Социальная справедливость

(проблемный очерк, опубликованный в  "Каталоге современной литературы к 30-й Московской международной книжной выставке-ярмарке 2017", книга первая, 296 с., Издательство РСП 2017 г., стр. 180).

Эпиграф из древней славянской Буквицы (таблица из 49 букв, 2-я строка таблицы): "Жизнь Обильная на Земле, Гармонирует и с Вселенной и с Общиной, создавая Древо Мироздания (жизнь на землях только тогда развивается, когда всё в гармонии: общинное и индивидуальное)".
 Поклонимся многотысячелетней народной мудрости, извлечём из неё свой урок!
               
    Рождённый на планете Земля - явление Вселенной! Никто, даже Общество в целом, не вправе игнорировать Его индивидуальные интересы, данные Природой при Акте Рождения!
   
     Люди являются естественными потребителями (им необходимо жизнеобеспечение, надо учиться, работать, адаптироваться к цивилизации), поэтому всякая власть  происходит от собственности: кто той владеет (здесь инструменты - частная собственность (ЧС), капитал, рыночная экономика) или распоряжается (здесь инструменты - обобществлённая (управляемая государством) собственность (ОС), плановое хозяйство, коммунизм), тот объективно имеет власть над людьми.

Проекты справедливого общества останутся благими намерениями, пока не будут решены вопросы оптимального функционирования собственности в экономике страны, а в пределе - в глобальном масштабе. Задача эта - естественная, более того, архинасущная для развития человеческой цивилизации, если та ориентируется не на самоуничтожение от антагонистических противоречий в беспощадном и кровавом навязывании в общественном устроении всевластия только одного из двух видов собственности: частной или общественной, а на сохранение и нравственное развитие. И ведь для человечества естественны обе, поскольку, именно обе же они отвечают коренным интересам больших масс людей,  психологически разных (даже противоположных), от самой природы, по мотивациям своего жизненного поведения.

ОС и ЧС противоположны, как по целям возникновения, так и в качестве (по абсолютной системной необходимости) стохастической и детерминированной частей экономики, и поэтому между ними, при вынужденном Единстве (а это и есть в Обществе), возможна естественная Гармония, как альтернатива уничтожения в непримиримой диалектической борьбе.
Естественность процесса должна как-то проявляться аналогией в жизни, на планете. И такие примеры по странам  уже есть! 1*)
 
     Желательно, чтобы Россия тоже попала в их число, и как можно раньше. У России есть все признаки для достижения необходимого уровня самодостаточности, путём направленной политики мобилизации, чтобы явить Миру СССРЦ - Социально Справедливый Строй Русской Цивилизации, как пример устойчивого сообщества.

     Устойчивость - важнейшая характеристика общества, гарантирующая развитие в сторону социальной справедливости и нравственности. Крайности, в виде коммунизма (всевластие ОС) или капитализма (всевластие ЧС), для такой цели не пригодны, так как эти крайности требуют для общественной устойчивости людей-биороботов: индивидуалистов-потребителей (для капитализма) или альтруистов-созидателей (для коммунизма), что среди природных типов психологии людей встречается крайне редко.

     Задачу решит ГАРМОНИЯ противоположных видов собственности (ЧС и ОС), исторически возникших в процессе становления Человечества. Обе необходимы для сложившейся на планете формы вынужденного Единства существования в цивилизованном общежитии людей - Обществе, как динамической системе. Гармония устранит возникающие в экономической и общественной сфере противоречия между жизненными интересами людей с различными типами мотиваций поведения, тоже  естественными(!), а также укрепит необходимый для выживания человека разумного фактический природный симбиоз: Человечество-Цивилизацию, как живую динамическую Систему.

     С жизнеобеспечением лучше справляется ОС (детерминированная часть экономики), с нею хорошо уживается нравственность, определяющая гуманистический тип цивилизации.

С инновациями и потребностями лучше справляется ЧС (стохастическая часть экономики), но той присущ органический порок - алчность, порождающая патологию неуёмной наживы, что уничтожает нравственность и разлагает справедливость в обществе, разделяет людей. 
   
     Гармония ОС и ЧС в Единстве, дающая обществу устойчивость, как желательной динамической экономической Системе на нравственной основе, примерно соответствует: 60% ОС / 40% ЧС - пропорции т. н. золотого сечения. Эти цифры не случайны. Ими задаётся Гармоничное соотношение интегрального влияния обоих видов собственности на все процессы в обществе, и это главный критерий и необходимое условие устойчивости общества. Подробное (научный подход) обоснование есть в ссылке внизу. Крайности, а также равновесия, определяемые фактором собственности только в одних интересах, от ЧС или от ОС, какие до сих пор знало Человечество, не гармоничны, и значит, не устойчивы, как и показала история на трагическом примере России, переходившей от капитализма к социализму и наоборот.

