О датах

 Вступление.
 На примере произведений Г. Клейменова хотелось бы мне показать, как  размножается ложь от одного небольшого замечания, взятого автором пасквиля за основу.
 Г. Клейменов:
"Проблема пушкинистов, комментировавших связи и отношения поэта с женщинами в Одессе,  чаще всего заключается в том, что  в угоду своим утверждением они  избегали  дат и порядка  событий, преднамеренно  или несознательно, путая их."
 К сожалению, эти слова в полной мере можно отнести и к нему самому.
 Далее он приводит даты, мешая в кучу, в которой трудно разобраться, затрагивая множество тем сразу.
 И о Амалии Ризнич, и о рождении  у неё ребёнка, и о Графини: всё разом.

 Г.Клейменов:"3 ноября 1823 г. в рукописи на полях 16-й строфы второй главы «Евгения Онегина» появляется изображение Е.К. Воронцовой со спины  в декольтированном платье."
 Можно предположить,  что это первое изображение Графини.
 Она появилась после родов в Одессе именно  в это время, и Пушкин был приглашён на крещение её новорождённого сына в католической Капелле.
 Там он и мог увидеть в таком платье. Она впервые появилась на людях не беременной.
 Г. Клейменов далее: " Начало  ноября 1823 г. -   крестины сына  графа М.С. Воронцова, Семена.

В  декабре 1823 г. на листе с LX строфой 2-й главы «Евгения Онегина» появляется портрет графини и еще шесть набросков ее изображения. А всего с октября по декабрь 1823 г. он нарисовал 17 портретов Воронцовой."

 Вот как происходит путаница в понятиях.
 Сначала указывается точная дата Крещения Семёна, где произошло знакомство Графини с Поэтом и появление её изображения на страницах романа "Евгений Онегин"
замысел которого созрел до ссылки.
 [Даты работы над романом тоже приводятся здесь же.]

 В приведенном же отрывке говорится о 17 набросках:"А всего с октября по декабрь 1823 г..."

 Мы видим ,что своевольно расширен диапазон дат, чтобы скрыть начало их знакомства: в октябре Графиня была ещё в имении своей матери.

 В этом Г. Клейменов уподобился П. Вяземскому, который теперь получил клеймо  "исторического сплетника" в глазах современников.

 Г. Клейменов:
"12 декабря 1823 г.  большой бал  у Воронцовых ,
  25 декабря 1823 г. - у Воронцовых большой обед,
31 декабря 1823 г. – у Воронцовых  маскарад,

1 января 1824 г. Амалия родила сына Александра."

 Приводятся даты, когда Поэт реально мог видеть Графиню и сделать эти 17 разных изображений.
 Здесь же приводится дата рождения сына Амалии, сбивая читателей с толку.

 При чём здесь Амалия? В данном контексте.

 Да, обстановка балов способствует чувству "влюблённости" в дам, даже при наличии  у них множества детей.
 Так произошло, может, и с Дантесом, или помогло ему сыграть свою роль по отношению к Наталье.
 Но эта призрачная влюбчивость карнавалов быстро проходит, как это и произошло
с Поэтом в 1824 году.
 Ему удалось увидеть "истинное" лицо Графини, выявить её роль по отношению к нему.

 Г. Клейменов:"6 января 1824 г. - маскарад у Ланжеронов.
               13 января 1824 г. - благотворительный маскарад в театре,   
               устроенный Воронцовой и Ольгой Нарышкиной"

  Здесь Г. Клейменов вклинивает дату написания стихотворения:
" До 8 февраля       1824 г. написано стихотворение «Все кончено: меж нами связи нет».
  Автор статьи, на мой взгляд, ловко пользуется словами "до" и "после", чтобы представить события в ложном свете: здесь дата написания этого стихотворения имеет ключевую роль.
 Особенно, если отнести его к Графине.

 Г. Клейменов далее:
               
"8 февраля Пушкин ужинал у Воронцовой
 8 февраля 1824 г. начата третья глава «Евгения Онегина», которая была   окончена в октябре в Михайловском."

  Можно предположить, что указанное стихотворение было написано именно 8 февраля, "после" окончания бала и перед тем, как начать писать третью главу романа.
  Если это так, то Г. Клейменов предоставил нам уникальную возможность уловить момент разочарования Пушкиным графиней Воронцовой.
  Возможно, и "после", после всех балов, в начале Поста.
   
 Г.Клейменов:
"12 февраля 1824 г.   - второй маскарад у Воронцовых.
18 февраля 1824 г.   - у Воронцовых  бал-маскарад "

 "Окончен бал: погасли свечи".

  Больше они не встречались:  с наступлением Поста она снова уехала к матери.
 А после возвращения, у них не было повода для встреч. Он был уже "в опале".
 Началась волокита  Воронцова об   устранении его от дел, подготовка к изгнанию.
 
  Г.Клйменов:
 
"12 марта 1824 г. Пушкин выехал в Кишинев по «личным делам»,
 через три недели вернулся, 
20 марта 1824 г. Е.К. Воронцова уехала  в имение своей матери,
 графини Браницкой под Белой Церковью, вернулась после 20 апреля.
 Была занята своей 2-хлетней дочерью, которая тяжело заболела."

 Самое главное отметил в своём произведении Клейменов:  конец года 1823 и начало!824 года были тяжёлыми для Графини, и ей  не было дела для других развлечений.

 И ещё одно замечание.

 Последние фразы  приведенного здесь  стихотворения не могут быть отнесены к Графине, замужней женщине:

"Ты молода: душа твоя прекрасна,
 И многими любима будешь ты."
 
  Кому они были предназначены, неизвестно. Есть только предположения, одно фантастичное другого.
  Возможно, к Ангелике,тайной любови Поэта и в Одесский период тоже. Возможно, к ней ездил Пушкин в Кишинёв на три недели.
  Вернувшись в Одессу после трёх недельного отсутствия, он не застал в городе графиню Воронцову: она уехала в Белую Церковь несколькими днями раньше.


Рецензии