Мой опыт публикации в бумажном и электронном форма

          На сегодняшний день у меня опубликованы три книги в бумажном и одна в электронном формате. Одну из моих книг опубликовали на русском языке в Праге в издательстве Animedia Company. Были публикации в газетах и на сайтах. В частности, стихотворение «Райский остров» было на сайте погоды в Нью-Йорке прозу тоже можно найти во многих местах, особенно рассказ об эксплуатации электровелосипеда.
         Нет сомнения в том, что многие авторы публиковались чаще меня и писали более значительные произведения и  издавали книги. Более того, есть множество  авторов, являющихся лауреатами различных конкурсов и премий, а так же авторов которые являются членами  союза писателей. Я не столь «титулованный» писатель и лаврами не увенчан, но всё же дерзну поделиться своим опытом публикаций в надежде, что он поможет кому-то из моих собратьев по клавиатуре и авторучке иметь представление о том, что ожидает писателя на его долгом и затратном пути ко вниманию читателей.

         Вполне естественно, что мой рассказ будет интересен только тем людям, которые пишут и творят, но ещё только собираются опубликовать свои труды в средствах массовой информации. Особенно рекомендую ознакомиться с моим опытом тех авторов, которые надеются на материальную выгоду от публикации своих произведений.
        Тем, кто давно публикуется или наоборот – не собирается этого делать, мой рассказ вряд ли будет полезен.


       Начинал я как многие из нас - писал стишки в школе, если получалось смешно – показывал друзьям. Но со временем, стали появляться более серьёзные строки и осмысленные стихи, и, однажды, как все мы на Стихи.ру и Проза.ру , однажды я захотел представить свои произведения читателю. Это было в восьмидесятом году… задолго до появления мобильных телефонов и персональных компьютеров. Зачем я так подробно? Да просто это был единственный раз в моей жизни, когда я получил за свои труды реальные деньги. Сейчас, когда можно опубликовать что угодно в несколько кликов, даже трудно представить, атмосферу узких кружков литобъединений, насколько сложно было что-то опубликовать в местной газете, не являясь при этом членом союза писателей или «проверенным» товарищем журналистом.

       Но! В те годы местные газеты читались очень активно! Инета то не было. Мне повезло… опубликовали. Правда места было мало, стихи урезали и испоганили, дописав в них свои строки «для связки». Под моей фамилией толкнули этот бред. Весь город читал. Я не жалуюсь. Я хочу, чтоб вспомнили, а кто молодой, хоть представили, что было в застойные годы. Но мне прислали гонорар… Охоту публиковаться отбили очень надолго.

       Следующим шагом была уже публикация в инете.
       Несомненно, стихира и проза являются огромным благом, настоящей отдушиной для поэта. В полной мере оценить это может только тот, кто был лишён в юности такой возможности.
        Кстати, кто не знал -  «Поэт», в переводе с Древнегреческого, означает – творческая личность, творец, создатель. Не ищите в этом слове сакрального, божественного смысла и не слушайте троллей. Если Вы не просто пишете, а творите литературное произведение, то Вы являетесь поэтом,  и это верно, кто бы не пытался уверять Вас в обратном. Более того, вплоть до восемнадцатого века поэтом называли любого писателя, даже и прозаика. Только в девятнадцатом веке пошли извращения приписывающие поэзии чуть не божественную сущность. Именно тогда поэтами стали называть только авторов стихотворений.

