Звонят колокола

      О курсах звонарей в  Даниловом  монастыре  я узнал из интернет- издания  «Прихожанин». Оказалась, в монастыре есть  специальная звонница, где проходят практические занятия. Преподаватели обучают учеников техническим навыкам  звона, соответствующего уставу Православной Церкви. Также читается большой курс по основам музыкальной грамоты, истории развития колокольного дела и церковному уставу колокольного звона.
       Сам по себе колокол был известен задолго до Рождества Христова, но по легенде церковные колокола  появились именно в итальянской провинции Кампани  в  городе Нола, где служил епископом святой Павлин Милостивый. Был народ  в тех краях равнодушным и суеверным, и добрый пастырь радел о своих чадах и скорбел о них. Однажды он путешествовал по своей епархии  и, утомлённый дорогой, присел отдохнуть  на  утёс. Он размышлял и молился о том, как преодолеть  нерадение своих чад  к вере и молитве. Тут вдруг  заколыхались при лёгком вечернем ветре удивительные цветы. На тонких стебельках качались колокольчики -  светлые образы ангелов. Казалось было слышно, как из их чашечек раздаются серебристые звуки… «Вот  чем можно вас звать, люди!»  И святой Павлин пришёл к меднику, и отлили они вместе первый церковный колокол. По имени провинции Кампания  первые большие  колокола   стали называть «кампаном».
       В первом тысячелетии после Рождества Христова в западных странах колокола «крестили».  Считалось, что от бездушных предметов не может исходить ничего духовного. Поэтому  колокол после крещения как бы переставал быть бездушным музыкальным  инструментом и мог выполнять возложенную на него роль проповедника веры. К нему относились,  как к живому: его могли взять в плен, отправить в ссылку, наказать, вырвав  язык. В нашей церкви колокола освящают по особому чину.
     Научные исследования колокольного звона показали, что самый сильный и самый низкий призвук в колоколе распространяется в виде креста, а стенки колокола вибрируют крестообразно, таким образом,  звуковая  волна, оглашающая окрестности храма, невидимо  осеняет их крестом.  Сохранилось много исторических фактов, что во время сильных эпидемий почти непрерывный колокольный звон останавливал  распространение болезни.
        Селом на Руси называлось  поселение, в котором был храм, а значит, и колокольня, а деревней  -  поселение без храма. За годы безбожной власти  об этом как-то подзабыли. А ведь сёл было много, и когда звонили колокола, их звук наполнял практически все окрестности, где могли находиться и работать люди. Устав звона был построен так, что крестьянин,  работающий в поле, был в курсе происходящих во время богослужения литургических событий.  В эти моменты он разгибал спину, поднимал глаза к небу и крестился. Люди благодаря колоколам всё время могли помнить о Боге.  Колокола сообщали им о праздниках, набатный звон собирал для совместного преодоления бедствия, погребальный звон звал помянуть отошедшую к Богу душу… 
       В настоящее время Колокольный центр Данилова монастыря активно возрождает уставные традиции русского колокольного звона. Используются различные виды звонов для выделения будничного и праздничного богослужения. Ведётся работа по восстановлению утерянных ритмических рисунков звона. Собираются факты и чудесные истории о положительном изменении в жизни людей после услышанного церковного колокольного звона. Одну из таких историй я и хочу предложить читателям: 

