Зеленый шатер

Маринке снилось, что она шла по скошенному полю. Острые сухие стебли срезанных трав кололи босые ступни ног. Она внимательно следила за тем, куда ставить ногу. Вот вереницей один за другим спешат муравьи, тащат сухую травинку. А тут разбросанные сухие колючки. Где ее сандалии? Почему она ходит босиком?
Вдруг что-то закрутилось перед глазами. Ее закружило и она испугалась, что наступит на колючку или пчелу, запутавшуюся в пучке сухой травы. Но кто-то встряхнул ее и она пробудилась. Мама трясла ее за плечо:
-Марина, вставайте. Я ухожу. Вы отведете Иру в садик. Ее одежда лежит на стуле.
Мама не уходила, поэтому пришлось сесть на кровати.
- Вот и хорошо. Я пошла.- сказала мама и  вышла из комнаты.
Когда хлопнула входная дверь, Маринка ничком плюхнулась на одеяло.
От стука двери проснулась сестренка. Маринка слышала, как Иришка ворочается в кроватке, как встает на ножки, как пыхтит пытаясь выбраться, как зовет ее, но притворилась, что спит. Малышка негромко похныкала и замолкла, найдя себе какое-то занятие. А сознание Маринки заволокло туманом, но не надолго. Сестренка трясла кроватку и звала ее:
- Маина, писить. Маина, писить.
Из соседней комнаты прибежал братишка:
- Маринка, она сейчас описается.-взволнованно проговорил он, доставая из под кроватки горшок.
Маринка подскочила, вытащила из кроватки малышку, стянула с нее ползунки и усадила на горшок. Успели. Если бы мама обнаружила лужу, Маринку бы отругали.
Дети сообща одели сестру, натягивая на нее маечку, рубашку, кофточку и штанишки. А она вертела в руках коробку карандашей и колотила ею им по головам. Они выпили по чашке сладкого чаю и отправились в садик.
Маринка и Женька закончили первый и второй класс. У них начались каникулы. Мама поручала им водить младшую девочку в сад, а сама уходила на работу пораньше, чтобы дочь не видела ее и не плакала. Садик находился на вершине холма прямо за низиной, а точнее, глубоким руслом некогда широкой полноводной реки, на дне которой теперь тремя узкими речушками распадался Бадам. По деревянным мосткам, уложенным на старые резиновые покрышки, дети перебрались через два мелких ручья и пошли по пыльной тропинке среди цветущих кустов, словно среди розовой пены облаков, спустившихся на землю.
 Это трудная задача: заставить маленького ребенка идти,  когда он не хочет. И дети затевали то одну, то другую игру. Сначала они развлекали малышку тем, что собирали пышные букеты. Потом тащили ее, посадив одному на плечи, а другой поддерживал ее руками под мышки. А когда их силы иссякли, они стали раскачивать ее на руках, в такт считалочке перекидывая с места на место. Малышке очень понравилась эта игра и она с удовольствием отталкивалась от земли и, подогнув ножки, летела вперед. Так дети добрались до последнего ручья, перешли его по дощатому мостику и оказались у железной лестницы, ведущей вверх на дамбу. Осторожно вскарабкались по ней, чтобы попасть на другой берег, и на высоте десяти или двенадцати метров над низиной, через которую только что прошли, полюбовались и высоким безоблачным небом над головой и розовой пеной цветущего кустарника далеко внизу под ногами.
Садик утопал во фруктовых садах и клумбах с благоухающими цветами. Круглый год для детишек варили компоты из свежих и сухих фруктов, которые сами же вырастили, делали повидло и начинки для пирогов. В тени деревьев взрослые и ребятишки прятались от летнего зноя.
Дети проследовали по гравийной дорожке мимо помещений кухни и игровых участков, закрепленных за каждой группой. Они дошли до места, где тропинка огибала очередную летнюю беседку и, петляя, вела в глубь территории. Тут в тени плакучей ивы встречали детишек сборной летней группы. Навстречу детям вышла полная тетя с темными волосами, собранными в пучок на затылке и одетая в широкий белоснежный халат. Она сказала, что здесь собирают маленьких деток. А тех, что постарше, ждут у второго корпуса. Потом ласково заговорила с Ирочкой и, взяв ее за руку, повела за собой. Она раздвинула перед собой гибкие, свисающие до самой земли ветви ивы и пропустила малышку вперед. Дети с завистью глядели вслед женщине. Им вдруг захотелось опять стать маленькими, быть частью беззаботного мира, из которого они уже выросли. Прежде чем сомкнулись легкие длинные ветви, воспитательница вдруг оглянулась и перехватила взгляд несчастных детей. Он был полон любопытства и нерешительности. Маринка два года, а Женька три ходили в этот садик, но с другого входа. Случалось им бывать и в этой части детского сада, видеть иву пушистую и колышущую на ветру в летнюю пору и превращенную в рыхлый сугроб зимой. Но сегодня они как-будто в первый раз увидели ее нежную, томительную красоту и грацию. Женщина придержала ветви одной рукой, а другой махнула ребятам:
- Не хотите посмотреть, как у нас тут хорошо? Идите сюда.
