Интеллект и генетика

Интеллект и генетика.

Некоторые соображения.

Отрывок из фантастической повести «Робинзоны Галактики».
 
  - Мне совершенно непонятно, как вид может быть умнее отдельного элемента, — категорично заявила Ольга. – Если особь – это тело, это мозг, то вид является понятием абстрактным, набором организмов. Что такое разум вида?
 
- Это сложная категория, тут Вы правы, – инициативу взял на себя Эндрю. – Я когда-то очень интересовался генетикой и много читал о ней. То, что наследственная информация передаётся через гены хромосом, это учёные открыли давно. Этот код является памятью вида. А вот как работают эти загадочные двойные спирали — не совсем известно и теперь. Непонятно, как-же идёт целенаправленное изменение наследственной информации.
 
  Считается, что приобретённый опыт особи не передаётся генетическим путём. Предполагается, что гены изменяются спонтанно или под воздействием внешних факторов, а закрепляются в хромосомах только в результате естественного отбора. Тут есть много сомнений. По наследству ведь передаются не только признаки вида, например, форма тела, цвет глаз, объем мозга, но и программы жизнедеятельности. Это врождённые способности вида. Особи нет необходимости им обучаться. Они находятся в подсознании и управляют работой всего организма. Если возможно допустить, что отдельные гены, которые определяют признаки, изменяются спонтанно, то как же быть с врождёнными способностями. Они не могут возникнуть в результате мутаций.
 
Следуя рассуждениям Жукова, можно сказать, что некоторые, созданные мозгом «компьютеры», запоминаются генетически и передаются по наследству. Например, бабочка, жук и стрекоза не учатся летать, появляются на свет и вперёд. На обучение у них просто нет времени. Вполне возможно предположить, что приобретённые особью некоторые признаки не переходят по наследству, а вот созданные мозгом важные специализированные «компьютеры» — передаются. Они каким-то образом записаны в хромосомах. Но обозначены другим образом, активизацией или пассивацией определённых генов.
 
Аналогично работает память электронных компьютеров. Например, микросхемы имеют одинаковую структуру, но в них может быть записана, и программа управления звездолетом, и, например, статья по технологии выплавки чугуна. В конечном счёте все зависит о того, в каких ячейках записаны единицы, а в коих нули. Видимо, поэтому хромосомный код обезьяны почти не отличаются от набора хромосом человека, хотя разница между этими видами весьма существенна. Выходит, что хромосомы не только память вида, но и его разум. В них записаны и те, созданные мозгом «компьютеры», без которых организм не может существовать. Значит, приобретённый особью «разум» должен передаваться через генетический код и влиять на ход эволюции. Последовательность генов одна и та же, а информация разная.
 
- Я бы пояснил это таким примером — продолжал Эндрю. Человек научился идти на двух ногах. К этому он привыкал долго!  Для этого мозг создал «компьютер» чтобы ходить, не задумываясь, как это делать. Когда большинство людей научилось передвигаться, этот «компьютер» попал в генетическую память. Детёныш человека рождается без навыков бродить, а ползает на четвереньках. Он ещё и не может ходить физически. Его ноги все ещё похожи на задние конечности обезьяны. Но врождённый «компьютер» заставляет его постепенно подниматься на ноги и делать первые шаги. Обратим внимание на то, что ребёнок не может говорить и понимать речь, а уже становится на ноги. Значит воспитание здесь не причём.  Дитя генетически знает, что ему это нужно делать. Заставляя себя ходить всё больше, развивает ноги и совершенствует форму тела. Только так можно продолжить процесс формирования и стать человеком. А вот обезьяна всю жизнь на четвереньках!
 
Таким образом, приобретённая особью способность должна передаваться по наследству и влиять на признаки, например, конфигурацию тела через унаследованный «компьютер» хождения на двух ногах. При этом воздействие на эти признаки может происходить уже после появления на свет в период взросления. Побуждая организм действовать так или иначе, врождённый «компьютер» доводит нужные органы тела до необходимой кондиции. А период взросления у высокоразвитых видов намного более длительный, чем утробный.
 
    - Я бы дополнила ваши рассуждения следующим предположением, – вклинилась в полемику Фрида. – Врождённые «компьютеры» как бы «доводят» родившийся организм до совершенства и красоты. Сравните птенца в гнезде и летящую птицу. В процессе подготовки и обучения полёту птица совершенствует своё тело и приобретает изящную красивость. А как сказал один советский конструктор, хорошо летают только красивые самолёты. Это можно отнести и к птицам. Именно благодаря врождённым «компьютерам» эволюция приобретает разумное и эстетическое направление. Воистину красота правит миром!
 
- Теперь понятно, почему женщины считают основным своим «капиталом» красивость, а мужчины – интеллект! — воскликнул Рауль Филипс. Раздался дружный хохот, который и завершил полемику.

Скоро будет продолжение. «Коллективный разум».  Стоит писать или нет?


Рецензии