об иллюстрациях в книге Ирины Некипеловой из Ижевс
Сейчас все сборники издаются без обсуждения, рецензирования, тестирования, экспертной оценки, тематических и иных рекомендаций. Этот простор обычно распространяется авторами весьма смело и на оформление книги. Большинство следуют близко лежащей идее о собственных рисунках (книги В.Шуликовской, В.Мирошниченко, например), желая обогатить человечество не только в области искусства слова, но и в изобразительном искусстве. Уверенность, что эти произведения изоискусства должны быть сохранены для потомков, является, видимо, достаточным основанием для публикации своих изоработ. А между тем оформление книги – настоящее искусство, оно имеет многовековую историю, которую изучают продолжительное время в вузах будущие книжные графики, имеющие часто еще и художественное образование. Скажи такому автору, издавшему на свои средства книгу: «Сыграйте на скрипке», – он, конечно, ответит, что не умеет. А издать книгу он, конечно, умеет.
Простор в создании облика будущей книги (обычно тираж её невелик) мог быть применен именно с учетом небольшого количества. Например, могут быть сделаны номерные экземпляры с выполненными автором вручную рисунками. Быть может, лично будет расписана суперобложка? Я читала, что книгу одного любимого Шанелью поэта однажды между веселой беседой за ужином сопроводил иллюстрациями Пикассо. Бесценный этот экземпляр впоследствии могли видеть все её гости. Для книги может быть сделан футляр из природных материалов (береста, соломка и проч.) или из льна, кожи. Можно купить сортовую бумагу, может быть, рисовую или изготовленную вручную, она своей фактурой, красотой, необычностью несомненно настроит читателя на неторопливое внимательное прочтение, не даст «пробежать» глазами без интереса.
Всё это можно сказать и об оформлении страницы. Ведь на ней поэтический текст! Бесценно создание словесного вдохновения, прекрасных минут творения стиха! И всё, что уже известно в истории издания стихов, всё не скупясь хотелось бы привнести на страницы сборника стихов: и особые сорта бумаги, и тщательно обдуманные шрифты, и, конечно, расположение на странице, и без неграмотной экономии каждое стихотворение на отдельной странице, и , быть может, виньетка, обрамляющая текст.
И снова возвращусь к иллюстрациям. Если заказать их книжному графику не планируется ( а это дало бы возможность творческого сотрудничества, глубокого знакомства с иным, быть может, пониманием созданного текста), то можно поинтересоваться (например, в интернете), что такое иллюстрирование книги, каких и сколько иллюстраций следует печатать, важно правильно отобрать их количество. Предварительное обдумывание «макета» оформления дополнит цельность художественного мира автора, чему вряд ли могут служить удачные фотографии автора или черно – белые карандашные рисунки без объема, теней, тона.
Иллюстрации, сопровождающие стихи сборника «Отторжение» Ирины Некипеловой, останавливают внимание читателя, их рассматриваешь отдельно, над ними размышляешь, их даже разгадываешь. Тесная несомненная связь с основными идеями стихов является для меня очевидной. Тем глубже желание понять рисунки. Они расположены через каждые 10 страниц текста.
Цвет иллюстраций черный, использованы все его оттенки и размывы, все переходы через серый, пепельный к глубокому черному. Когда – то на занятиях у Вадима Петровича Тетерина мы корпели над таким заданием: в пять ( или больше – по желанию) баночек, последовательно увеличиваясь, капали тушь: в первую одну каплю, во вторую – две и так далее. Потом выполняли работу, используя эти подготовленные красочные растворы. Разнообразие черного, его оттенки и выразительность раскрылись тогда перед занимающимися у мудрого учителя.
Темы рисунков заставили долго, многократно всматриваться в эти страницы, помимо прочтения стихотворения. Много болотных растений. По народным поверьям, они несут печаль, болезнь, тоску, их нельзя выкапывать и приносить в дом или на огород – вместе с ними и горе принесешь. Поневоле ищешь связь с миросозерцанием лирической героини.
Красивые, интересные по рисунку листья некоторых растений изображены с изнаночной стороны. И это разве не ключ к стихам? Все, наверное, с интересом наблюдали блестящий лист лопуха и его матовую, почти белую опушенную оборотную сторону. И в народной медицине всегда точно рекомендуют, какую именно сторону листа применять для лечения. Они разные и действуют по – разному. И они обе – один и тот же лист! Я не хочу навязывать своё понимание некоторых стихотворений, но думаю, что иллюстрация его «подсказывает». Для некоторых растений выбран такой необычный ракурс (кисти хмеля, например), что их не сразу узнаешь, хотя рисунок точный и вполне позволяет узнать.
Быть может, я не «угадала», но есть комнатные растения из толстянковых. Они мне тоже всегда нравились, я их и на клумбы летом высаживаю. В их облике, в этих плотных сочных обильных листьях есть какая – то жизненная сила, что – то очень привлекательное.
Листья некоторых растений похожи на крылья стрекоз. Использование точек, кружочков придает иным растениям вид обитателей подводного царства. Иногда обильные листья окружают сердцевину цветка хищно и страшно изогнутыми, словно змеи медузы Горгоны.
Обратил на себя внимание повторяющийся мотив: сломанная ветка. Быть может, стебель цветка или травы, быть может, он недописан, но вверх уходит обрезанный побег, он тоже словно сломан. А прекрасный большой цветок так сидит на стебле, словно голова на палке, и совсем деревянный он, а не живой, мягкий, пластичный, как свойственно растениям. Это еще повторяется: на одном стебле цветок, словно голова на шее у человека.
И самые прекрасные цветы – розы – изображены вянущими, гибнущими, уходящими из мира.
Не сломан цветок на странице 111. Еще бы! Чертополох не поддастся, даже если вы рукавицу брезентовую наденете, чтоб его обломать. Стебель скорее всего только размочалишь, а из кожи рук будешь колючки всех размеров долго доставать. Мне кажется, нарисован онопордум? Есть и репейник. Попробуй, тронь меня, - я в тебя так вцеплюсь! Аналогия с героиней стихов настолько легко читается, такая отчетливая, что и комментариев не требует.
Не знаю, насколько печать точно передала замысел автора рисунков, это непросто. Но уверена, что основная задача иллюстраций выполнена. Это мир героини, в котором нет голубого неба, ярких цветов, живописных бабочек.
Свидетельство о публикации №217061300714