Творчество как следствие изменчивости

Посвящаю  статью
Уладзимиру Траццякову
и Михаилу Голдентулу – моим избранным авторам


      
      Кабы знать во всей полноте назначение природной изменчивости, то и нервную систему свою можно было приспособить к грядущей неизвестности.
      
      
      Наше глубокое заблуждение состоит в том, что мы якобы «в тренде» событий (жизни), как модно сейчас говорить.
      У кое-кого порой наступает просветление, тогда невольно вырываются «непричёсанные мысли», например, такие: «После смерти Махатма Ганди поговорить стало не с кем». Эта фраза принадлежит нашему президенту В.В. Путину. Она может свидетельствовать, что на вершину Олимпа люди случайно не попадают. Это правдивое высказывание по своей сути напоминает, что мы, как белка в колесе, кроме мелькающих спиц ничего в жизни не видим. Но, на мой взгляд, – это классно! Представить себе картину, что в нашем мире всё вдруг стало ясно и понятно невозможно даже в страшном сне. Это будет катастрофа. Мир не выдержит такой нагрузки. Он или сойдёт с ума, или остановится как немой кадр кинофильма.

      Мы с уверенностью констатируем, что любой человек может похвастать только своим суженным полем сознания. Представить себе мыслительного монстра – за гранью самых смелых человеческих фантазий. Потому-то человечество придумало себе верхнюю планку осознанности своего бытия – Бог.
      Если кто-то задумывается о возможном появлении «искусственного интеллекта», то ему нужно взглянуть на старый «видик», который 25 лет назад был олицетворением технических достижений, и сравнить его с «флешкой» на 16ГБ. Содержание видеокассеты с трёхчасовым фильмом можно без труда упаковать во «флешку» и таких кассет скачать туда не менее 10 штук. А ведь не в столь далёкие времена этот «видик» обменивали на жилплощадь пятнадцати квадратных метров.
      
      Эти колоссальные перемены бытовой жизни невольно вызывают у людей подмену понятий.
      Но нужно представлять себе не столько стремительное развитие техники, сколько фантастически невероятный потенциал нашего ума. А этот потенциал (именно потенциал) мечтатели создания искусственного интеллекта ставят в одну линейку с диковинными изделиями (радио, телевидение, компьютер, интернет, искусственный разум), путая готовый продукт и процесс его приготовления. И здесь напрашивается установка знака «стоп»: дальше ехать нельзя. Сначала нужно понять свойства человеческого ума, потом уже говорить о его искусственном протезе.
      
      Главные качества нашего ума – это творчество (способность генерировать новые идеи) и  изменчивость (способность не повторять свой прототип). Ну, и как такими свойствами наделить «железо» компьютера? 
      Если наш ум и представлять в виде цифровой машины, то эту машину нужно, как флешку, подключить к неведомому материнскому плато, чтобы из её недр можно было скачивать информацию и творческие идеи. Интуитивно человек эту проблему «подключения» решил давным-давно: материнский сервер у всех без исключения народов был назван «богом».
      Соответственно, чтобы сконструировать искусственный интеллект, вначале требуется изобрести для него подходящего «бога», который мог бы генерировать «сигналы» для творческих разработок и, главное, – стоял бы на страже изменчивости – самого необходимого свойства для развития живой природы.
      Поэтому стремление создать искусственный интеллект сродни поиску философского камня или изобретению вечного двигателя.
      Что же, времена меняется – желания остаются. Подтверждая формулу: процесс – всё, результат – ничто. По этой формуле и работает наш ум, но не мозг.
      
      А физиология мозга, представленная в виде цифровой или аналоговой машины, до уровня которых только и способно подняться наше суженное поле сознания, никогда не даст ответа о природе творчества человека. Потому то, для понимания этой функции творчества, люди нащупали другие, нематериальные субстанции. Кому-то нравится их называть «подсознанием, с коллективным бессознательным»; кому-то –  «душой и духом»;  кому-то – «энергоинформационной оболочкой». Дело не в названии, а в понимании реальности процесса. Умеет человек своего внутреннего бога настроить синхронно к внешнему – становится творческой личностью, нет – остаётся во власти материального. А «флешка» его интеллекта, в любом случае, соединена с материнским плато социума, чтобы жить в этом социуме.
      
      Хотим мы этого или не хотим, но природное любопытство заставляет нас своё суженное поле сознания постоянно расширять. В конечном счёте, именно вот это классно! Нежели быть всезнайкой без желаний и поисков ускользающих целей.
      Однако эта природная неуёмность исследователя может приводить к искусственному расширению поля сознания через алкоголь и наркотики.
    
      Итого.
      Человеку предлагаются варианты:
• следовать библейской заповеди – не срывать плоды с древа познания
• стать творческой личностью
• искусственно расширять поле сознания
      Соответственно природная изменчивость человека, комбинируя эти варианты в различных пропорциях, поставляет на рынок товар, который через естественный отбор удовлетворяет спрос.

