Апельсины

    
     Детские обиды помнятся всю жизнь. Обиды, нанесенные детской душе взрослым человеком, тем более.

     …Наш длиннющий переулок в сто домов, который одним концом упирался в мою школу, а другим выходил на речку, носил красивое название  – Вишневый. И неслучайно: на переулке почти в каждом дворе росли вишни. Кстати, именно мой отец привёз их из своей деревни, с бывшей панской усадьбы. Вишни были плодовитые, с тёмно-красными мясистыми сладкими ягодами. Все соседи стали просить у отца отростки, и он не пожалел их, как никогда ничего не жалел людям.

     Каждый май наш переулок утопал в вишнёвом цвету. В июне же вишни надо было сторожить – от грачей и мальчишек, которые, возвращаясь с речки, старались оборвать ягоды ещё неспелыми. А в июле, в разгар лета, в самую жару, когда хотелось залезть в речку и не вылезать оттуда, была нам всем самая работа – собрать урожай! Недели две мы буквально не слезали с деревьев. Обвязав вокруг туловища веревочку и нацепив на нее бидончик из-под молока, мы, будто обезьяны, лазили по ветвям, деревянным лестницам, заборам, стараясь собрать все вишенки до одной. Так наработаешься, что ляжешь спать, глаза закроешь, а в глазах – вишни висят!.. Избежать этой каторги было невозможно: за деньги, которые отец выручал, продав вишни на базаре, потом покупались обновки к школе. Это значит, что соберёшь, то и получишь.

     Поэтому, наверное, нам самим вишен не очень-то и хотелось. Также как и яблок, груш, слив, крыжовника, смородины, которых было предостаточно в наших садах. Хотелось чего-то особенного, не здешнего, экзотического. Например, мандаринов, которые появлялись у нас только к Новому году. Эти оранжевые фрукты, похожие на маленькие солнышки, были невероятно вкусные. И прежде всего потому, что целый год их нигде невозможно было купить. Маленькой я вообще была уверена, что мандарины растут вместе с шишками на большой ёлке в лесу, возле дома Деда Мороза, а накануне новогоднего праздника он их собирает и привозит детям в красивых картонных сумочках, полных конфет. Так мне сказала старшая сестра, а я ей и поверила.

     Если в подарке от Деда Мороза я находила среди конфет мандарин, то это было счастье. Если же вдруг мандаринов было два, то это было настоящее богатство: один мандарин можно было съесть, а второй поменять – даже на шоколадку!
 
     Желаннее маленьких оранжевых солнышек, мандарин, были только большие оранжевые солнышки – апельсины. Они время от времени появлялись в нашем магазине, и тогда за ним выстраивалась огромная очередь.
 
      – По одному килограмму – в одни руки! Давать по одному килограмму апельсинов, чтобы всем хватило! – кричали тётки в очереди.
 
      А сами ставили в очередь перед собою по двое и по трое своих детей. Да ещё становились одна перед другой.
 
      – Я тут стояла! – кричали они, если кто-то из “задних” стыдил их или пытался выгнать из очереди. – Мария мне место занимала. Правда, Мария?
 
      – Занимала, занимала! Я Ирине занимала! – кричала тетка Мария.
 
      И хотя все понимали, что это неправда, никто особенно не настаивал: в следующий раз, когда привезут какой-нибудь дефицитный товар – гречку, шпроты или даже колбасу с заковыристым названием “сервелат” – соседки поменяются ролями, и теперь уже тётка Ирина будет занимать очередь для соседки, тётки Марии.

     Нам редко что перепадало: наши родители целый день работали, а старенькая бабушка всегда копалась по хозяйству. И хотя мы обычно втроём – сестра, брат и я – становились в очередь, просто несчастье какое-то было: как раз перед нами всё вкусное всегда заканчивалось. Так обидно! Час, а то и два простоим в душном магазине, все взмокнем, а как раз перед нами  продавщица крикнет: “Апельсины кончились!”

     Маленькая, после этих слов я обычно начинала реветь. Если продавщица попадалась жалостливая, она находила под прилавком несколько оранжевых солнышек и милостиво выкладывала их на весы. Нам для счастья, честно говоря, хватило бы и одного апельсина на троих.

      Когда же я подросла и плакать стало стыдно, всё равно было обидно и горько остаться без долгожданного угощения. Но обиды мы особо не показывали.
 
      – Ай, и не очень-то хотелось! – обычно громко и гордо объявляла сестра. – В этих апельсинах никаких витаминов нет. И вообще у меня от них – аллергия!
 
      – Почему же ты тогда два часа в очереди стояла? – с улыбкой спрашивали те, кому посчастливилось апельсины отхватить.
 
      – А я вот для сестрички младшей хотела купить, – вздыхала Света.

     Обычно находилась какая-нибудь добродетельная покупательница, которая просто вручала мне одно оранжевое чудо. Когда же такой  в магазине не оказывалось, сестра потом всё равно где-нибудь, у соседей или у подружек, выпрашивала апельсин и приносила его мне, как самой маленькой. Обычно мы делили его на три части и каждый съедал свою по-разному: Сашка проглатывал всё сразу, я растягивала удовольствие на полчаса, а Светлана – на два дня. Она часами посасывала дольки апельсина, будто конфеты-леденцы. А потом, в конце второго дня, приносила мне последнюю дольку, уже немножко подсохшую:
 
    – На! Я тебе сразу припрятала!..

