Староверы Великобритании объединились в общину

Современные старообрядцы стали появляться в Англии и других частях Соединённого королевства в последние годы. Это массовое переселение было обусловлено экономическими и политическими причинами. Чаще всего староверы приезжали на Туманный Альбион из стран Восточной Европы – Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Румынии, Болгарии, а также из России. Со временем сложилась такая ситуация, что у приверженцев старой веры появилась необходимость объединиться, чтобы создать свою общину и проводить совместные богослужения.
До переезда в Англию, лично мне в течение долгих лет довелось служить на клиросе в Резекненской старообрядческой общине, а также в Рижской Гребенщиковской общине. Приехав на заработки за границу более 8 лет назад, мне, конечно же, хотелось встретить там собратьев по вере, и по возможности, участвовать в службах.  Через социальные сети я узнала, что в Лондоне организуется старообрядческая община, а первая совместная служба прошла 21 марта 2011 года, которую провел наставник из Латвии отец Иоанн Жилко, а помогала ему певчая из Каунаса Любовь Кузмина. А первым координатором и организатором старообрядческой общины стала Татьяна Георгиевна Колосова из Прейли. На протяжении этих семи лет в Лондоне достаточно регулярно проходили службы, раз в год проходило покаяние с участием грамотного наставника, совершались различные требы и крещения.
Из исторических сведений известно, что ещё в 30–40-е годы XIX века выходцы из старообрядческого сообщества приезжали в Британию, организовывали там свои представительства, налаживали связи с ливерпульскими и манчестерскими фабрикантами. Результатом такого взаимодействия стала самая крупная в России того времени отрасль промышленности – хлопчатобумажная.
Так известный английский предприниматель Людвиг Кноп, который являлся совладельцем торговой манчестерской фирмы «Де Джерси», сразу же добился монопольного права продажи в России продукции ряда британских фирм, в том числе «Бр. Плат» (станки), «Хик Харгрейвс» (двигатели) и других. Именно «Де Джерси» обеспечила крупнейшему старообрядческому предпринимателю того времени Савве Васильевичу Морозову кредитную линию при приобретении станков и материалов. С середины 1840-х годов младший сын Саввы Васильевича Тимофей стал активно помогать отцу. Он неоднократно выезжал в Великобританию с Кнопом, где изучал текстильное производство. С помощью расторопного Кнопа российские текстильщики получили не только технику. Был скопирован ланкаширский вариант текстильной фабрики, и после пуска обеспечивался технический контроль. Через авторитетного в купеческих кругах Морозова Кноп установил связи со многими текстильными фабрикантами Центрального промышленного района, в большинстве своем также старообрядцами. За Морозовым последовали Малютины, Солдатенковы, Хлудовы, Гарелины, Якунчиковы и десятки других российских фабрикантов. За три десятилетия было построено 122 крупных текстильных предприятия. Появилась поговорка: «Что ни церковь, то поп, что ни фабрика, то Кноп». А Савва Второй, сын Тимофея Саввича, в 1885 году окончив Московский университет, поехал в Англию, чтобы изучать химию в Кембриджском университете и познакомиться на практике с передовым английским текстильным производством в Манчестере и Ливерпуле.
Огромные фабрики, насыщенные передовым английским оборудованием, были построены по британскому образцу, на средства британских кредитов, с помощью и при техническом контроле британских специалистов. Однако инициаторами и организаторами этого прорыва являлись русские предприниматели. В подавляющем большинстве они были приверженцами старообрядчеств. Так что можно сказать, что экономические связи с Великобританией были у старообрядцев достаточно давно.
Но до 2010 года официальной общины у староверов в Великобритании не было. Только благодаря тому, что во всех официальных русских изданиях Англии, в старообрядческих календарях и в социальных сетях появились объявления о создании инициативной группы по объединению староверов, и  создалась небольшая община старообрядцев Великобритании. На это благое дело было получено благословение от председателя ЦС ДПС Латвии отца Алексея Николаевича Жилко.
