Северные истории-2

Это было в начале 80-х годов. Наша геологопоисковая  партия закончила свой  полевой сезон  и приготовилась к вылету домой, в поселок Батагай, столицу Верхоянского района, где базировалась наша альма-матер-Янская геологоразведочная экспедиция. Все пробы, шлихи и образцы были упакованы, реестры составлены, полевые карты и рабочие планы участков подготовлены, вертолеты заказаны.Чтобы вывезти весь личный состав партии, имущество и пробы нужно было минимум 3 рейса вертолета МИ-8 .С учетом отдаленности от Батагая и отсутствием на участке заправки для вертолета, предельная загрузка составляла не более 2-х тонн. Первый рейс был заказан на 5 сентября, второй на 6 и последний третий на 10 сентября. Особенно радовались окончанию полевого сезона студенты-практиканты. Ведь их впереди их ждал новый учебный год, встречи с родными, друзьями и однокурсниками.
Среди 8 или 9 студентов из различных вузов страны(тогда еще единой и большой страны-СССР) в тот год в нашей партии были 2 студента-третьекурсника из Донецкого политехнического института. Фамилии их сейчас я уже не помню, но точно помню, что один из них по имени Вадим в тот год, по возвращении из партии собирался жениться на своей однокурснице, и после свадьбы уже с молодой женой они планировали поездку к Черному морю.
Тут надо, наверное, сказать, что наша партия вела поиски россыпей золота в Селенняхском районе, по правобережью реки Селеннях, впадающего в  Индигирку чуть ниже населенного пункта Кебергене.  Район работ находился расстоянии почти 400 км от поселка Батагай на северо-восток, больше 2-х часов полета  вертолета Ми-8.И примерно посредине пути необходимо было преодолеть хребет Андрей-Тас, один из отрогов хребта Черского с высотными отметками 1500-2000м.
5 сентября, в 8-30 утра по рации с базы экспедиции у нас запросили погоду в нашем районе. Погода была чудесная, все близлежащие горы  открыты, облачность высокая, что мы с удовольствием и передали официальной радиограммой.. На следующем сеансе связи в 11-00 нам сообщили, что вертолет к нам вылетел час назад.
Мгновенно мы затушили и  вытащили печки из палаток, свернули спальники, собрали личные вещи и демонтировали все палатки, за исключением 2 палаток, где жили техник-геолог, промывальщик, вездеходчик и радист.
 Они оставались, чтобы загрузить в следующие вертолеты оставшиеся пробы. Последним вертолетом должны были вылететь техник-геолог и вездеходчик. Радист и промывальщик добровольно согласились остаться на зимовку, сторожить оставшееся имущество-2 вездехода и трактор ДТ-75 до прихода за ними по зимнику автоколонны из Батагая.
Томительно тянулось время. Проходили минуты, прошел час, другой, пошел уже третий, а вертолета все не было. В 2 часа дня(следующий сеанс радиосвязи) из Батагая сообщили, что вертолет не смог пробиться через плотный слой облаков, скопившийся на хребте Андрей-Тас  и возвращается обратно. Ждите, мол, теперь вертолет завтра.
Понятно, что  все были слегка разочарованы и расстроены, ведь свидание с родными и близкими откладывалось. Но разочарование было недолгим, прошло быстро, ведь надо было снова натягивать палатки на каркасы, устанавливать печки, готовить еду и кипятить чайники.
После обеда кто пошел на речку ловить хариусов, кто  в близлежаший лес собирать бруснику, а кто-то  залег на нарах с книгой. К вечеру все собрались у костра, благо было еще тепло, зазвучали песни под гитару и веселый смех. Настроение у всех еще оставалось праздничным.
А наутро резко испортилась погода, все небо затянули свинцовые тучи, пошел густой снег. Стало ясно, что вертолета и сегодня не будет. Нужно  было ждать, когда закончится снегопад и установится ясная погода. А пока надо было готовить дрова, распаковывать вьюки и рюкзаки и наметить план камеральных работ на несколько дней, чтобы  по приезду в Батагай быть готовыми к тому, что могут в любое время назначить дату сдачи полевых материалов и защиту результатов полевых работ. Хотя у многих было не очень веселое настроение в связи с задержкой вылета с поля, но все беспрекословно вышли на заготовку дров, за исключением Вадима. Он просто не находил себе места, ведь срывались все его планы. К тому же, вслед за непогодой, установилось и непрохождение  радиоволн, хотя эти явления и не связаны между собой напрямую. Иными словами, пропала радиосвязь и в установленные для сеансов связи время в эфире стояла гнетущая тишина.Никого не было слышно.
Так прошел день, другой, а наутро третьего вдруг выяснилось, что исчез Вадим .Жившие с ним в одной палатке студенты,пользуясь тем,что особой работы в лагере не было,довольно долго спали(а что еще делать молодым ребятам),а когда проснулись,увидели,что Вадима нет и нет его личного рюкзака.Техник-геолог Володя вспомнил,что накануне Вадим его расспрашивал о близлежащих населенных пунктах и он ему рассказал, что примерно в 120км вниз по течению Индигирки находится эвенский поселок Кебергене и там есть маленький аэропорт для приемов самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8 и Ми-4(тогда они еще летали).Были быстро организованы поиски на вездеходе, а т.к на свежем снегу были хорошо видны свежие следы, то буквально через 1,5-2 часа вездеход вернулся в лагерь с неудачливым беглецом.
Я на правах начальника провел с парнем довольно жесткую беседу про технику безопасности при геологоразведочных работах и его безответственность, но по глазам было видно ,что ему все равно.Проверил содержимое его рюкзака,и как ни странно,остался доволен. Прошедший полевой сезон не прошел для него бесследно.В рюкзаке был запас продуктов на 3-4 дня(несколько банок тушенки,рыбных консервов,пара банок сгущенки,в пробных брезентовых мешочках рис.гречка, макароны и что-то еще),котелок для чая,сделанный из жестяной банки из-под болгарского компота,маленький топор,веревка,мешочек с гвоздями,запасная обувь,сменные портянки и шерстяные носки.И запас спичек,причем несколько коробок были запаяны по отдельности в полиэтилен и разложены по разным карманам одежды и кармашкам рюкзака.В общем,подготовился парень хорошо, так как я и учил.По веревке и гвоздям я понял, что он хотел дойти до Индигирки, соорудить там плот и сплавиться вниз до Кебергене.Это меня встревожило больше всего.Индигирка в районе наших работ еще представляла собой горную реку, с бешеным течением, местами скальными берегами и немало людей, более подготовленных, чем этот студент и на современных моторных лодках в разные годы нащли свою смерть в ее пучинах.
(Продолжение последует)


Рецензии
Пацан, конечно, рисковый... , но дурааак!

Варакушка 5   24.09.2017 17:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.