Сергий Радонежский и культура

Есть Светочи, которые на тысячелетия обгоняют развитие цивилизации и человечества. Они освещают нам путь.
Уж семьсот лет минуло, а жизненный пример Великого наставника русского народа до сих пор актуален, мало того, общество и культура задыхаются без высших ценностей и пламенного сердечного труда, утвержденного Благодатным воспитателем.
Знаменательно для России, что празднование 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского совпало с годом Культуры и, вероятно, это неслучайно.
Без духовности нет культуры. Без зоркости духовного Сердца явления и понятия смешиваются, и проявляется хаос.
Что же видим мы сейчас в различных сферах культуры – в театре, кино, телевидении, изобразительном искусстве, песенном творчестве? Все чаще и чаще во главе угла стоит развлечение вместо улучшения, воспитания и совершенствования личности; расслабление - вместо напряженного труда и творчества. Безыдейность вместо сияющего смысла бытия. Посмотрим афишу  драматических театров: «Чума на оба ваши дома», «Эти свободные бабочки», «Дорогие мои бандитки» … Эта ли чума нужна нашему русскому народу, нашей культуре?
Интересно противоречие, которое возникло в последние десятилетия – многие произведения, созданные в период так называемого «застоя» и цензуры при Советском Союзе, отличались высоким уровнем профессионализма и нравственности. Они вошли в сокровищницу отечественной культуры. Но теперь, когда для художника сняты все запреты, мы наблюдаем печальную картину погони за дешевым и сиюминутным успехом и выгодой.
Деградация западного искусства явственно отразилась в многочисленных боевиках, детективах, фильмах ужасов и откровенного разврата, что привело к утрате высоких нравственных основ и деградации, и поэтому это, так называемое «искусство», не должно слепо копироваться представителями русской культуры. На Западе есть и произведения высокого уровня, к примеру, фильмы о Франциске Ассизском, о Жанне д’Арк, героях, художниках и музыкантах, но наши творцы берут почему-то худшие образцы массовой культуры.
Профессор Ключевский более ста лет назад говорил: «Но чтобы сбросить варварское иго, построить независимое государство, для этого самому русскому обществу должно было стать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Святой Сергий».
Основоположники русского театра Станиславский и Немирович-Данченко утверждали, что если человек после спектакля не стал лучше, то цель искусства не достигнута. Искусство не развлекать должно, а одухотворять человека и приближать нравственные понятия к реальной жизни. Искусство должно освещать, просвещать и улучшать душу человека, тогда и жизнь изменится.
А у нас есть собственные достижения, на которые надо равняться. Как сияющая вершина духа стоит над землей русской имя Святого Сергия, указывая путь.
Вдохновителем и Наставником в тяжелые и темные времена татаро-монгольские, а теперь и американского, западного ига был, есть и будет Преподобный Сергий. Он указал светлый путь возрождения русского духа, русской духовной культуры на многие века.
Как говорит профессор В.О.Ключевский: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения».
Сергий учил и воспитывал собственной жизнью.
Братии «… служил, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха; а потом, став настоятелем обители, продолжал ту же черную работу». «Он учил не столько словом, сколько своим примером. Сергий катает свечи. Сергий варит кутию. Сергий мелет пшеницу и готовит просфоры. Сергий носит воду, рубит дрова. Сергий переписывает Святое Писание. Сергий работает в огороде», – так свидетельствует жизнеописание о его повседневных трудах и заботах.
А взять пример нестяжания власти, когда вся братия просила Святого стать настоятелем – трижды Он отказывался, желая быть равным с братиями. А далее уговоры митрополита Алексия стать главою русской Церкви, но здесь даже слово старшего по званию не победило смиренного скромного монаха. Так ли поступают высокопоставленные деятели нашего времени, стремящиеся к власти, деньгам и славе?
Горделивому епископу Константинопольскому, который ослеп, не веря в Подвижника, Преподобный говорит: «Вам, премудрым учителям, подобает учить нас – не высокая мудрствовать и не превозноситься над смиренными; а вы пришли искушать неразумие наше...  Но праведный Господь зрит Сердца человеческие».
Интересны сведения о школе иконописи. «Племянник Преподобного Феодор овладел искусством иконописания и перенес его впоследствии в Андрониев монастырь, в Москву, где впоследствии творил Андрей Рублев», – говорит Епифаний, ученик и свидетель дел Преподобного.
Но главная деятельность Святого состояла в строительстве. Сергий-строитель – так называется картина Н.К. Рериха. Сергий – строитель Троицкой обители, строитель единого русского государства, строитель русской духовной культуры.
 «Читая эти рассказы, видишь пред собою практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно–иноческого воспитания главными житейскими науками были умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.
Нравственное влияние действует не механически, а органически. На это указывал сам Христос, сказав: Царство Божие подобно закваске. Украдкой западая в массы, это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека.
Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения Русского народа», – отмечает Ключевский.
Без нравственности нет духовности и нет культуры.
Особую главу составляет деятельность Святого как собирателя земли русской, проявившуюся в Его миротворческой миссии. Вспомним пешие походы Преподобного в Ростов к князю Константину, в Нижний Новгород к князю Борису, в Рязань к князю Олегу.
Когда пришел к Святому митрополит Алексий с вопросом: «Что делать?», тогда ответил добрый Мудрец: «И я думаю ежедневно об этом, и в моем Сердце болью отзываются все беды. Молюсь за нашу Русь, за народ русский. Знаю, что в единстве наша сила, единой должна быть Русь. Помоги земле русской! Великая власть святая тебе дана, помоги объединить Русь, помоги возжечь светоч духа и любви Христовой в Сердцах людей – в этом вижу славное будущее наше!».
Известно напутствие Святого Сергия перед уходом:
«Основанием всякого доброго дела, доброго намерения должна быть вера, ибо вера есть знание Сердца, где живет любовь. Храните единомыслие, соблюдайте чистоту душевную и телесную, а более всего храните любовь. Избегайте злых похотей, храните умеренность в пище и питии, храните смирение. Страннолюбия не забывайте – в нем и смирение, и Сердце, и любовь к ближнему».
Преподобный Сергий Радонежский заложил лучшие основы духовной культуры русского народа, утвердил своей жизнью закон высших ценностей, где царят труд, подвиг, любовь, вера, гостеприимство, скромность и простота, нестяжательство богатства и славы, мужество и милосердие, терпимость и мудрость. Как же нам грешным сейчас не хватает этой любви и мудрости! Он заложил краеугольный камень Святой Руси, содействовал духовному возрождению и обновлению всей Русской земли.
«Так, духовное влияние Преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа», – размышлял профессор Ключевский.
«Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, – говорит Николай Константинович Рерих. – Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех времен и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами».


Рецензии