       Стихира и Проза демократичны,  доступны, и это очень хорошо. Но, рано или поздно, любой из авторов замечает и негативную сторону. Портал,  предоставляет бесплатное право высказаться, но он не является трибуной для тех, кто хочет работать профессионально. С течением времени всё заметнее, что он становится скорее  местом общения авторов. Здесь нет стимула к творческому развитию и практически нет возможности автору  зарабатывать деньги.
         Здесь публикуют стихи. Для тех, кто не знал, «Стихи» - это ритмизированные строки. Именно так. В первых стихах и песнях, известных с древности, рифма являлась необязательной и даже редкой. Именно в стихах. Это слово появилось раньше рифмы. Но многие стихотворные размеры были известны и даже названы ещё тогда. Ритм, правильное чередование ударных и безударных и количество слогов в строчке были обязательны в поэзии намного раньше рифмы.  Рифма -  созвучное окончание строк.
         Фактически  здесь публикуют ритмизированные строки, которыми можно написать всё что угодно, хоть рекламный текст. Но стихи это ещё не поэзия.  Поэзией будет стихотворение. Не что-нибудь, а именно ТВОРЕНИЕ написанное стихами. Стихотворения тоже присутствуют здесь, на портале и их много… но стихов-то в разы больше. Стихотворения просто теряются в этом потоке.
        Ещё негатив.  Допустим, Вы опубликовали стихотворение, то есть нечто значимое, имеющее художественную ценность. А многие ли из вас в курсе того, что свидетельство о публикации, выдаваемое здесь в электронном виде, – оно не наделяет Вас авторским правом!!! Это просто свидетельство о том, что Вы опубликовали нечто, сегодня… там даже время не стоит. Только дата.
       А если ваше стихотворение, допустим, не просто Вам дорого, но ещё и чего-то стоит и у Вас на него виды. Если Вы хотите опубликовать ваши произведения в книге и получить за это деньги. И Вы хотите, чтоб его не украли до того, как Вы приобретёте на него авторские права? В таком случае, у Вас проблема -  здесь это не гарантированно.
        Наибольшим, по моему мнению,   препятствием для профессионального писателя,  является даже не большой вал слабых в художественном плане стихов, даже не отсутствие гонорара,  а вот именно правовая незащищённость того, что здесь публикуется.
       Теперь Вы понимаете авторов, которые пишут – «авторские права на все мои стихи защищены»?

         В этой жизни я писал не только стихи. Работая с патентным отделом предприятия и оформляя заявки на изобретения, я решил попутно и стихи зарегистрировать. Можно. Но стоит дорого. Именно патентовед дала мне самый верный путь к авторству. Всё просто.
        Все стихи, все свои произведения, которые Вы хотите представить на суд читателя и которые того стоят – Вы собираете и идёте в редакцию, имеющую право зарегистрировать вашу книгу и предоставить Вам полный набор издательских документов. Вам будет присвоен код автора, вашей книге библиотечный десятичный и международный коды. Естественно, не бесплатно, но за ваши деньги Вы получите не только книгу, которую подарите друзьям и попытаетесь продать, но и авторские права на всё в этой книге опубликованное. Всё! Стихи ваши. Вплоть до того что можно подавать в суд в случае несанкционированной публикации. Можно попытаться продать…
         Таким образом – мы подошли к следующему шагу навстречу читателям. Тот автор, которого уже не устраивают возможности, предоставляемые порталом, кто хочет заработать, продавая плоды своего труда, рано или поздно поймёт необходимость выпуска книги для того чтобы защитить авторские права и элементарно иметь что-то для продажи читателям.

        Немного о продажах авторских книжек.
        Однажды в электричке я видел одного кадра, который шёл с книгами по вагону и голосил – покупайте, пока автор жив, покупайте с автографом. Смешно? Да. Стоило дорого. Тираж его книжки был маленький. Чем меньше тираж, тем дороже единица. Но! Если ваша цель не продажа, а регистрация произведений, можно экономить деньги и  заказать всего пару десятков книг. Сейчас это доступно. В таком случае себестоимость одной книги будет максимальной, и продавать будет невыгодно. Но в целом, выпустить тираж в двадцать книг обойдётся дешевле, чем сто или двести.  И ваши права будут уже зарегистрированы!

        Другой случай. Один знакомый поэт, сидел, продавал свою книгу, на стихийном  рыночке, в лихие девяностые. Подъехал мэрс, вышел молодой наглый лысый пузанчик, чтобы купить редиски своей тёлке, и начал приставать к голодному щуплому поэту. Поехали, говорит, со мной, мне огород покопаешь, хорошо заплачу тебе. Братишка по клавиатуре начал было объяснять, что он писатель, творческая личность. А лысый ему говорит – вот и хорошо! Я потом буду хвастаться, что мне поэт грядки полол. Так что не всегда можно рассчитывать на благодарного и культурного читателя, который раскошелится и заинтересуется, а что же Вы написали. В реальной жизни совсем наоборот.

