НОЖ

               

     На вопрос, что является самым первым и универсальным физическим орудием труда, изобретенным человеком,  любой  умеющий работать руками человек ответит, что это нож. Трудно переоценить ценность этого инструмента, изобретенного человеческим гением в палеолите и доведенного до совершенства в наши дни.

     Нож — главный спутник человека нашей цивилизации.  Никогда не забуду слова моей матери, укоряющей  за отсутствие   при мне ножа в дальней поездке словами: «Что это за молодой человек и без ножа».  Мне всегда было смешно от этих слов, от её формулировки,  но в глубине понимания она абсолютно права.
    Живя на Кавказе ношение холодного оружия было частью национальной одежды и появление мужчины в приличном обществе без ножа очень низко  опускало его статус. Появиться на людях в рванье, но с красивым кинжалом на поясе означало приобрести в глазах соплеменников уважение и почёт. Ношение ножа у всех народов считалось нормой достойной  мужчины.

     Синонимов  у слова «нож» более сотни. Наиболее встречающиеся это: тесак, мачете, резак, кесарь, косарь, джага, соха, месер, серп, бычак. Остальные синонимы чаще новоделы и как правило либо насят характер иносказания: засапожник, кишкодер, пика, весло, перо, правило, писарь, походка, пальма; либо происходят от конструктивных особенностей: бабочка, выкидуха, финка, стилет, раскладушка и прочее.

    Разберем слово «нож» как составное из понятийных  слогзвуков «но» и «жа». В соответствие со смысловыми понятиями, предложенными в авторской статье «Слог и слово. Тайный код славянской речи» слогозвук «но»-иное, противоположность, слогзвук «жа»-жизнь. Общий смысл славянского «ножа»- против жизни. Это трактовка смыслосодержания, данная ножу славянами.
   Но в тоже время слогзвук «но» первая производная от основного смыслового слогзвука «ма», несущего понятие "первоосновы", который в сочетании со смысловым  слогзвуком «жа» дает словосмысл МАЖА, объединяющее понятия  «основа жизни» в смысловой арийской речи. Примером примитивной смысловой речи может быть современная русская матерная речь, где одним словом возможно выражать много  понятий, понимаемых на уровне интонаций и смысловой энергетики произносимых выражений.

   Таким образом в диалектах  праславянскими  народами использовались производные формы от первослова МАЖА «маш», «мас», «маче», «меча», «мес», «нажа», «ножа», «ноша». Очевидно, что славянский вариант неполногласия  "нож" является поздней производной от арийского слова "мажа".
   Русский глагол «может» имеет смысл «умееть делать» и происходит от арийского смыслового « можа то», где «то»- указательно-утвердительная составляющая слова. Глагол «разможжить» предполагает грубое деструктивное действие. Толковый словарь Даля так толкует глагол: "МОЖЖИТЬ — что, или мозжить (от мочка, волокно? от мозг, мякоть?) бить или толочь до раздробленья, плющить разнимать боем или раскатом. Мозжить кому голову, грызть, бранить кого. | 3 е лицо: кость мозжит, колено мозжит, болит непрерывно, ноет и ломит в… …". В. Даль предполагает происхождение этого глагола от "мозг, мякоть, мочка", но  эти слова скорее происходят из смыслового поля словсмысла МАЖА. Глагол «можжить» предполагает "действие мажей (ножом)", а разделённые ткани в дальнейшем приобретают звучание вторичных производных слов "масса", "мясо", "мозг",  "мякоть", "мочка", то есть это "то, что  добывается мажей (ножом)".

   Германскими народами выбран производный корень «mes-» (немец. «messer»; фризск.,  голландск. «mes»).
   Испанское «маче те» - длинный нож, переводится на славянский «меч это», а в слове «espada» (испанск. «меч») скорее всего пропущен звук «m-» в первом слоге. Полное звучание «mes pada» -  «нож падающий».
   У греков осталось от пеласгов слово «machairi» в транскрипции «maceri», в корне которого производная от словсмысла МАЖА -  «маче».
   

   Русские синонимы слова «нож» тесак, резак, косарь происходят от глагольных форм этих слов: тесать, резать, косить, но вместе с тем существительные формы сохраняют в своём составе производные «-сак», «-зак», «кас-» от словсмыслов ЖАХА (ХАЖА).
   Интересное слово «кесарь» на воровском жаргоне означает «нож». Синонимы к слову «кесарь» - король; владыка, цезарь, властелин, монарх. Конечно красивое иносказание, но не все так просто, и правильнее воспринимать под словом «кесарь» - властелина, имеющего право отсечь голову любому без суда и следствия, то есть «кесарь»  это «косарь голов».
 