Первые службы проводились в домах староверов: у Евгения Кузьмина, Александра Легензова, Татьяны Колосовой, Любови Кузьминой. Позднее стали снимать помещения в Лондоне, плату на которые собирали при помощи пожертвований прихожан. Понятно, что для проведения служб нужны были богослужебные книги, иконы, церковная утварь и инвентарь, свещи, подручники и другие предметы культа. Неоценимую помощь в приобретении для общины книг оказала Невская старообрядческая община из Санкт-Петербурга, даровав их безвозмездно. Сначала на службы приносились иконки, привезенные с родины самими прихожанами. А позднее община получила в дар иконы от Самарской общины из России и Каунасской общины из Литвы. Своего наставника у общины, к сожалению, до сих пор нет. Но все эти годы общину в Лондоне окормляли духовные наставники из Латвии, Литвы и России: Иоанн Жилко, Сергей Краснопёров, Павел Половинкин, Василий Васильев, Фёдор Кругляков. Также нужно отметить многих певчих клироса, которые все эти годы в определенной степени и в разное время, но всё-таки принимали участие в службах старообрядческой общины Великобритании: это Симеон Кожемякин,  Александра Кожемякина, Любовь Кузьмина, Антонина Дробышевская  - все из Каунаса, Елена Карасева из Даугавпилса, Александра Шёлковая из Прейли и Татьяна Константинова из Резекне. Радует, что певчие не забыли азы церковной грамоты и могут принимать достойное участие в службах. А сделать это в современных условиях очень непросто – поскольку многие люди за границей работают по самым различным специальностям, не хватает времени ни на что, многие не имеют при себе ни книг, ни устава, ни календаря. Поэтому такие встречи в отрыве от Родины очень важны – чтобы не забывать веру и молитвы своих предков с обращением к Богу. Очень важно отметить, что активисты-староверы сохраняют у себя дома иконы, книги, церковную утварь, свещи и другие необходимые атрибуты для совершения службы.
Молебны обычно проходят в торжественной и благодатной атмосфере – многие прихожане искренне благодарят певчих и наставников после службы, приобретают свещи и делают пожертвования на развитие общины. После окончания молебнов обычно прихожане приглашаются на скромную трапезу с небольшими угощениями. А самое главное – что именно их усилиями и организуются эти чаепития. Многие приносят к чаю из дома различные угощения. Так, например, в честь окончания поста на столе бывают и скоромные блюда: мясной салат, различные бутерброды, а также фрукты, печенье, мармелад, кроме того, соки и напитки. И очень важно отметить, что во время трапезы бывает и домашняя кутья. За столом прихожане могут пообщаться друг с другом, рассказать о насущных проблемах и трудностях заграничной жизни, но главное – выразить благодарность друг другу за радость общения с единоверцами и общую молитву.
Важно также отметить, что 17 апреля 2011 года был создан официальный сайт «Староверы-поморцы Великобритании», на котором зарегистрировано около ста участников и четыре администратора. В настоящее время организаторами и координаторами общины являются Елена Лемеш из Санкт-Петербурга и Олег (Алексей) Марат из Даугавпилса, который по сути является исполняющим обязанности председателя старообрядческой общины. Именно у Олега хранятся дома и книги, и иконы, и покрывало для аналоя и сам аналой, и подручники, и подставки для свещей, в общем, вся церковную утварь, предназначенную для службы. Также нужно отметить, что Олег снимает и помещение для проведения службы за свои средства, не зная, сколько людей соберется на службу. Кроме того, он привозит и отвозит церковную утварь на службу на машине Елены Лемеш. Также он предоставил ночлег для певчих и наставника. Кстати говоря, именно он перед службой лично обзванивает многих прихожан и приглашает их на молебен. Так что роль Олега Марата является безоговорочно связующей и одной из самых главных в общине.
Староверы должны помнить о том, не должна быть упущена возможность совершить покаяние в святую четыредесятницу Великого поста. Ежегодно в Великий пост должен побывать на исповеди каждый христианин. Тот, кто не бывает на исповеди по нескольку лет, даже если и стремится жить благочестиво, делает бесполезным труд своего духовного совершенствования. Тот же, кто вообще не приходит на исповедь, этим совершенно явно отступает от Бога. Не по Крещению только определяется каждый человек как христианин, но по всем делам нашей жизни, по тому, как соблюдаем мы Заповеди Божии, одна из которых — Покаяние. Особенно страшно и обидно для человека, если его застигнет смерть без покаяния, ведь у староверов в таком случае не отпевают умершего по имени, а только служат Вселенскую Панихиду. И, к сожалению, немало людей, умерших внезапно за границей, были похоронены без покаяния…
В завершении публикации с радостью спешу сообщить о том, что в пятое воскресение Великого Поста, а именно - 2 апреля в Лондоне состоится Богослужение (часы и молебен), а также будут приниматься желающие пройти таинство исповеди (Покаяние). Службу будет проводить наставник Малюткинско-Юдовской староверческой общины отец Иоанн Алексеевич Жилко из Даугавпилса. Кроме него в службе примут участие несколько грамотных певчих. А после Богослужения и прохождения таинства Исповеди (Покаяния) 2 апреля будет возможность попить чай и побеседовать. Если есть желание и возможность, то к столу можно принести что-то к чаю (желательно постные блюда). Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность старообрядческой общины Великобритании продолжается! С нетерпением будем ждать новых встреч во время совместных молений! Спаси Господи всем староверам, кто принимает и будет принимать участие в службах!
Татьяна Константинова
Фото автора и из архива автора


Рецензии