Органы управления речным транспортом России

Органы управление речным флотом России

                До 1917 года

-МИНИСТЕРСТВО путей сообщения.
До 1917 года Внутренние водные пути находились в ведении Министерства путей сообщения. (Практически весь речной флот России в составе около 20 тыс. судов находился в частной собственности)

                ***
                1917-1931 годы

             23 января (5 февраля по новому стилю) 1918 года был подписан “Декрет о национализации торгового флота”. (Национализации не подлежали лишь суда, служащие для мелкого промысла и принадлежащие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах).

-УПРАВЛЕНИЕ внутренних водных путей НКПС (1917-1918)
……

- ОТДЕЛ водных сообщений ВСНХ (1918)
27 февраля 1918 г. было принято Постановление СНК “Об управлении морским и речным торговым флотом и водными сообщениями”, которое предусматривало создание при ВСНХ Отдела водных сообщений.
(В ведение ВСНХ передавались Управление внутренних водных путей Народного Комиссариата путей сообщения, Отдел торгового мореплавания и Отдел торговых портов Народного Комиссариата торговли и промышленности, а также другие учреждения по заведованию водными сообщениями и торговым флотом, сохранившиеся от прежней дореволюционной структуры управления).

-ГЛАВНОЕ управление водного транспорта (Главвод) ВСНХ (1918-1920)
18 мая 1918 г. СНК принял постановление “О преобразовании органов управления водного транспорта”. Отдел водных сообщений ВСНХ был преобразован в Главное управление водного транспорта (Главвод).
На местах создавались областные (облводы) и районные (рупводы) управления водного транспорта. В каждом областном управлении было сформировано по 8-10 районных управлений, а в них - участки, пристани, порты.

-ГЛАВНОЕ управление водным транспортом НКПС (1920)
10 января 1920 г. был принят декрет о передаче управления водным транспортом Наркомату путей сообщения (НКПС). Образованное в составе НКПС Главное управление водным транспортом (Главвод) принимало на себя все функции Главвода при ВСНХ и признавалось единственным административным органом по руководству водным транспортом в республике.

-ЦЕНТРАЛЬНОЕ управление водным транспортом НКПС(1920)
В сентябре 1920 года Главвод был ликвидирован, а его функции возложены на два вновь созданных в составе НКПС центральных управления.

-ЦЕНТРАЛЬНОЕ  управление речным транспортом (ЦУРек) НКПС (1920-1921)
По приказу НКПС от 5 ноября 1920 г. было введено раздельное управление речным и морским транспортом.
28 июля 1921 г. в составе НКПС было учреждено Центральное управление речного транспорта (ЦУРек).
(На местах создавались округа путей сообщения, которые объединяли все виды транспорта).

-ЦЕНТРАЛЬНОЕ правление речных государственных пароходств (Центрорека) НКПС (1923-1930)
 В течение 1923 г. было созданы правления государственных речных пароходств, в т.ч. Амурское. В составе НКПС было организовано Центральное правление речных государственных пароходств (Центрорека).
Для управления внутренними водными путями были созданы соответствующие органы в НКПС и в бассейнах.

-ВСЕСЮЗНОЕ объединение речного транспорта – ВОРТ НКПС (1930-1931)
13 февраля 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК от было созданр Всесоюзное объединение речного транспорта – ВОРТ.
( На местах -  22 управления речного транспорта).

                Х Х Х

                1931 – 1946 годы – Наркоматы:

- Народный комиссариат водного транспорта СССР
 (30.01.1931 - 9.04.1939)
( Образован 30 января 1931 года выделением речного и морского транспорта и их хозяйств из Наркомата путей сообщения СССР).

- Народный комиссариат речного флота СССР
(9 апреля 1939 – 15 марта 1946)
(Образован 9 апреля 1939 года при разделении Наркомата водного транспорта СССР
на Наркомат морского флота СССР и Наркомат речного флота СССР)
   
                1946 – 1990 годы – Министерства:

- Министерство речного флота СССР
(15 марта 1946 – 15 марта 1953)
(Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого наркомата речного флота СССР - наркомат переименован в министерство).

- Министерство морского и речного флота СССР
(15 марта 1953 – 25 августа 1954)
Образовано  15 марта 1953 года   при объединении Министерства речного флота СССР, Министерства морского флота СССР и Главного управления Северного морского пути при Совете министров СССР
 
- Министерство речного флота СССР
(25 августа 1954 – 31 мая 1956)
Вновь образовано 25 августа 1953 года при разделении Министерства морского и речного флота СССР. (Упразднено 31 мая 1956 года, вместо него  - Министерство речного флота РСФСР).

- Министерство речного флота РСФСР
(6 июля 1956 – 14 июля 1990)
Образовано 6 июня 1956 года  вместо  Министерства речного флота СССР.
14 июля 1990  упразднено и его функции переданы вновь образованному Министерству транспорта РФ.

                Х  Х  Х
                С 1990 года

                В 1990 г. в составе Министерства речного флота РСФСР находилось 21 пароходство, 11 бассейновых управлений водных путей, 3 управления судоходных каналов, 128 портов, 109 промышленных предприятий. Суда общего пользования составляли свыше 16 тыс. единиц. Судоходные пути имели протяжённость 100 тыс. км. Перевозки грузов составляли 560-580 млн. тонн.

-КОНЦЕРН речного флота (Росречфлот) (1990-1996).
5 июня 1990 г. на базе объединений, предприятий и организаций системы Министерства речного флота РСФСР был образован Концерн речного флота (Росречфлот). Все члены концерна сохраняли свою хозяйственную самостоятельность.

-ФЕДЕРАЛЬНАЯ (Государственная) служба речного флота России (Росречфлот) (1996-2004)
15 марта 1996 г. образована Федеральная служба речного флота России (Росречфлот) в составе Министерства транспорта РФ, преобразованная в 1996 г. в Государственную службу речного флота.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ агентство морского и речного транспорта ( с 2004).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 утверждено Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.

                Х  Х  Х


Рецензии