   Возможные производные от словсмыслов ХАЖА : хаша, хаса, гаша, гаса, гажа, кажа, каша, каса . Арийское слово "каша" в русской речи применяется к  измельченным, дробленным объектам.  Для сравнения можно привести название каши "сечка", то есть "посечённое зерно". И в тоже время у славян присутствует слово "сечень" с тем же корнем "сеч-"  как предмет для дробления, измельчения. Очевидно перенос названия действия на продукт производства и на название орудия труда. То есть "каша" - продукт, "каша(каса)" - орудие труда. Понятным становится в этом случае подмены согласных "ш" и "с" в словах "кошение травы", или "косьба травы".
   
   Корень «кес-» к предметам или действиям относящихся к ножу встречается у большинства финноугорских народов: на венгерском (это три четверти фино-угров) слово «нож» звучит- «кёс»; на марийском - куз; на горномарийском — кызыт. Явно прослеживается общий корень «каса». Современная наука объясняет это всеобщим заимствованием, но скорее это общая для наших народов производная от арийского смыслового слова ХАЖА (см. Таблица производных слогзвуков).

   Не удивительным в этой связи становится и русское слово «кость», на языке латинян «costa» (ребро),   а на арийском «коса то», предмет по форме удобный для скашивания травы и злаковых при незначительной доработки путем заострения внутренней грани становится удобным орудием труда. При археологических раскопках времен неолита подобные орудия труда, но технически более совершенные с вставками каменных резцов на внутренней грани кости ребер были найдены.

  Отдельной темой для исследования названий слова «нож» может быть произнесение его в фино-угорских , таджикском,  персидском, осетинском, курдском языках,  на языке которых оно звучит «корт» и на фино-угорских коми и удмурдском «пурт». Три согласных звука в этих словах свидетельствуют о более познем  их возникновении.   что связано с развитием технологии изготовления орудий труда не только из камня, но и из кости. Аналогичное происхождение  слова «борт» (русск.), «el borde» (исп., итал.), «barht» (хинди) в значении «ребро, гребень».
   Особенно ярко прослеживаются параллели развития слова «нож»  фино-угорских народов от названия слова «ребро», которое у большей части этого населения начинается слогом «орд-». Например: венгерск. «borda»; удмурд. «урдлыосы»; марийск. «ордыжлу», коми «ордлы». В русском оно звучит «хорда» в значении «изогнутая кость» и соответственно в названиях ножа иранских народов проявляется как производное «корт» (сравните  русское «кортик»). Впечатляет в этом примере категоричное не приятие фино-уграми согласного звука«х-», либо как обычно заменой его на согласный звук «б-».
   
   
   Первым синонимом к арийскому смыслслову ХАЖА было смыслслово с иным порядком чередования слогзвуков — ЖАХА, которое с восемью своими производными образует отдельную подгруппу в  « Таблице возможных сочетаний слогзвуков ХА, ВА(УА), МА, ТА, ЖА, РА». Производными от ЖАХА являются первослова: жага, жака, шаха, шага, шака, саха, заха, сага, сака.

   Производные слова  от смыслслова ЖАХА не растеряны и в русском языке существуют в корнях слов, имеющих отношение к резанию: жахнуть (ударить ножом), джага (воровской нож), соха (инструмент режущий землю), шашка (холодное оружие), секира (топор), сеча (битва), секач (нож), секатор (садовый нож), рассекать, писака.
    На тюркских языках слово «нож»   произносится: пышак (казах.), бычак (киргиз.), бичаг (азербайдж.), бысаг (башкирск.), пычак (татарск.), бисак (турецк.), пичог (узбекск.); что по звучанию очень  близко к  русскому слову «писака», сравните воровской термин: «Щас попишу!!», то есть  «зарежу». Присутстствие  в словах трех согласных звуков указывает на более позднее формирование слова.

    В тюркском названии ножа явно просматриваются два слога - «ба-» и «-шаг», причем слог «-шаг» в диалектах представлено производными: «-сак», «-шак», «-саг», «-чак», «-чог», «-чаг», что несомненно происходит от арийского смыслслова ЖАХА.   Монгольское «зах» (русск. «резак кровельщика» ), но в более широком смысле — край, кромка, выступ.

