Декаданс по-крымски

Зарисовка с натуры


Вечером ходил за хлебом на рынок. У хлебного киоска ни души, и продавщица по миниатюрному транзисторному приёмнику что-то там ловит. Слышны звуки какого-то современного хита: «Туц-туц-туц… тыдлы-пыдлы, тыдлы-пыдлы… туц-туц-туц…»
Спрашиваю её:
— Ваш приёмник принимает русские радиостанции? Я вот на своём деревянном, ещё ламповом, советских времён «Рекорде» с трудом ловлю русскоязычные передачи: Россию — еле-еле слышно, Радио Франции — тоже, лишь Китай вещает без всяких помех. То ли Украина глушит русские радиостанции, то ли у России нет денег на хорошие передатчики.
— А мой всё берёт! — отвечает продавщица. — Я вон слушаю и по-русски.
«Туц-туц-туц… тыдлы-пыдлы, тыдлы-пыдлы…»
— Российские станции? — удивился я.
«Туц-туц…»
— Да нет, украинские.
«Тыдлы-пыдлы, тыдлы-пыдлы…»
— И что, передачи хорошие?
«Туц-тыдлы, туц-пыдлы…»
— Да ничего так. Музычка вполне приличная.
«Туц, туц… пыдлы, пыдлы, пыдлы…»
— Надо же, а я думал, что в этих транзисторах, как по местному брехунку,[1] одних только депутатов и слышно.
— Ой, что вы, я тот брехунок и не включаю, — она убавила громкость приёмника и продолжала. — Эти депутаты меня по телевизору достали.
— Так вы от телевизора-то избавьтесь. Я вот уже несколько лет как вынес на мусорник этого монстра. И, вы знаете, ничего не потерял, напротив, времени в сутках прибавилось.
— Как это, «избавьтесь»?! У меня семья. Ребёнок любит смотреть телевизор. Не представляю, как же без телевизора? А игровая приставка? Папа нам хорошие игры из России присылает. Он на заработки туда уехал.
— Да, — понимающе, посетовал я, — ничего не поделаешь. Раньше люди всё книги почитывали, а теперь телевизор, компьютерные игры, да пиво.
— Моя дочь… хоть и от телевизора с играми не оторвёшь, но и книжки любит читать. Ей уже девять лет, а столько уже прочитала!..
— И что же она у вас читает? — поинтересовался я.
— А всё подряд. Без разбору.
— А кушаете вы тоже всё подряд, без разбору?
— ???
И пока моя собеседница в недоумении пыталась сопоставить книжки с жаркое, я продолжал:
— В подборе книг для ребёнка нужен опытный…
— Так, а я на что? — перебила она меня. — Мы уже классику читаем. Особенно Шекспира любит и всё просит дать ей «Ромео и Джульетту». Но я думаю, ей ещё рано такое.
— Отчего же рано? Герои произведения — дети: Ромео — четырнадцать, Джульетте и того меньше. Кому ж, как ни детям читать историю любви детей. А когда ей исполнится восемнадцать или все двадцать, тогда уже поздно будет.
— Да что вы ерунду говорите?! — с возмущением возразила торговка — Я свою дочь развращать не собираюсь.
— Ну… — стушевался я, — если Шекспир… развратник… Ну тогда Пушкина сказки читайте. Пушкина-то читать никогда не рано, впрочем, и никогда не поздно.
— У-у-у. Пушкина мы уже прошли… — махнула она рукой.
Тут в киоск заглянула её товарка из соседнего ларька, и моя собеседница мигом переключилась на другую тему, принявшись обсуждать с подругой итог дневной выручки. А я, пряча свою буханку в пакет, подумал: Пушкина они уже прошли. Прошли, как проходят мимо спешащие по своим неотложным делам обыватели; им теперь новенькое подавай — пикантное, острое, современное. Да и что начитанность? Встречал я в жизни дураков и дур весьма начитанных. Такие головы своих чад напичкают аж целой «Библиотекой всемирной литературы» и уверенны, что воспитали высоконравственную, духовную личность. А на самом-то деле лишь семена всезнайства, самодовольства, снобизма в молодой душе посеяли.
И представил я, как под ритмы «хорошей музыки» — «туц-туц… тыдлы-пыдлы» — под смех и овации телешоу, под свист, скрип и треск игровой приставки читают мать с дочкой Шекспира, писавшего свой шедевр при свече, пером гусиным.
Да уж, — подумал я, — Ни хлебом единым живёт человек.[2] Хлеб-то он выбирает, что посвежей да помягче, а в пище духовной не разбирается: жрёт всё подряд, аки свинья из корыта. И обывателю ведь никуда не уйти от этого.

Керчь, 25 марта 2009 г.

Фото из интернета.

__________________________
[1] Брехунком в народе именуют репродуктор проводного радиовещания, что у каждого в квартире висит на кухне.
[2] Аллюзия на евангельское изречение: «…Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 4. Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 4). 


Рецензии