отдал лук, который он всё ещё держал в руке оруженосцу и направился в замок.

«Что-то я сегодня излишне импульсивен! Наговорил Каренту не пойми чего! — шёл и думал Всеслав. — Мне казалось, что я научился контролировать свои эмоции и действия! Что со мной произошло?» — продолжал размышлять Всеслав.

— Да. Надо признать, что это, скорее всего, из-за отъезда, — сказал Всеслав сам себе и продолжил размышлять:

«Сказать вчера, что выезжаю сегодня — это хорошо, а вот сегодня взять и поехать из родного дома, когда один так далеко никогда не ездил — это уже совсем другое! Ну да ладно. Не останавливаться же! Не сидеть же в Бориславском замке до старости! Славы, сидя в замке, не сыскать, а стало быть, надо ехать! Ах, как же они надоели со своими уговорами остаться! Лучше бы помогли собраться с силами! А получается, что надо ещё их перебарывать! — внутренний диалог Всеслава продолжался. — Ну и ладно. Большие дела требуют больших усилий! Надо привыкать перебарывать всех вокруг! Иначе никто не придёт и не сделает меня королём! Не назовёт меня великим полководцем и не присягнёт мне на верность! Кроме вассалов отца, конечно же, но и их надо ещё будет убедить — а то могут и бунт поднять. Вассалы всегда трепетно относятся к смене власти».

— Ладно, хватит! Выезжаю сегодня и долой сомнения! По дороге буду привыкать к новому своему положению! — сказал Всеслав, проходя в ворота замка.

— Ваша милость изволили ко мне обратиться? — спросил его стоявший поодаль стражник, когда Всеслав к нему приблизился.

— Что? — спросил Всеслав и как будто проснулся от своих размышлений.

— Ваша милость изволили ко мне обратиться? — повторил стражник. — Мне показалось, что ваша милость что-то сказала мне, но я был далеко и не расслышал, что именно…

— Нет. Я ничего не говорил, — ответил Всеслав и направился в свои покои.

Всеслав привёл себя в порядок после упражнений с Карентом и направился к матери. В душе он приготовился к трудному разговору, стараясь изо всех сил быть спокойным и провести разговор с ней твёрдо, но в то же время, оставаясь любящим сыном.


Рецензии