       Вспомните, чему Вас учили в школе. Один из величайших русских поэтов, Александр Сергеевич Пушкин, был очень беден. И хотя его стихи при жизни читал сам император, Сергеевич на жизнь зарабатывал совсем не стихами. Лермонтов. Он воевал. Тургенев, Фет. Никто бы не знал этих имён, если бы они не имели поместий и иных, кроме литературы занятий. Прошу Вас осознать это и хорошо понять – если Вы заработаете, продавая ваши произведения – Вы будете успешнее классиков! Даже я, Саша Виторжин, чтобы опубликовать свою книгу, долгие годы работал на вредных и опасных предприятиях, и, фактически, оторвал деньги на книгу из семейного бюджета, который и без того невелик. Но на семейном совете мне выделили эти деньги. Возможно, один раз в жизни и не ради будущей прибыли. Ради авторского права.

        Чтобы получить пакет издательских документов, я, не мудря лукаво, отправился не в частную, а в городскую государственную типографию. Я предоставил редактору текст уже набранный в инете на флэшке. Просто скопировал  со стихиры и новое вручную набрал. Это немного удешевило книгу. Можно и рукопись принести – но набор тоже войдёт в стоимость. Обсудили с редактором всё – обложку иллюстрации и качество бумаги. Всё имело свою цену. Обошлось в двести долларов… Но. В современной редакции книга делается сначала в электронном виде, и идет в печать только когда автор макет подпишет. В этом есть своя прелесть. Электронный вариант книги тоже собственность автора. Не забудьте его потребовать и взять. Он вам пригодится!

        Про бумажные книги много говорить не буду. Большинство раздарил, оставил немного как документ, если вдруг вопросы возникнут. Десяток ушло в городские библиотеки. Там были рады получить от меня их в качестве презента, так как меня знают. Два десятка оставил на будущее. Если встретятся в жизни люди, которым моя книга небезразлична и которым я захочу подарить – запас есть для этого. А вот на электронной книге я захотел, как наивный юноша, заработать.

         Если набрать в поисковике в инете – электронное издательство, то увидите их великое множество. Выбирая – учтите следующее – все они в принципе делают одну и ту же работу и размещают книги на одних и тех же торговых площадках, на том же литресурсе,  амазоне литео  и подобных. Это значит, что выбирать надо на первой странице, там, где наиболее популярные варианты. Если ваша книга не зарегистрирована, выбирайте тех, кто имеет право её для вас зарегистрировать. То же касается рукописей.
   Цены… иные предлагают разместить чуть не бесплатно – но обычно это малоизвестные организации или частные лица. Художественное и юридическое оформление такой книги сомнительно. А между тем, оформление книги и особенно художественное оформление обложки делает её привлекательной для читателя.

       Сейчас – неважно где Вы живёте. Можете воспользоваться услугами редакции любого города. Так вот, цены. За публикацию урезанной наполовину моей книги в одном Питерском издательстве запросили тридцать три тысячи рублей. Бывает, что издательства ломят и большие цены. А знаете почему!? Узнаете, когда получите на подпись экземпляр договора о реализации. Там увидите – что с каждого проданного экземпляра что-то капнет литресурсу, что-то издательству, а остальное Вам. Так вот, все абсолютно издательства знают, что продажи книг идут плохо, а стихов – вообще в нули. Кроме классиков. Поэтому и стараются содрать с автора три шкуры за свои услуги, потому что живут этим, а на доход от продаж не рассчитывают! Что тут сказать. Я переписывался со многими издательствами, прежде чем напечатать книгу. Некоторые издательства ПРИНЦИПИАЛЬНО не публикуют стихи. На стихи малоизвестных авторов нет спроса.

      В советские времена, писателям, которым повезло закончить гуманитарный, который давал практически зелёный свет в союз писателей, так вот, этим авторам из бюджета давались денежки на книги и публикации в альманахи. Сейчас такого нет. Рынок. Всё зависит от читателя, который учился в школе, слушает рекламу и старается быть в курсе того, какие авторы ныне в моде. Поэтому, если Вы даже пишете лучше Тютчева, купят всё же Тютчева. Купят по старой памяти книгу писателя, имя которого помнят из школьной программы. Купят книгу того, у которого есть спонсор и в рекламу вложены баснословные деньги.

