Москва, продолжение. 2. Корова или свинья?

    Иван — Коровий Сын? Вот и в сказке "Крошечка-Хаврошечка" у девочки-сироты Хаврошечки в качестве помощницы выступает рябая корова, оставшаяся в наследство от матери...

    Но если быть внимательным к мифу о Совии, то получается, что умер-то он из-за 9 селезёнок кабана, которые съели его сыновья. Не буду останавливаться на числе девять. Но кто такая Хаврошечка? При некоторых расхождениях ответ всегда сводится к одному: свинья.

    А. Вероятно, от др.-русск. имени Ховърония, Ховря, укр. Хiвря из греч. Fevronia (свинья).   Б. Это название свиньи, вероятно, связано с древнерусским женским именем – Ховърония, восходящим к греческому Thebronia. В. Неприемлемо сравнение с др.-прусск. skawra, skewre "свинья".

    А что вижу я? Древнепрусская свинья Скав-ра созвучна Ковии и ещё больше Хивре. А греческая  Феврония -Теброния похожа на «фибру». Но fibra — латинское слово (нить, волокно). Чем занимается Хаврошечка?

    «…Они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала… К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать… Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано… Вылезет красная девица из ушка - все готово: и наткано, и побелено, и покатано…» Так, говорите, греческое имя или?..

    Итак, помогает Хаврошечке в ткачестве таинственным образом рябая коровушка. А кто в нашей культуре связан с прядением? Параскева Пятница. Она же Мокошь. Единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Макошь - богиня плодородия, иногда изображена с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках.

    В греческом языке Февронии наиболее созвучна Феба (др.-греч. Foivi). Давайте заглянем  к ней хоть одним глазком! Титанида, сестра и жена Коя, мать Лето, бабушка Аполлона (его эпитет Феб – лучезарный, сияющий) и Артемиды. Кей (Кой или Кеос) — бог небесной оси, вокруг которой вращаются облака и ходят по небесам Гелиос (Солнце) и Селена (Луна). Был царем северной части Земли после свержения Урана и до начала правления Зевса.

    Итак, кружным путём мы нашли, что Фев-рония по Фебе – светлая, сияющая. Но ведь и русская свинья близка к «свить» и «свет». А ещё! Лебедь – svan (сван, швед.), Schwan (шван, нем). Дева Сва? Лада? Так ведь о том и Лето-Латона говорит. Да и Аполлон всегда на лебедях летает. Тогда вспоминаем, кто основал Киев! Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. В современном греческом языке Февронии-Хивре разве что  Choiros-свинья (хирос) кой-как подходит. Говорите, греческое имя?

    Я вот про сванов вспомнила. Но так и не узнала, как они объясняют своё самоназвание? Вычитала только, что на Кавказе живут. Едят как говядину, так и свинину, и вообще любое мясо едят. Известны как искусные кузнецы. Ещё изготавливают уникальные «канци» из турьих рогов. Поэтому ближе к ковалю и коровам.

    А вот в Индии! В самой что ни на есть «коровьей» стране. Свиньи разводились в течение продолжительного периода в основном на Гоа. Столица штата Гоа – город Панаджи. Расположен в устье реки Мандови (Мандави, Каудеапар). Думаю, Мандови – это очень «мужественная» река (ман-дев) и, скорее всего, Бык-Отец (Кау-дев-Апар). Вот и в Древнем Египте священного быка Аписом звали. По санскриту проверила: Мандала - "обладание сущностью"; Девам - сияющий; аапад - несчастье, аапат - лететь, аапращ - прощаться. Так я и не понимаю пока, почему свинья Совия убила…

    Даже на иврите сказано: гаври  - мужественный, храбрый, твердый (о характере), гибор - мужественный, храбрый воин, сильный;  гавар  -  возрастать, усиливаться, одолевать, быть сильнее; гевер - мужчина, муж (мужественный воин, силач). Это очень даже перекликается с Квирином-копьеносным у сабинян. Но бык на иврите – фар (чем отличается от Па? Точнее, от англ. фазе?).