                **************

          Ученик мастера Фен Чжи Чана по имени  Лю ГуанЛай приехал в только что развалившийся СССР с апостольской миссией: он хотел создать в России филиал школы китайского ушу  стиля Чень, который изучал много лет под руководством большого мастера этого стиля.  Дело пошло хорошо. Бывшие «совки» стыдились своего менталитета. Почти  все средства массовой информации высмеивали образ косного россиянина и идеализировали европейцев и американцев.
       Но далеко не всем хотелось учить английский и  уезжать на запад. Многие увлеклись восточными практиками, не ведая о собственных духовных корнях. Кто – то попал в различные  секты. Надо сказать, что с точки зрения Церкви занятия единоборствами грехом не являются.  Вопрос  в философских и религиозных воззрениях, которые усваивает ученик. К сожалению, изучаемый нами стиль  Чень  был густо замешан на китайской натурфилософии – даосизме. 
       Однажды место наших тренировок оказалось рядом  с Тихвинским храмом в Алексеевском. Было вечернее время, и вся группа ожидала учителя на улице. Вечер был тёплый и ласковый. Неожиданно с колокольни послышался звон, и купола храма с золотыми звёздочками привлекли всеобщее внимание. Сначала звон был простым, потом он стал более замысловатым, и удивительное мастерство звонаря захватило всех, кто был на улице.
          Высокие озорные звуки сочетались  с глубокими и серьёзными низкими.  Звёзды на куполах становились ближе и звали в неведомые дали неизвестного мне духовного пространства, в котором летают большие и маленькие ангелы.
          Учитель вышел из зала, и  растерянность отразилась в его глазах. Он перестал быть носителем абсолютной истины на этот момент для всей группы смотрящей вверх на купола храма и охваченной совершенно неизведанной радостью бытия незнакомой ни бывшему атеисту - «совку», ни адепту ушу.  Звон оставлял в наших душах неизгладимый отпечаток, его  хотелось слушать ещё и ещё, но нас позвали на занятие.
         Первые минуты  тренировка не ладилась.   Лю  Гуань Лай и до этого чувствовал иногда какую-то неловкость, находясь рядом с храмом, поэтому часто   пытался   оппонировать православию. Очень трудно оппонировать тому, чего ты не знаешь, тем более через переводчика.  Ему стало интересно, и мы поехали с ним в Троице – Сергиеву Лавру. Учитель Лю, что-то понял и перестал сравнивать православие с  балетом и говорить об отсутствии внутреннего содержания в нашей вере.
- Россия – это великая страна услышал от  Лю наш переводчик во время его разговора с другими китайцами, которые разошлись,  не по делу оценивая наш после перестроечный  беспорядок. Это были слова китайского интеллигента  хорошо  знавшего, что такое культурная революция.
        Я крестился, и спустя несколько лет оказался на колокольне. Вместо больших колоколов там были два обрезанных по нотам газовых баллона.  В них надо было бить железным прутом, задавая ритм.  В маленькие настоящие колокола звонила матушка Елена. Это было для меня сложно.
          Теперь я не был внешним наблюдателем. Это мы вместе с матушкой будили спящие души, оглашая окрестность радостным звоном. Мне казалось, что я  вижу с колокольни, как этот звон плывёт  над речкой, над полем и проникает в кроны деревьев, торжествующе сливаясь с пением птиц небесных.
   Вместе с колоколами стучало и мое сердце, а душу заполняло чувство, что я здесь не чужой.

         По мотивам этих историй я нарисовал рисунок и написал песню:
Ветер               
Полная луна над землёй застыла,
И рыдает песню хриплый соловей...
Молодому парню всё теперь постыло,
Парень Ветер просит : - Помоги скорей!

Ты ведь не обманешь ветер торопливый,
Мы с тобою не друзья, но и не враги,
Ты не будешь обольщать поступью игривой,
Мне холодной силою разум остуди.

Ты гоняешь вихри по полям широким,
Пред тобой склоняются травы и ковыль,
Не позволь мне встретиться с омутом глубоким,
Тучу мыслей пагубных унеси, как пыль!

Не прогонит ветер боль тоски унылой -
Рвётся из груди младой тихий, горький стон.
Раскачало ветром колокол набатный,
И полился по полю дивный  долгий звон.

В сердце опечаленном мука необъятная,
От потерянной любви дерзкий к Богу зов!
Лечит душу паренька помощь благодатная -
В церковь звон его привёл под благой покров.
Максим Терехов  2017

Колыбельная (Вечерняя молитва у детской кроватки)

Двухэтажная кроватка:
Дочки спят.
Голосочки озорные
Не звенят.

Завтра в школу утром рано
Им идти.
Господи, пошли двум дочкам
Ангелов в пути.

В мире, где соблазнов много,
Трудно жить.
Помоги им, Боже правый,
Всех любить.

Помоги любить друг друга
Им всегда.
Не оставь, когда  невзгоды
И беда.

Подари молитвы радость,
Свет икон.
Чтобы радовал воскресный
В храме звон.

Если им подаришь счастье,
Буду рад.
Дай мне сил тогда понянчить
И внучат.

Максим Терехов 2015






   


Рецензии