    И эта долька оказывалась самой вкусной из всех…

    Однажды я гуляла на улице – чертила классики, поджидая подружек, Олю и Галю, – и увидела невероятное чудо: наша соседка, которую все, и взрослые, и дети, называли официально Фаина Адамовна, потому что она была каким-то важным начальником, шла домой с работы и несла… полную авоську огромных апельсинов! Их было столько, что они аж распирали авоську во все стороны и напоминали мне баскетбольные мячи в сетке, которые висели на стене нашего школьного спортзала. Фаина Адамовна редко ходила пешком по улице – обычно её привозила легковая чёрная машина.

     “Может, угостит? – вдруг мелькнула мысль. – У неё же их так много!” И я вежливо улыбнулась:

      – Здравствуйте, тётенька Фаина!

     Фаина Адамовна удивлённо глянула на меня, но ответила:
 
     – Добрый день! – и пошла дальше.

     Ещё оставалась надежда: “Вдруг сетка порвётся и в дырочку один апельсин вывалится!” Но авоська, наверное, была крепкая, проверенная.

     Возле водопроводной колонки разговаривали две соседки. Они давно уже набрали полные вёдра воды, но всё никак не могли наговориться.

     Соседки тоже вежливо поздоровались с Фаиной Адамовной и молча проводили её пристальными взглядами.

      – Гляди ты, Буржуйка где-то по блату три кило апельсинов купила! – сказала тихо одна другой, когда тётка Фаина прошла мимо них в свой двор за высоким забором.
 
      – Купила, как же! Наверное, взятку получила! И даже не прячет, – сказала другая.

      –Да, да, – засмеялись обе, потом подхватили каждая своё ведро и разошлись в разные стороны.

     Фаину Адамовну на нашем переулке и, правда, все за глаза называли Буржуйкой. И было за что. Она единственная из всех соседок не сажала огород, как наши мамы и бабушки, не копалась в грядках всё лето, не варила варенье, не заготавливала на зиму соленья. Она вообще сама не готовила еду – при ней жила старая бабка Тэкля, которая и управлялась по дому. Соседки утверждали, что это ни какая не родня, а самая настоящая домработница. Будто бы Тэкля – бывшая нянька, которая вырастила Фаину, а теперь живёт у неё в нахлебницах и бесплатно прислуживает. Поэтому и прозвали Фаину Адамовну Буржуйкой. Только она сама во всём этом признаваться не хочет. А чтобы никто не дознался правды, тетка Фаина и старухе не позволяет к соседям ходить, и сама почти ни с кем не знается. Только с Олиной мамой, хорошей портнихой, и с Галиной  мамой, продавщицей. Все вокруг очень жалели бабку Тэклю и не любили Буржуйку.

     Пока я про всё это думала, пришли мои подружки, Оля и Галя. Каждая принесла с собой свою битку для классиков – жестяную баночку из-под гуталина, наполненную песком. На первый взгляд, все битки были одинаковые, но для каждой девочки считалось гордостью иметь свою собственную и играть в классики только ею.

     Мы договорились, кто за кем прыгает, и игра началась.
 
      Только стала прыгать Оля, как из своего двора выглянула Фаина Адамовна:
 
      – Оленька, Галинка, девочки, идите ко мне в дом, я вас чем-то вкусным угощу!

     Девочки бросили игру и побежали во двор к тёте Фаине. Я заколебалась: Фаина Адамовна не назвала моё имя, но ведь она сказала “девочки”! В отличие от подружек я хорошо знала, чем сейчас будут угощать. И желание получить заветный апельсин победило стыд. Я бросилась вслед за девочками и догнала их уже возле дверей.

     На крыльце стояла Фаина Адамовна и ласково улыбалась моим подружкам. Увидев меня, она тут же перестала улыбаться и сердито вскрикнула:
 
      – А ты чего явилась?!  Я тебя в гости не звала! Что за воспитание, что за манеры?!.

     Мне стало очень обидно и больно: я почувствовала себя какой-то нищенкой. Слёзы выступили на моих глазах. Резко повернувшись, я как можно быстрей выскочила из чужого двора.

     Возле ворот Фаины Адамовны стояла широкая, удобная, покрашенная лавка. На ней обычно сидела бабка Тэкля, когда выходила на улицу “погулять”. Я уселась на эту лавку и стала ждать девочек. Я была уверена, что они, как настоящие подружки, откажутся от угощения и выскочат со двора вслед за мной. Меня трясло от волнения…

    Прошла минута, другая, третья… Мои подружки не выскакивали из ворот. Наконец показались.

     Они вышли медленно и важно, довольные и счастливые. Каждая из них прятала свою правую руку за спиной. Они подошли к лавке и стали прямо передо мной.
 
      – А нас Фаина Адамовна вот чем угостила, ага!..

     И обе вместе, будто по команде, вытянули правую руку вперёд. И у каждой на ладони лежала по большому оранжевому апельсину-солнышку.
 
     Я наклонила голову вниз и тихонько проглотила слюну.
 
      – Подумаешь, апельсины!.. – спокойно, даже равнодушно сказала я. – В них никаких витаминов нет. И вообще, у меня от апельсинов – аллергия!

     Подружки смутились, они не знали, что такое – аллергия, и промолчали. Но внешне очень обрадовались, что не надо со мной делиться. Убежали, понесли домой свои солнышки.

     А я с той поры и, правда, не очень люблю апельсины, хотя сами по себе они тут ни при чём. Зато с годами полюбила вишни, которых, к сожалению, всё меньше и меньше в отцовском саду.

(Перевод с белорусского языка автора)

Из книги "Дзяўчынка з Вішнёвага завулка", издательство "Мастацкая літаратура", Минск, 2016 г.

Художник Оксана АРАКЧЕЕВА.


Рецензии
Интересный и колоритный рассказ! Сентиментально.....

Артур Грей Эсквайр   13.06.2017 11:57     Заявить о нарушении