    Заходим с другого края. Thebronia. Слово похоже на Тибр. На берегах Тибра построен Рим! Считается, что название реки «Тибр» имеет этрусские или италийские корни, скорее всего родственные кельтскому корню dubr «вода».

    По преданию, Тиберин Сильвий, девятый в списке царей Альба-Лонги, утонул в реке Альбула (вероятно, белая), и она сразу же была переименована в его честь. Юпитер сделал Тиберина Сильвия духом-покровителем реки, дав ему имя Волтурн (лат. Volturnus — «Бушующие воды»).

    Лат. Albula, возможно,  и «белый». Но англ. bull – это бык. А где он определённо был Богом? Египет, Передняя Азия, Индия. Это, помимо Велеса, ещё и угаритский  Балу, он же – общесемитское понятие «баал, ваал, Бел» – господин, хозяин. Заодно и наш «белый». Так?

    Аль (эль) — определённый артикль в арабском языке. Артикль «Аль» всегда пишется слитно со следующим словом. Слово без артикля аль находится в неопределённом состоянии. Поэтому название реки Альбула – это имя собственное, Бык или Белый Бык.

    Тот же артикль мы встречаем в испанском языке: el - единственное число, мужской род; la - единственное число, женский род; los - множественное число, мужской род; las - множественное число, женский род. В итальянском языке: il, lo — для существительных мужского рода в единственном числе; i, gli — для существительных мужского рода во множественном числе; la — для существительных женского рода в единственном числе; le — для существительных женского рода во множественном числе. Во французском языке: de la – неопределённый артикль, женский род, ед. ч.; le - мужской род., ед. ч.; la - женский род, ед. ч.; les - мн. ч. (для обоих родов); l' – "усеченный" артикль.

    Да, город Альбу-Лонгу основали этруски, когда прибыли в Италию из Малой Азии. Но что важнее, кельты в Европу «зашли» через Балканы и Гибралтар гораздо раньше этрусков, но тоже из Передней Азии! Артикли есть и в скандинаво-германских, и в греческом языках, но они другие. Грецию индоевропейцы-ахейцы завоёвывали с Балкан. Группа романских языков (итальянский, испанский, французский) приобрела свои артикли от тех, кто пришёл со сторны Гибралтара. Надеюсь, я убедила вас, что Альбула – это Бык.

    Тибр (итал. Tevere, лат. Tiberis). Сравните с греч. Tаvros - бык. Смотрим дальше: дух Тибра — Volturnus («Бушующие воды»). Vol-turnus (Вол и Тур? Великий Тур? Волна и Тур? Вольный Тур? Волосатый Тур?). Ваал Тур Нис. Поясню.

    Ишкур — бог бури и покровитель города Каркара. В источниках на аккадском языке отождествлялся с Ададом-быком. Древнейшее упоминание имени Ишкура (в списке городов урукского периода) вероятно представлено знаком NI2  (как в микенском di-wo-nu-so-jo?). Хотя, в Вавилоне был ещё один Нуску – бог огня, сын Сина. Но за Сина заступался и бык Мардук. У самого же бога Грозы Ишкура был сын, бог Огня Гибил, который за стрелы и копья отвечал. Запуталось там всё, на Востоке.

    Теперь сам Тиберин Сильвий. Этрусский царь из рода Сильвиев. Сильвий — младший сын Энея, его воспитывали в горах пастухи. Вот и бог такой был. Сильван (лат. «из лесов»). Его можно считать духом лесных деревьев и плантаций (аналог греческого Пана). Покровительствует крупному рогатому скоту, защищая его от волков и увеличивая плодовитость скота. Данная мифологическая фигура, возможно, ведёт своё происхождение от этрусского божества Селванса.

    Итак, Селванс. Он как наш Велес. Как минойская Ковия (коровья). Но был у этрусков и другой бог со схожим именем. Сефланс. Бог подземного огня, соответствующий греч. Гефесту и рим. Вулкану. Изображался во фригийской (Фригия – область в Малой Азии) шапочке с орудиями кузнечного ремесла. По-нашему, кузнец. Или… Коваль!

