О датах
На примере произведений Г. Клейменова хотелось бы мне показать, как размножается ложь от одного небольшого замечания, взятого автором пасквиля за основу.
Г. Клейменов:
"Проблема пушкинистов, комментировавших связи и отношения поэта с женщинами в Одессе, чаще всего заключается в том, что в угоду своим утверждением они избегали дат и порядка событий, преднамеренно или несознательно, путая их."
К сожалению, эти слова в полной мере можно отнести и к нему самому.
Далее он приводит даты, мешая в кучу, в которой трудно разобраться, затрагивая множество тем сразу.
И о Амалии Ризнич, и о рождении у неё ребёнка, и о Графини: всё разом.
Г.Клейменов:"3 ноября 1823 г. в рукописи на полях 16-й строфы второй главы «Евгения Онегина» появляется изображение Е.К. Воронцовой со спины в декольтированном платье."
Можно предположить, что это первое изображение Графини.
Она появилась после родов в Одессе именно в это время, и Пушкин был приглашён на крещение её новорождённого сына в католической Капелле.
Там он и мог увидеть в таком платье. Она впервые появилась на людях не беременной.
Г. Клейменов далее: " Начало ноября 1823 г. - крестины сына графа М.С. Воронцова, Семена.
В декабре 1823 г. на листе с LX строфой 2-й главы «Евгения Онегина» появляется портрет графини и еще шесть набросков ее изображения. А всего с октября по декабрь 1823 г. он нарисовал 17 портретов Воронцовой."
Вот как происходит путаница в понятиях.
Сначала указывается точная дата Крещения Семёна, где произошло знакомство Графини с Поэтом и появление её изображения на страницах романа "Евгений Онегин"
замысел которого созрел до ссылки.
[Даты работы над романом тоже приводятся здесь же.]
В приведенном же отрывке говорится о 17 набросках:"А всего с октября по декабрь 1823 г..."
Мы видим ,что своевольно расширен диапазон дат, чтобы скрыть начало их знакомства: в октябре Графиня была ещё в имении своей матери.
В этом Г. Клейменов уподобился П. Вяземскому, который теперь получил клеймо "исторического сплетника" в глазах современников.
Г. Клейменов:
"12 декабря 1823 г. большой бал у Воронцовых ,
25 декабря 1823 г. - у Воронцовых большой обед,
31 декабря 1823 г. – у Воронцовых маскарад,
1 января 1824 г. Амалия родила сына Александра."
Приводятся даты, когда Поэт реально мог видеть Графиню и сделать эти 17 разных изображений.
Здесь же приводится дата рождения сына Амалии, сбивая читателей с толку.
При чём здесь Амалия? В данном контексте.
Да, обстановка балов способствует чувству "влюблённости" в дам, даже при наличии у них множества детей.
Так произошло, может, и с Дантесом, или помогло ему сыграть свою роль по отношению к Наталье.
Но эта призрачная влюбчивость карнавалов быстро проходит, как это и произошло
с Поэтом в 1824 году.
Ему удалось увидеть "истинное" лицо Графини, выявить её роль по отношению к нему.
Г. Клейменов:"6 января 1824 г. - маскарад у Ланжеронов.
13 января 1824 г. - благотворительный маскарад в театре,
устроенный Воронцовой и Ольгой Нарышкиной"
Здесь Г. Клейменов вклинивает дату написания стихотворения:
" До 8 февраля 1824 г. написано стихотворение «Все кончено: меж нами связи нет».
Автор статьи, на мой взгляд, ловко пользуется словами "до" и "после", чтобы представить события в ложном свете: здесь дата написания этого стихотворения имеет ключевую роль.
Особенно, если отнести его к Графине.
Г. Клейменов далее:
"8 февраля Пушкин ужинал у Воронцовой
8 февраля 1824 г. начата третья глава «Евгения Онегина», которая была окончена в октябре в Михайловском."
Можно предположить, что указанное стихотворение было написано именно 8 февраля, "после" окончания бала и перед тем, как начать писать третью главу романа.
Если это так, то Г. Клейменов предоставил нам уникальную возможность уловить момент разочарования Пушкиным графиней Воронцовой.
Возможно, и "после", после всех балов, в начале Поста.
Г.Клейменов:
"12 февраля 1824 г. - второй маскарад у Воронцовых.
18 февраля 1824 г. - у Воронцовых бал-маскарад "
"Окончен бал: погасли свечи".
Больше они не встречались: с наступлением Поста она снова уехала к матери.
А после возвращения, у них не было повода для встреч. Он был уже "в опале".
Началась волокита Воронцова об устранении его от дел, подготовка к изгнанию.
Г.Клйменов:
"12 марта 1824 г. Пушкин выехал в Кишинев по «личным делам»,
через три недели вернулся,
20 марта 1824 г. Е.К. Воронцова уехала в имение своей матери,
графини Браницкой под Белой Церковью, вернулась после 20 апреля.
Была занята своей 2-хлетней дочерью, которая тяжело заболела."
Самое главное отметил в своём произведении Клейменов: конец года 1823 и начало!824 года были тяжёлыми для Графини, и ей не было дела для других развлечений.
И ещё одно замечание.
Последние фразы приведенного здесь стихотворения не могут быть отнесены к Графине, замужней женщине:
"Ты молода: душа твоя прекрасна,
И многими любима будешь ты."
Кому они были предназначены, неизвестно. Есть только предположения, одно фантастичное другого.
Возможно, к Ангелике,тайной любови Поэта и в Одесский период тоже. Возможно, к ней ездил Пушкин в Кишинёв на три недели.
Вернувшись в Одессу после трёх недельного отсутствия, он не застал в городе графиню Воронцову: она уехала в Белую Церковь несколькими днями раньше.
Свидетельство о публикации №217061300825