Хроника одного полёта

Судейское задание сегодня было необычным – полёт на открытую дальность.
Шёл заключительный день чемпионата России по планерному спорту.  55 спортсменов на своих длиннокрылых и безмоторных машинах стартовали ярким солнечным утром с горячим желанием пролететь дальше всех.
С высоты 2000 метров даль казалась открытой и манила к идеально круглому горизонту.

Пьянящее чувство свободного полёта, доступное только лётчикам – планеристам!
Как передать его словами!
Впрочем, слова нашлись: «Всё дальше и дальше и выше стремим мы полёт наших птиц…» - напевал я, подлетая к красивому кучевому облаку.  Как хорошо! Можно  не стесняться и петь во весь голос.  Здесь, в прохладной синеве неба, никто не  услышит моё «пение».

Но вот мой планер резко тряхнуло, накренило, повело в сторону, и могучая сила восходящего потока потащила меня вместе с планером вверх.

Всё! Лирика кончилась.  Нужно работать.  Всё же соревнования!
Под облаком оказалось тесно.  Это было хорошее облако, с хорошим восходящим потоком.  К нему устремились все, кто успел долететь сюда после старта.

Как объяснить, что такое – тесно под облаком?
Представьте себе автомобильную пробку без светофоров, тормозов и правил дорожного движения.   Каждый автомобиль хочет вырваться вперёд.
    
Здесь же в воздухе три десятка планеров. Стоять мы не можем – упадём! Восходящий поток – это воздушный столб диаметром примерно 150 метров.  Все мы кружимся в этом потоке с приличной скоростью – до 80 километров в час.

Справа и слева, вверху и внизу, в азартном хороводе стремительно мчатся длиннокрылые машины соперников.
Голова, как в воздушном бою, крутится на 360 градусов.
Нужно вовремя заметить опасное сближение и уйти от  тарана.  Столкновение в небе – весьма неприятная вещь.
Нужно следить за приборами – контролировать набор высоты и стараться, чтобы у меня скорость набора была больше, чем у других.  Только так можно победить в сегодняшнем соревновании.

Быстро растёт высота. Надо мной клубящаяся нижняя кромка облака.  Становится прохладнее и просторнее.   Менее опытные и более осторожные пилоты остались внизу.

Облачный край всё ближе и ближе.  Так заманчиво влететь в эту серую мглу!
Знаю, что там, в облаке, восходящий поток резко усилится.  Там очень быстро можно набрать дополнительную высоту, которая в сегодняшнем полёте будет совсем не лишней.

Знаю, что из облака можно вывалиться «хвостом вперёд и вверх тормашками», потеряв гораздо больше высоты в беспорядочном падении.
А ещё там можно столкнуться с таким же «умником», как и я.

В воздухе всё происходит быстро! Пока я мучился сомнениями, облако, как огромный пылесос, засосало мой планер.

Не буду утомлять читателей описанием фантастических ощущений, которые испытывает внутри облака пилот лёгкого и хрупкого аппарата.
Без авиагоризонта! С одним только прибором УПС (указатель поворота и скольжения).
В «работающем» облаке, в котором свирепо бушуют  воздушные вихри!
Примечание: авиагоризонт – специальный прибор, без которого полёты в облаках практически невозможны.
 
Лётчики ветераны, налетавшие не одну тысячу часов на самолётах, прочитав эти строчки, вздохнут и скажут: «Безумству храбрых поём мы славу!»
Кто-то с восхищением, кто-то  осуждающе.

Мы отвлеклись, а в кабине полумрак.
Внутри облако похоже на туман. Только на земле не встречал таких плотных туманов.
Приборы показывают, что пока всё нормально. Но пора выходить. Без авиагоризонта здесь долго не продержаться.

Впиваюсь взглядом в стрелочку указателя поворотов и осторожно выхожу из спирали в прямолинейный полёт.
Планер немилосердно трясёт и болтает. Заветная стрелка дёргается то влево, то вправо. Движениями воздушных рулей снова и снова возвращаю её на место. Похоже на компьютерную игру. Только здесь эта игра смертельно опасная.

Неожиданно ощущаю, что меня круто заваливает влево. Это вестибулярная иллюзия. Ей верить нельзя. Но ощущение настолько сильное, что нестерпимо хочется выровнять этот воображаемый крен.

Стиснув зубы, веду свой планер вперёд.
К солнцу, к свету, к жизни.
Мучительно медленно тянется время. Секундная стрелка моих штурманских часов еле-еле ползёт по циферблату.

 Внезапно наступает изумительный миг. Облачную мглу мгновенно сменяет ослепительный солнечный простор. Миг изумительного счастья! Хочется орать  от восторга!

Наверное, такие же чувства испытывает футболист, когда забивает решающий гол. По телевизору иногда показывают, как этот спортсмен, в экстазе вздёрнув руки вверх, бешено мчится по полю.
Здесь, в кабине, не побегаешь. Здесь даже пошевелиться невозможно. Плечевые ремни плотно прижимают меня к пилотскому креслу.

