Позолота забытых крестов исповедь на вольную тему

ПРОДОЛЖЕНИЕ 3
***
Незадолго перед отлетом, всех старателей известили о необходимости посетить отдел кадров Н-ской артели на предмет возврата паспортов. Процедура сия была столь хитро обставлена, что никакая комиссия, никоим образом, не смогла бы докопаться до истинного мотива данного действа.

"Работникам, сдавшим паспорта на хранение в отдел кадров, просьба забрать их обратно ".

Объявление это повесили в столовой, в самом посещаемом старателями помещении. Можно было, конечно, повесить и в туалете, но тогда возникала большая очевидность того, что объявление будет использовано не по назначению.
Работа старателей предполагала столь экстремальные условия труда и быта, что волей-неволей работникам Н-ской артели приходилось сдавать паспорта в отдел кадров. В "Аргоне", к примеру, паспорта просто отбирали  у владельцев, дабы не рыпались они раньше времени, отпущенного им для почетного дела пополнения золотого запаса Российской Федерации. Мало ли чего может прийти в голову человеку с паспортом. А вот без паспорта, человеку, вначале надо будет просто доказать, что он – человек. Без бумажки ты – какашка… Словарь народной фразеологии – в действии.
В Н-ской артели не заходили так далеко. Зачем отбирать у человека последнее? Какашка, она вполне может быть и с паспортом. И беды в том особой нет. Потому как в тундре от паспорта сыт не будешь. Можно даже подумать, что основной документ, удостоверяющий личность, вполне может пойти на разведение огня, но рассчитывать на долгий обогрев, от столь тощей книжицы, не приходится. Справедливо полагаясь на незамысловатый, но верный, постулат Демьяна Инютина*: "Никуды ты, милок,  ни денисси", руководство артели разрешало работникам иметь при себе любые документы. Таким образом, оформив временную прописку, начальница отдела кадров Н-ской артели вернула паспорта владельцам.
Васька не стал сдавать свой паспорт на хранение. Более того, листок с  временной пропиской он спрятал как можно дальше от чужих глаз. Срок действия временной прописки исчислялся двумя годами.
Прочитав объявление, Васька криво ухмыльнулся: "Ну, и чё я забыл в этом отделе?". Но, не тут-то было. Как выяснилось, обязательная процедура оформления отпуска включала в себя посещение отдела кадров. Равно, как и на любом другом предприятии, в любом другом регионе Российской федерации. Но, Васька как-то упустил это из  вида.
Обязательная процедура оформления отпуска началась с того, что Дрониха, уточнив у Макашова его фамилию, порылась в папке и  положила перед  Васькой распечатанную на принтере бумажку, из коей следовало, что руководство Н-ской артели уведомляет Василия Митрофановича о том, что сего числа, сего года, он уволен из Н-ской артели, отныне и навеки, так как артель не нуждается более в услугах его.
Обязательная процедура оформления отпуска предусматривала, также, обязательное подписание распечатанной на принтере бумажки. Для этой цели Дрониха предусмотрительно протянула Ваське шариковую ручку. Принципиальная позиция начальника отдела кадров не давала работнику, хоть и бывшему, никаких шансов не подписать какой-либо документ, предложенный работнику для подписи. И, хотя подпись бывшего работника не имела никакого значения,  Васька подписал. И как-то сразу понял, что он опять стал безработным.   
Однако, действо на сём не закончилось. Неугомонная Дрониха потребовала у Васьки паспорт. Васька паспорт дал. Дрониха пролистала красную книжицу три раза (напрасно). Она что-то в ней искала (зря). Васька сочувственно сверлил глазами переносицу Дронихи. Лицо начальницы отдела кадров начало интенсивно менять цвета. Быстро взяв себя в руки, Дрониха придала собственной физиономии привычную бледность:
– Заберите ваш паспорт!
И Васька почувствовал себя деревом. Деревом, которое покинул дятел. Выйдя из помещения, он плотно затворил за собой дверь.
Чего же ты искала, добрая женщина? Для чего ты бесполезно листала Васькин паспорт? Добрая женщина искала временную прописку. Со всеми прочими, с теми, которые сдали паспорта на хранение, проблем не было никаких. Дрониха возвращала им документы, изымая временную прописку. Самым интересным в сём действе было то, что ни один из мужиков не поинтересовался, а на каком основании у него отбирают эту самую временную прописку? Уж не на том ли, что данный документ, подписанный начальником паспортного стола Певека, давал право беспрепятственного перемещения и проживания в пограничной зоне Чукотского полуострова в течение двух лет?
Дрониху мало волновали какие-либо основания. Справедливо полагая, что Бог дал, то Бог взял, она со спокойной душой разорвала в клочья временные прописки и криво усмехнулась, бросая клочки в мусорную корзину:
– Понаихалы тут!


Рецензии