       Если какой-то публичный человек – киноартист, спортсмен или бизнесмен, имя которого у всех на устах, вдруг захочет написать, то его книгу тоже купят многие. Книгу талантливого автора, который вчера пришёл со стихиры, купит один какой-нибудь большой ценитель поэзии, и удивится, насколько хорошо написано. На том и закончится. Деньги, вложенные в публикацию и рекламу, мягко сказать, весьма вероятно, что малоизвестному автору не вернутся. О прибыли, особнячке, коньячке и яхте – я вовсе промолчу.

        Я не отговариваю Вас от публикаций. Наоборот. Советую получить авторские права на лучшие ваши произведения путём выпуска книги.  Я сам перебрал многие варианты. Нашёл издательство в Праге, которое разместило мою книгу на торговых площадках мира всего за восемьдесят пять евро. Это в разы дешевле многих предложений в России. А работа выполнена точно та же. Выбирая издательство, не стесняйтесь  спросить, где они разместят вашу книгу для продажи и что могут сделать для рекламы.

         Цель моего рассказа была в том, чтобы Вам легче было издать свою первую книгу, чтобы Вы шли на это осознанно, не спешили, особенно с выбором издательства. Выбрали сами лучший для себя вариант. Поэтому названия издательств я не писал намеренно.

        И самое главное, чтобы Вы не тратили непосильную сумму денег на публикацию в надежде на скорую прибыль. Такого может не случиться независимо от вашего таланта и умения писать. Разочарование может быть сильным и отбить охоту к творчеству. Хочу уберечь Вас от этого.

        Буду рад, если мой рассказ оказался Вам полезен и немного пролил свет на ваш путь к читателю.
       С уважением. Саша Виторжин.

       После написанного. Ниже находится мой ответ Владимиру Мурашеву на его вопрос о том, в какую организацию я обращался чтобы зарегистрировать авторство. Думаю, и другим читателям будет это интересно.
       Для того, чтобы ваше авторство было зарегистрировано, достаточно чтобы была зарегистрирована ваша книга. Таким образом, все опубликованные в вашей книге, имеющей ваш код автора, материалы, являются вашей интеллектуальной собственностью

       Я обращался к редактору нашей городской типографии. Именно она занималась присвоением мне полного пакета издательских кодов в которые обычно входят библиотечный, десятичный международный код и код автора. Поскольку этим занималась редактор, я не могу Вам сказать где именно они присваиваются. Знаю только, что она обращалась и в нашу городскую библиотеку. Знаю, потому что наше литобъединение там и мне сказали что редактор приходила по моему вопросу.
Практически я не занимался этим. Я просто выяснил что они имеют право присвоить моей книге эти коды, практически зарегистрировать её в государственной книжной палате. Этим занималась наша типография в лице редактора, как субъект издательской деятельности имеющий соответствующую лицензию. Поэтому вопросов обычно не возникает.
Несколько экземпляров книги у Вас возьмут для отправки в книжную палату.
С зарегистрированной книгой потом очень легко обращаться к торговым организациям в том числе и в инете. Обычно вопросов не возникает
Возможно, и самому автору можно ходить по инстанциям и регистрировать книгу, но я этим не занимался.
В Праге было ещё проще - я только подал материал а регистрация входила в стоимость услуги по публикации.
Естественно, книга была проверена прежде чем зарегистрирована. Разумеется - книга содержащая недопустимые материалы не будет зарегистрирована.
Спасибо за вопрос. Думаю, это надо вставить в рассказ. Другим читателям тоже это может быть интересно.


Рецензии
Доброй жизни, Саша! Вопрос,поднятый Вами животрепещущий, в том смысле, как трепещется пойманная рыба на берегу. Приблизительно об этом я писал в прозе ру. Найдёте время, ознакомитесь. Надо, чтобы пишущая братия, не обремененная известностью в каких-либо отраслях жизни не надеялась не то, чтобы на какой-то заработок, а просто на признание части публики. Конечно, нужна печатная книга - в этом её относительная долговечность, если она числится в Книжной палате и в Едином генеральном каталоге той же ленинской библиотеки. Продавать самому книги
(у меня их три) - дело неблагодарное. Надо платить за место на рынке или ходить по вагонам рискуя попасться на глаза правоохранителей. Если договоришься с магазином, то заплатишь продавцам только за хранение книг. В общем, беда и не только с беллетристикой, а и с научными книгами.

Юрий Боченин   26.03.2019 22:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.