Достаю карту и пытаюсь определить свое место. Внизу однообразная и незнакомая местность. Но вот нахожу характерный ориентир и ставлю карандашом точку. Пунктир из таких точек отметит на карте мой сегодняшний маршрут.

Полёт продолжается. Переход к следующему облаку, набор высоты, планирование с потерей этой высоты, снова набор и снова вперёд в манящую даль.

Постепенно мы рассеялись в голубом просторе. Кто-то летел медленнее. Кто-то быстрее. Кому-то не повезло. Не сумели вовремя найти восходящий поток, и они преждевременно приземлились на колхозных полях.

После долгого полёта, пройдя второй контрольный пункт, я увидел в воздухе всего несколько планеров. Они дружно направились к видневшимся вдали облакам. Я пошёл чуть правее и вскоре остался совершенно один в бескрайнем небе.

Воздушные потоки заметно ослабели. Солнце, изрядно склонившееся к горизонту, уже не могло в полной мере питать их энергией.

Под облаком, похожим на тающий айсберг, закружился в пологой спирали. Подъём был слабый, а потом прекратился совсем. И я полетел дальше.

С грустью смотрел, как таяла с таким трудом набранная высота. Восстановить её в спокойном воздухе уже невозможно.

Какая-то торжественность была в заключительном этапе полёта. Кончилась сумасшедшая гонка. Теперь я летел на самой выгодной скорости, чтобы как можно дольше продержаться в воздухе.

Ноги неподвижны на чутких педалях,  рули не шелохнутся. Планер как будто скатывается с гигантской воздушной горы.
Сказочно плавный и бесшумный полёт!

Земля постепенно приближается. Вот до неё уже всего метров триста. По инструкции ДОСААФ сейчас я должен подобрать площадку, сделать над ней посадочный круг и приземлиться.
Но с этой высоты мой планер может пролететь километров восемь.  А у нас сегодня полёт на дальность. Так что – вперёд!

Косые тени низкого солнца, и его слепящие лучи сократили видимость почти до нуля. Я мог только гадать, что ждёт меня там, где мой безмоторный аппарат встретится с землёй.

Вот справа показалось небольшое поле скошенной пшеницы. Приземлиться что ли?
Но вокруг  лесополосы. Взлетать оттуда будет очень сложно.

Тает высота. Растёт напряжение. Уже и ругаю себя, что не сел на то поле. Увы! Оно осталось далеко позади. Как говориться – «проехали».

Ну, вот и всё! Прямо по курсу ряд стройных берёз. За ними что-то похожее на площадку.

Мучительно гадаю: перетяну или нет? Земля совсем рядом, отворачивать поздно!
Убеждаюсь, что не хватает всего нескольких метров высоты.
Скорость под сотню. Мчусь прямо на деревья. Удар о них – верная смерть!

В последний момент резко беру ручку управления на себя и рывком выпускаю закрылки.
Планер взмывает вверх. Возмущённый таким дерзким обращением, он недовольно дрожит, трясётся и, потеряв скорость, просаживается вниз.
Но деревья уже позади и я буквально плюхаюсь на травяное поле.

В наступившей тишине слышу гулкие удары своего сердца. Несколько минут сижу неподвижно, наслаждаясь покоем.
Открываю фонарь кабины, и меня окутывают запахи трав. Полной грудью вдыхаю свежий ароматный воздух и отдаюсь очарованию тихого июльского вечера.
До чего же приятно иногда возвращаться с небес на землю!

Невольно подумалось, а стоило ли так рисковать ради спортивной медали?
Стоило! Но не ради медали, а чтобы вот так остро почувствовать дыхание Жизни!

Выбираюсь из кабины, сбрасываю с себя парашют и с наслаждением потягиваюсь. Только сейчас ощущаю, как одеревенело всё тело. Девять часов непрерывного полёта в тесной кабине!
Вот они «прелести» планерного спорта!

           ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Этому пилоту пришлось заночевать в чистом поле под крылом своего планера. А ночью случилось…
Читайте продолжение в рассказе «Ночной кошмар».   

   


Рецензии
Летать, чтобы "остро почувствовать дыхание Жизни" - выбор сильных духом, и... рисковых. Уважаю и немного завидую.
Спасибо за возможность понять, или хотя бы попробовать понять, как там, в солнечном просторе, ощутить счастье возвращения на землю и страстное желание новой встрече с небом.

С уважением,

Елена Владимировна Николаева   18.02.2021 10:08     Заявить о нарушении
Как хорошо Вы умеете выразить своё впечатление
от прочитанного рассказа!
Сердечно благодарю Вас, Елена Владимировна!
Я и сам иногда перечитываю этот рассказ и снова
вижу голубой простор и белые пушистые облака.
Всего один полёт!
А их было у меня несколько сотен.
И все разные! Можно было бы написать несколько сотен рассказов.
Да всё некогда.
Радуюсь, что Вам понравился рассказ!
Желаю Вам Добра! Удачи и Здоровья!
С признательностью,

Валерий Бородянец   18.02.2021 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.