     Гармоничное соотношение необходимо установить законодательно (для запуска гармоничного динамического процесса в экономике) для целых отраслей экономики,
например, по крупным позициям:
- недра и отрасли физического жизнеобеспечения, в том числе естественные монополии: ЖКХ, оборона, космос, крупная инфраструктура, культура, здравоохранение, образование, спорт - относятся к ОС;
- обслуживающие отрасли - относятся к ЧС;
- инновации - к партнёрству частника и государства.
Такое устроение экономики и всего общества является достаточным условием для длительного процесса создания нравственного общества, где люди подчиняются не столько силе Закона, сколько разумному менталитету самосохранения в социально-справедливом обществе.

     Основой устойчивого человеческого общества является социальная справедливость по отношению ко всем поколениям во всех группах и слоях населения.
Её содержание естественным образом различается для разных периодов жизни людей:
- в детстве и юности (до трудового возраста) это жизнеобеспечение, медицинское сопровождение, обучение, развитие - всё должно быть гарантировано обществом ПО
ПРАВУ РОЖДЕНИЯ (в стране, на планете), на основе ОС;
- в зрелом (трудовом) возрасте конституционным законодательством должны быть обеспечены материально-правовые условия реализации каждым СВОБОДЫ ВЫБОРА (на протяжении жизни) своего личного поприща для общественно полезной трудовой деятельности, понимаемые (условия реализации выбора) как:
   = для наёмных работников - как обеспеченная цивилизованная жизнь, уверенность в завтрашнем дне с правом на труд, на лечение-отдых, на возможность профессионального роста;
   = для предпринимателей - как  зажиточная  жизнь с увеличенными личными потребительскими  возможностями, но реализуемая ими через риск вложений в организацию нового бизнеса (стартапы), а также  путём применения своих неординарных природных и обретённых способностей. При этом нажива за счёт необоснованной эксплуатации других законодательно не допускается;
- в старости, а также при отсутствии (временно или постоянно) трудоспособности, должно быть достойное, пожизненное, гарантированное обществом содержание по гуманным нормам текущей цивилизации.

     Такое Гармоничное сочетание потому делает общество устойчивым, что не противоречит естественным поведенческим интересам самых больших (естественных!) частей общества: наёмных работников на зарплате и предпринимателей-хозяев, а также учитывает и уважает, и для тех, и для других, естественное их право на существование, развитие и социальную справедливость по их природным интересам, что создаёт высокую нравственную мотивацию самой жизни, во всех её чертах, для всех людей, в том числе, верующих в Царство Небесное с торжеством Добра и попранием Зла. 2*)

      Гармоничное устроение общества является для Природы естественным! Единому  Правилу устойчивого развития: «Единство и Гармония противоположностей», подчиняется вся состоявшаяся Вселенная, что доказывается Её несомненной устойчивостью. Всегда подтверждается наукой, что в каждой устойчивой природной динамической Системе есть своя Гармония противоположностей! 3*)

Примечания (справочные, для статьи не определяющие):
   
1*) Всевластие неконтролируемой ЧС уже приводило капитализм к Великой Депрессии, из которой тот вышел только благодаря рузвельтовскому повороту к социальному капитализму: мощный общественный сектор экономики, равноправное партнёрство профсоюзов (рабочих, на зарплате) и бизнеса (работодатель), законодательное ограничение алчности банков. Такое изменение стало основой устойчивости и процветания развитых стран Запада, в которых практически утвердился, в интересах среднего класса, БЮДЖЕТНЫЙ СОЦИАЛИЗМ (как учёт и контроль ресурсов со стороны
общества – всё по В. И. Ленину). Наиболее в этом представительны довоенные США времён Рузвельта, а ныне - Швеция, Норвегия, с их структурой экономики и политической практикой.
     Устойчивость Гармоничного общества состоит в следующем: консервативная нравственность ОС довлеет над активной безнравственностью ЧС; в этом же русле, при целеполагании от политического руководства, эффективность жизнеобеспечения  безусловно предпочитается эффективности прибыли в частный карман для потребительства, угрожающего нравственности. Ввиду разного веса отрицательных
качеств у каждого вида собственности, здесь не может быть голого арифметического их равновесия для поддержания нравственного, социально справедливого (по учёту интересов всех), устойчивого общества, сохраняющего мотивации к развитию.
Нужна ГАРМОНИЯ!
     Есть ли примеры стран с примерно Гармоничным соотношением-формулой: 60%ОС/40%ЧС ?  ЕСТЬ! Это Китай (шёл от коммунистической крайности), Норвегия,
Швеция, США времён президента Рузвельта (шли от капиталистической крайности). И все сошлись, по критерию успешности, на социальной УСТОЙЧИВОСТИ общества, использующего и ОС, и ЧС, но в Гармоничном соотношении.

2*) Собственность, как порождение психологических и социальных глубинных отношений людей, носит многие черты Добра  и Зла. Для людей это диалектически борющиеся природные (от рождения) Противоположности в религиозном (через Церковь) и психологическом восприятии. Об этом говорят и научные разработки.
"Наиболее глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности — ее мотивационное ядро" - из научного труда СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ, Рыжов Б. Н., МГПУ, Москва.
Надо находить в обществе Гармонию Добра и Зла, чтобы максимально купировать последствия Зла (от ЧС) преобладанием Добра (от ОС). Если нет такой Гармонии, требующей достаточно тонкой динамической настройки усилиями Разума Человечества, то нет и социально справедливого общества.