    Так бык или коваль? Вот случайно нашла утверждение, что литовцы поклонялись в т.ч. и божественному кузнецу Телявелю. (Иванов В.В., Топоров В.Н. Балтийская мифология / Мифы народов мира, т.1, сс. 153-159).  Это что, у литовцев от этрусков оказалось? Опять вульгарная латынь?! Напомню, мы пытаемся узнать, почему Хаврошечка оказалась «свиньёй»?

    Но вернёмся к гречанке Февронии. Fevronia. Февраль (лат. Februаrius mеnsis «месяц Фебрууса»). Фебруус — этрусский бог подземного царства, где обитают души умерших, также податель богатства, смерти, очищения. Бог из мира мёртвых, как и Велес. А теперь будьте внимательны!

    Обряды очищения (februa, februare, februum) приходились на праздник Луперкалий (15 февраля). Луперкалии ( lupus — «волк») — древнеримский  праздник плодородия в честь Луперка (Lupercus) — бога Фавна. Сперва по-аглицки скажу: Фавн (это) the lupa (Волк, который "лупит"? или Ле Па - лепота!). А теперь по-итальянски Lu percus (волчий). Перкунс?!!

    Примечательно, что именно у южных славян сохранились предания о Волчьем пастыре (Белый царик). Волчий пастырь является управителем волков, а также владыкой бурных гроз. По одним из преданий волчий пастырь управляет волками, которые стремятся сожрать Солнце. Дабы волки слушались, он усмиряет их плетью и дубиной. Выглядит пастырь по-разному. Он может показаться как седым стариком, так и волком. В некоторых преданиях из Малороссии волчьим пастырем выступает леший, поэтому одна из ипостасей пастыря — это козлоподобный гуманоид (Фавн?). Зовётся пастырь в Малороссии и Белоруссии Полисуном (италийский Палес?), Лесовиком. Пастырь почитался и у сербов. По преданиям хорутан, волчьим пастырем являлся сам Перун, бог грома, а также покровитель волков, нередко и сам обращавшийся в волка.
Известна также связь волчьего пастыря с Велесом. Управителем волков считается нартский Тутыр (Та Тор?), который вскормил  богатыря Сауайя (Совия?) волчьим молоком. Функциями волчьего  пастыря обладал Аполлон Ликейский, чей эпитет означал "волчий". Он же Гипаей (Коршун), ибо послал коршунов для спасения одного пастуха (гопа?). Он же Дримант (Дубовый), эпитет Аполлона в Милете. Он же Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова. Не понятно? Тогда вспомним иврит: фор - бык. Он же Паррасийский, эпитет Аполлона, чьё святилище у горы Ликея в Аркадии.


   Faunus — одно из древнейших национальных божеств Италии. Отождествлялся с греческим Паном.  Фавн - добрый, милостивый  (от лат. favere — быть благосклонным; вот и Феврония тогда «добрая»). Но. Являясь человеку во сне, Фавн нередко мучит его кошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Почему Фавн и сон связаны между собой? Сон. Греческий Гипнос, Ypnos. Опять пастух-хпан!

    До 16 февраля по григорианскому календарю солнце стоит в созвездии Козерога, с 16 февраля — в созвездии Водолея. Как я понимаю, во времена этрусков Луперкалии происходили ещё в Козероге (рогатый бог). Только изображается Козерог почему-то всегда с рыбьим хвостом… И что символизировал обряд очищения в конце «правления» Козерога?

    И в чём же заключалось очищение у римлян? В гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, каждый год  жрецы Луперка из патрицианской молодежи собирались и на специальном алтаре приносили в жертву молодых коз и собак. После ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу и стегали всех встречных кусками шкур.

    Вот о чём может поведать всего лишь имя! Но что там с Перконсом?