     На индо-арийских языках слово «нож» произносится: caku (панджаби, маратхи, каннада), cakku (непальск.), chaakoo (хинди); в русском звучании «шако», либо «чако», что несомненно производная от ЖАХА.
     Иврит тоже не оказался в стороне, в котором слово «нож» звучит «sakin» , а транслитерация пишется «skan», та же производная «сака» от словсмысла ЖАХА.
     Арабы свои ножи так же называют «sikkin» с той же транслитерацией «skan».
     Но удивляет, что на менском языке (кельтская группа языков) слово «нож» звучит аналогично «skynn». Ирландское «scian», шотландское «sgian», в корнях которых явно просматриваются производные «сака» и «сага». Здесь необходимо отметить, что связь шотландского слова «scian» и слова «сага» в значении повесть представляется не случайной. По всей видимости сага-повесть, которую вырезали ножом (резцом) на деревянных плахах. Подобный способ создавать долговременные послания использовался и русскими поморами при освоении Русской Арктики.

     Глубинное значений английского глагола  «skan», означающее «исследование» конечно же несет в себе смысл «разрезание ножом». Для сравнения английское слово «skandal» сложносоставное из "«skan + dal» на русский соответственно переводится «нож + дело» или  просто «поножовщина», а не «расследование дела». Но не только в корне слова «skan» просматривается производная «сака» в виде устойчивого звукосочетания согласных «ск-», но и в английском «scrape» (русск. шкрябать, царапать) ,  «sсrabble» (русск. царапать, писать каракулями) и по всей видимость русское слово «сказание» не что иное как «писание», или «сага», а глагол «сказать» следует воспринимать, как «насекать» - «делать насеки». Здесь непременно следует заметить, что на украинском глагол «сказать» произносится «казать», глагол в корне которого заложен синоним производной «сака-» - «каса-».
    
     На староанглийском (согласно https://glosbe.com/ru/ang/нож) слово «нож» звучит в двух вариантах: seax (в кириллице « сакс») и knif (в кирилице «кнайф»)и с транскрипцией «naif», в кирилице «найв».
     Первый вариант уже не удивляет, так как содержит в своем корне  производную «сака» от арийского ЖАХА. Интересно здесь только здесь связь с топонимом Саксония и названием народа его населявшего. По всей видимости оно означает «ножевики, люди с ножами».
     Второй вариант более позднего происхождения ныне широко распространен по всему северу Европы от Исландии до Швеции. На языках норманских народов слово «нож» обозначено существительным «knive» ( в кирилице «кнаве»). Не русское ли это «канавить», то есть «делать канаву», или скорее иносказательное происхождение нормандского названия ножа «канавящий», «делающий канавки»?  Судя по времени возникновения этого иносказания и датировки  последних  сохранившихся экземпляров письма и вырезывания по дереву слово «кнаве» имело смысл «резец», либо «писака», либо «пика», либо «писало». В этой связи легко заметить связь  русских слов «канава», «канва» и «нива» (сравните английск. najf), как относящихся к результату одного действия-нарезания канав, борозд.

     Применяя слово "резец" мы близко подходим к корню "рез-", имеющему смыслослог "ре-", означающий "колебание, реяние в воздухе, движение  воздуха, звук (авторская статья "Слово и слог"). Таким образом глаголы "рисовать" и "резать" имеют одну смысловую базу с глаголом "речити", что означает рассказывать. Соответственно синонимами слову "резец" будут  "писака, сказитель,  рассказчик". Проявления в русской речи корня "рез-" можно встретить в слове серьга (серька), или на  др.-русск. "усерязь" (ХI в.)как о предмете престижа, говорящем о достатке его владельца.

     Обращая внимание на вариант названия ножа "писака", присутствующий в тюркских производных, несложно заметить применение слов "пи-" и "-сака", что на основании методологии предложенной в авторской статье "Слово и слог", можно перевести как "песнь нацарапанная" или просто "сага".

     Благодаря нашему исследованию можно сделать вывод, что особенность передавать информацию с помощью «черт и рез», или возможно просто писать, практиковалась у славян задолго до расслоения их популяции на  восточных и западных с образования кельтских племен. Но что абсолютно точно заниматься резьбой по дереву, камню, кости, люди владевшие арийской речью занимались до разделения их на славяно-ариев и индо-ариев.

     Название ножа «pisau» можно встретить  у малайцев, у индонезийцев, на языках острова Ява «piso». У сингальцев, жителей Шри Ланки, оно произносится «pihiyak», что очень не далеко от «писак».