      Остаётся пустяк. Определить Регулятора этого спроса и отбора, а так же цель, которую Регулятор наметил.
      Для начала этому Регулятору хотелось бы задать вопрос: «А без войн и убийств никак?»
      Ну, ладно, тех, кто стремится к искусственному расширению поля сознания, больше похожих на самоубийц, ещё как-то можно отнести к «слабому звену» в цепи эволюционных перемен. Но зачем столько невинно убиенных? И какая категория лузеров истребляется? С какой заведомой целью?
      Видимо, эти невинно убиенные тоже чем-то напоминают самоубийц – включим логику врачей, которые изучают отклонения психики, чтобы понять норму.
      Версию ответа мы можем выстроить, только используя своё же суженное поле сознания. При этом в надежде хоть немного его расширить.      
      Но ответ звучит банально: «На всех не хватает».
      Чего не хватает?
      «Если у животных – пищи, то у человека – духовной пищи. Той пищи, благодаря которой человек и стал человеком».
      А иначе, зачем человеку нужна агрессивность, превосходящая звериную?
      Только, чтобы выжить, как человеку, а не как зверю.
      Это единственный вразумительный ответ.
    
      Где же человек нашёл свою «разумную духовную пищу» изначально? И кто пополняет запас этой «пищи» в том плато, к которому он подключил свою «флешку»?
      
      Когда человек пытался преобразовать информацию, а не просто ею пользоваться, как это делают животные, то он по крупицам, создавал свой энерго-информационный банк – это эфемерное плато, благодаря которому появлялась возможность брать оттуда новые идеи.
      Например, первая идея, которая пришла к будущему человеку, – из палки сделать орудие труда. Это гениальное прозрение явилось вовсе «ниизчего», а после апробирования другими особями тысячи раз этой палки, только как палки, в добывании пищи. Но кто-то догадался привязать к палке камень! Изготовил орудие труда! А ведь секрет этого изобретения мог быть сразу и утерян. Где и как сохранить информацию? В мозгу? Хорошо. А как передать ПРОЦЕСС догадки? Как приобретённый инстинкт? Увы! Можно передать навык, но не способность к идеям.
      И, пожалуй, самое главное, эта способность к изобретениям имеет социальный статус.  Она возбуждается, как социальный инстинкт, который может генерироваться только как общественная необходимость. После тысяч попыток наступает прорыв. Буду ли я корпеть над этими строчками без надежды, что когда-то и кем-то они могут быть востребованы? Маловероятно. Человек стал человеком вовсе не благодаря труду, как ошибочно думал Ф.Энгельс, а благодаря социальным связям, в результате которых он развил навыки преобразовывать известную информацию в новую.       

      Теперь о целях Регулятора.
      Здесь нас поджидает другой дорожный знак. Направо пойдёшь – укатишься в царство божье, с дьяволом-искусителем. Налево пойдёшь – уткнёшься в саморегулируемые системы.
      Ну, что будем далее расширять суженное поля сознания?
      Является ли социум саморегулируемой системой?
      Большой вопрос. Скорее нет, чем да. Хотя конечной целью развития социума является саморегулирование. И демократические режимы наиболее приближены к саморегулированию.

      Направо – налево, всё равно, что «толочь воду в ступе».
      Останемся в направлении «прямо». «Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» – Гёте знал наперёд любое несовершенство моделей, которыми человек пытается описать действительность.
      Но и без моделей нельзя!
      Благодаря умозрительным конструкциям, пусть даже несовершенным, что-то должно оставаться в сухом остатке. Рациональное зерно отделиться от плевел.

      В таком случае – это чистое искусство.
      Соната Бетховена, ария из оперы или стихи Пушкина. Это – то Знание, которое может для людей оправдать формулу: «Не срывать с древа познания добра и зла».
      Это наша духовная сила, которая не нуждается в дополнительном знании, как красота не требует разложения на составляющие.
 


Рецензии
Я прочел вашу статью, как когда-то где-то пообещал. У меня есть твёрдое убеждение, суть которого: ни один современный компьютерщик, наделяющий своё детище званием "Искусственный интеллект" никакого понятия об интеллекте не имеет. Между механизмами работы современного компьютера и человеческого мозга имеется абсолютное различие. Компьютер - это всего лишь сверхскоростной арифмометр, и ничего более. Он не может и никогда не сможет мыслить, как мозг. Для того, чтобы компьютер стал работать по принципу мозга, нужно, чтобы так называемые "искусственные нейронные сети" прошли такую же длительную эволюцию, какую прошел человеческий мозг, возникший как эволюция мозга высших животных, да еще и высших общественных животных, у которых возникла речь, как механизм логического мышления. Нейрокомпьютеры пока что работают в научных лабораториях, а не у нас с вами, и каков там принцип работы, современные массовые компьютерщики не понимают. Нейрокомпьютерам так же далеко до современного мыслительного аппарата человека, как от Земли до планет-гигантов типа Юпитера.

Вадим Бережной   05.02.2018 21:38     Заявить о нарушении
Спосибо. Согласен.

Виктор Попов 7   06.02.2018 03:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.