3*) Мир познаваем именно потому,  что достаточно устойчив для длительного процесса познания. Мировая устойчивость  определяется динамическими Системами,
подчиняющимися Вселенскому Правилу: «Единство и Гармония Противоположностей», причём каждая из Противоположностей, в свою очередь, тоже динамическая Система, подчиняющаяся тому же Правилу. На материально-физическом уровне только пирамида
таких устойчивых Систем и "выжила" в диалектической борьбе Противоположностей, которая, в противном случае, заканчивается финальным уничтожением одной или обеих сторон (значит, обеднением Мира и конечным переходом Материи в Энергию на уровне элементарных частиц). Гармонии-Системы, имеющие именно динамическую устойчивость (ведь никуда не делась диалектическая борьба противоположностей!), составляют очевидную для нынешнего уровня развития науки Главную Последовательность. Это, например:
  1) волна-частица с квантовым разделением излучения и субатомных частиц (дуализм), как само существование в этой устойчивой Гармонии видимой Материи (таковой всего 5-10% во Вселенной - а это и Жизнь, и Человек), и всё происходит за счёт обменного (динамического) их взаимодействия-борьбы в сложившемся после Большого Взрыва Единстве (заметим, вынужденном!) исходных субатомных частиц;
   2) атом, как устойчивое гармоничное квантовое существование в Единстве (сложившемся, опять-таки вынужденно, в звёздах!) противоположных зарядов, чем обусловлено само наличие Вещества во Вселенной;
   3) Живая Клетка, как форма существования в Единстве (в защитной капсуле-мембране) химических разно направленных окислительно-восстановительных
реакций Вещества путём низко энергетического катализа внутри и энергетического и материального обмена с окружающей средой;
   4) Организм, как Гармония, в Единстве, борющихся Клеток. Сам Человек - это Гармония-Содружество триллионов таких клеток, что порождает Разумную
Индивидуальность, осознающую окружающую Природу и собственную суть;
   5) Общество, как вынужденное (на одной планете) Единство миллиардов противоборствующих интересов (в Разумных Индивидуальностях), которому
ещё предстоит найти свою Гармонию социально справедливого существования на Планете. Это произойдёт тем раньше, чем меньше мешать развитию общественной
мысли веригами старых ограниченных смыслов.

В развитие темы попытка научного подхода: http://www.proza.ru/2015/07/14/1056 - Общество, как фрактал интересов.
      
      


Рецензии
Желаю успеха! А ничего, что уже настала эпоха посткапитализма, в которую глобалисты давят любую частную конкуренцию в зародыше?
Наши мысли должны поспевать за ходом истории, а не бежать следом за ней.

Чтобы осуществить Вашу идею, надо узаконить верхнюю границу частного капитала так же, как и количество гектаров земли у одного хозяина, чтобы глобалисты не появлялись в принципе.
С огромным уважением, Лара Фай-Родис

Лариса Лось   02.11.2021 17:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Лариса!
Все эти разбиения истории социологами на эпохи и "пост-"ы мало что объясняют. Психологические типы людей остаются прежними. У больших капиталов, накапливаемых такими частнособственническими типами, появляется соблазн всевластия (а всевластие в масштабах планеты - вот и глобализм). "Всё куплю" - сказало злато (А. С. Пушкин). Задача социально справедливого общества - не дать капиталу такого всевластия. Не подавить полностью частника, как в советское время, (что бессмысленная крайность, так как это фактически подавление естественного психологического типа массы людей в человечестве), а непременно оставить влияние частной собственности и частной конкуренции в обществе, но не более уровня гармоничных 40%. Этого можно достигнуть в обществе (почему бы и нет?!) конституционными средствами, но с параллельным неустанным общественным воспитанием в молодых поколениях гуманистической этики на приоритетах достижения эффективности жизнеобеспечения людей, а не личной потребительской эффективности от наживы за счёт других. Общество должно создать условия для свободного выбора поприща и (условно) психологическим "частникам", и "общественникам", эгоистам и альтруистам, со свободным (без трагических жизненных катаклизмов) переходом к противоположной деятельности разочаровавшимся в предыдущей. Вот и будет социальная справедливость для всех, не на основе благих пожеланий и "сбыче мечт", а на основе разумного устройства гармоничного социально справедливого общественного порядка, не дающего расцветать атавистическим наклонностям человека-хищника, использующего всуе свой разум. Такова настоятельная общественная потребность для человечества, а значит должна возникнуть и политическая воля под давлением необходимости (и нашим тоже), если оно хочет выживать в достигнутой цивилизации, а не в пещерах с неизбежной деградацией, если "что-то" не поможет... ( http://proza.ru/2014/12/22/18 ) в этой катастрофе.
С таким же уважением, Александр.

Александр Белислав   03.11.2021 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.