     Любопытно, что в названиях исторически известных народов присутствуют корни слов -чак, -сак, -кас, -каз, обозначающие предмет "нож". Например: сак-с, кип-чак, каз-ак, каз-ар, скан-д, чер-кес, кер-кес, кир-киз (киргиз). Очевидно, что названия народам давались по их деяниям.
     Неудивительно в этой связи появление одинакового названия народа "саксы" и в Западной Европе и в Средней Азии, или "керкес-киргиз" в Азии и на Кавказе.

     А вот в слове "печенег", несмотря на всю кровожадность этого народа, этих корней нет. И происходит оно скорее от сочетания русских слов "пече+нежа", то есть "беспечные", люди без печи, не имеющие печи, кочевье. Может самоназвание печенегов и происходит от некоего рода Бечен, но созвучный слову "бечен" русский термин "печенег" как нельзя лучше передает  статус этого народа, как неимеющего постоянного места жительства. «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами, бедны в противоположность гуззам.» Книга;Ахмеда;ибн-Фадлана;о;его;путешествии;на;Волгу;в;921—922 гг.
     В названия народов "кипчак" и "скиф (скип)" присутствует ключевой слог "-кип", характерный для др.русского названия копья - оскеп. "Оскеп — оскеп "копье, пика", др.-русск. оскепъ, чеш. о;t;р, польск. оszсzер "копье"; к скепать "щепать, раскалывать" (Дурново, RЕS 6, 218)." Этимологический словарь Макса Фасмера. К слову будет добавлено, что существительное "скипетр" имеет тоже корневое "скипе-" с добавлением слова "-тар(тара-земля)". Общий смысл словесной конструкции "скипе+тр" - копьё+земля=посох.
     Или название "половцы" толкователи выводят от цвета волос, похожих на полову, то есть половцы - "светловолосые". Половцы - тюркский народ потеснивщий из Причерноморья печенегов пробавлялся грабежом и работорговлей, не удивительно, что имеет в русское корневое слово "-ловец" и приставку "по-", обозначающий поверхность, поле.


     Интереснейшие открытия можно сделать исследуя  грузинский и армянский и  группу енисейских, находящимися  в генетическом родстве  одновременно с сино-тибетскими и нахско-дагестанскими языками.
     На грузинском и армянском языках слово «нож»   соответственно «дана» и «данак». Вместе с тем на енисейском кетском языке слово «нож» - «don», а слово «резать» - «doo». Для сравнения в китайском «dao»,  «can dao»; на японском «ka tana», либо с обратным чередованием слогов «tan ken», на вьетнамском - «dao»,  «con dao». Очевидно применение в этих языках к основному слову «дана» дополнительного «кан», «кон», «кен» явно производного от словсмысла ХАНА (хорошо направляющий, указывающий). Слово «дана» в свою очередь является производной от «тана», что в первоисточнике несет смысл «преграда, твердыня» и является производной от смыслового поля слова ТАМА (твердая основа).
    Один из вариантов звучания слова «нож» в японском и корейском языках «naifu» (японск.) и  «naipe» (корейск.) практически повторяет английское звучание слова «knaif», но это скорее позднее заимствование и результат современных контактов.

    Применение словсмысла ХАНА очень ярко в названии короткого меча - «кинжал».  Русский и тюркские языки содержит в этом слове обе составные части арийского «хана жара». Русское «кинжал» по татарски «кинжал», казахск. «ганжар», киргиз. «канжар», монгольск. «чинжаал», узбекск. «ханжар», курманджи «хенжер». Курманджи -язык курдов (самоназв. Kurmanc;), где « kur» - нож, «manci» - люди, общий смысл самоназвания — люди с ножами. Слово «курд» имеет иранское происхождение определенно от слова «корт» - нож.

    В результате наших исследований выявлено, что исходными словсмыслами, определившими судьбу названия слова «нож»  для большей части мирового населения  были слова МАЖА, либо  ЖАХА (ХАЖА) , а для некоторых словсмысл ТАНА.

    Cлавянские языки , а в частности русский,  сохранили  слоговую суть формирования слов, как основной принцип, заложенный в первобытном арийском языке. Остальные языки формировались как производные,  сохранив при этом в своем составе очень много  палеозвуков с их первородным смыслом.
       
   
 


Рецензии
Очень подробно и
очень понятно

Ещё
нож - чюри (романи)

С уважением

Анатолий Скаковский   21.05.2021 13:08     Заявить о нарушении