Долго упрашивать не пришлось. Дети тут же воспользовались предложением. Воспитательница пропустила их под купол дерева и зеленый занавес с легким шелестом заструился у них за спиной.
- Посмотрите на моих птенчиков. Настоящие цыплята.-весело рассмеялась женщина. Солнечный свет проникал сквозь листву и светлыми зелеными потоками струился в воздухе, отчего казалось, что ты находишься в нарядном шатре. У старого разветвленного у основание ствола ивы стояла низенькая деревянная скамейка. Под сенью ветвей находилось восемь малышей в возрасте от полутора до трех лет. Четверо стояло у скамейки. Четверо сидело на ней по бокам. В середине место пустовало. Его берегли для любимой воспитательницы. Иришка, которая уже о чем-то лопотала с малышами, увидела брата и сестру и обрадовалась. Она подбежало к Маринке, взяла ее за руку, а другой вцепилась в подол халата воспитательницы и потащила их к скамейке.
- Куда ты меня тянешь, Ирочка?- смеялась женщина.
Дети хлопали пухлыми ладошками по деревянной скамье, приглашая ее сесть. И она села, а Иришка забралась к ней на колени.
- Ну, как вам у нас понравилось?- спросила воспитательница, вытаскивая у Иришки пальчики изо рта.
- У вас тут так здорово!- воскликнул Женька.- Как в шалаше.
- Больше похоже на юрту.- поправила сестра.- Смотри, как тут просторно.
- Верно.- согласился Женька.
Старших детей обступили малыши, дергая за руки и одежду. Они что-то лопотали на своем языке, но Маринка их не понимала. Они с братом научились разбирать речь сестренки и были при ней переводчиками для мамы и отца. Но другие дети со своей речью были все равно, что иностранцы или обитатели другой планеты. Дети смеялись, пытаясь понять друг друга.
- О! Как тут у вас весело!- зеленые шторы раздвинулись и в шатер заглянула другая воспитательница, высокая и худощавая.- Ты, Зоя, прямо как шамаханская царица. Только опахала из перьев не хватает.
- Скорее уж наседка. А это все мои цыплята- желторотики.- весело произнесла тетя Зоя, ласково обнимая стоящих подле нее малышей.
- Да, я вижу, у тебя пополнение! Это уже не желторотики. Это петушки. Ребятишки, разве вам не сказали, что старших детей ждут у второго корпуса?- обратилась вторая воспитательница к Марине и Жене.
- Мы не ходим в садик. Мы уже в школе учимся. Мы сестру привели.- ответили дети.
- Ой, какие молодцы! Какие самостоятельные. Смотрите, не опаздывайте и заберите ее вовремя.- сказала женщина и обратилась к тете Зое:- Все пришли?
- Нет. Подождем Павлика Игнатьева и тогда будем все.
- Хорошо.- ответила высокая воспитательница и обратилась к старшим ребятам:- А вам, наверное, уже пора идти. Ждем вас вечером.- и она скрылась за колышущим занавесом ветвей. Дети нехотя стали прощаться. Иришка вцепилась в руку сестры и собралась плакать, но полная воспитательница весело сказала:
- А мы скоро пойдем кушать вкусную кашку. И будем играть с новыми игрушками.
 Иришка отпустила руку сестры  и направилась к зовущей ее воспитательнице. Та легким кивком и жестами показала детям, что лучше тихо уйти и они легко, как быстрые воробушки, выпорхнули из под ветвей и устремились к входным воротам.
Этим летом дети водили сестру в садик и забирали ее обратно. Полная тетя Зоя выходила из тени зеленого шатра и уводила Иришку с собой. Иногда дети сидели под светлым зеленым куполом и болтали с малышами. С каждым разом язык этих маленьких существ становился им все понятнее.


Рецензии