    Предполагается, что слово Пяркунас произошло от праиндоевропейского слова *Perkwunos, созвучного *perkwus — дуб, ель (сопоставимо с латинским quercus — дуб). Тогда имя Пяркунаса сопоставляемо с именем германской богини Фьёргюн (Fjоrgyn) — матери Тора, что косвенно указывает на его принадлежность к индоевропейской группе «богов-громовержцев». Сравните: огонь – испан. Fuego, нем. Feuer, итал. Fuoco (фоко), англ. Fire, фр. feu (фё), греч. Fotiа.

    Ещё один вариант связан с указанием на возвышенность / гору / небо (аналог готского fairguni — «гора», хеттским peruna — «скала», староиндийским parvata — «гора»).

    Перкунас «генетически» связан с другими индоевропейскими громовержцами — славянским Перуном, хеттским Перуной, древнеиндийским Парджаньей, кельтским Hercynia, а также скандинавским Тором, германским Доннаром и римским Юпитером. Также Перкунас известен под именем Йоре — молодого бога весны и плодородия, напоминающего славянского Ярилу.

    Священным деревом Перуна был дуб. Но в славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — *perku-. Оно было табуировано, что ещё раз подтверждает сакральность дуба для славян. У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.

     Б. А. Рыбаков пишет: «Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В своё время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э…» Можно ли сказать, что дуб — атрибут исключительно Перуна? Не думаю. Но кабаньи челюсти указывают на германского Фрейра из рода ванов. А Перуну закалывали быков.

    Напомню, сейчас я выясняла, что связывает Февронию-Хаврошечку с февралём и холстами. И пришла к выводу, что Перкунас подозрительно похож на италийского Луперка-Фавна, на празднике которого всех шкурами хлестали для «оплодотворения». И чем он тогда отличается от Велеса? Повторюсь: Велес из мира Нави, Перун-Перкунас из мира Прави. Отличие должно быть. Пирва - воин молодой? Вот и луперки были молоды. Но почему бытует предание, что Перун поразил Велеса? Вот Митра тоже убил быка. Но в Угарите, например, были молодой бык Балу и старый бык Илу… И Балу таки верх одержал!

    Но я не хочу пока соваться к семитам. Дело в том, что и в русской сказке про Хаврошечку её рябую помощницу коровушку тоже по приказу мачехи старик зарежет. Но что потом случилось? А похоронила потом Хаврошечка косточки, и выросла в том месте яблонька (мотив возрождения). И захотел тех яблочек царевич отведать. И нашла себе Хаврошечка добра молодца! Красивая сказка.

    Про Ивана - Коровьего сына я целых три сказки читала. По самой простой расскажу. Бился-то Иван с чудо-юдами, а братья его в это время спали (как сестры Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка). А во время последней битвы что было? «Я на страшный бой иду. А вы, братья, всю ночь не спите, присматривайте, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит - ладно дело, если полная миска набежит - все ничего, а если через край польется - тогда спешите мне на помощь!.. Тут братья проснулись, глянули - все полотенце в крови, из миски кровь через край льется…» Жив остался Коровий сын, но мотив-то видите? А дальше что было… Дальше старая змеиха со снохами погубить Иванов хотела, да Коровий сын их замыслы разгадал. А потом приехали братья к кузнецам. Вдруг прибегает старая змеиха, обернулась большой свиньей и кричит: «Кузнецы, кузнецы, отдайте виноватого!» Кузнецы ей ответили, как научил их Иван - коровий сын: «Пролижи языком двенадцать железных дверей да бери сама.» Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула. Иван - коровий сын ухватил ее калеными щипцами за язык, а братья начали бить ее железными прутьями, пробили шкуру до костей. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли…

    Вот так бились Бык со Свиньёй. И это чистая правда.


Рецензии
Как всегда, всё потрясающе интересно! А можно домашнее задание? Почему корабли встречают жареным поросёнком?

Игорь Тычинин   05.07.2017 19:51     Заявить о нарушении
Я сегодня сверхурочно работаю :) Молочными поросятами и царей угощали. Лучше бы, конечно, сами моряки о своих обычаях рассказали.

Светлана Каплун   07.07.2017 07:15   Заявить о нарушении