Рекомендация инженера лесомелиоратора

    Во время учёбы на лесохозяйственном факультете по предмету «Земледелие» мы прекрасно поняли почему возникают чёрные бури на при распашке степных просторов, а также знали план И.Сталина по преобразованию природы, когда создавались в степных районах РСФСР и Казахской ССР Государственные защитные лесные полосы (ГЗЛП) изменяющие микроклимат степных просторов.
    При освоении целинных и залежных земель в Казахстане Н.С. Хрущёв получив первый миллиард тонн превосходной твёрдой пшеницы предложил переименовать Акмолинск в Целиноград, не подумав о последствиях распашки казахстанских чернозёмов. Спустя пару лет в первую же засушливую весну в бывших ковыльных степях начались пыльные чёрные бури…

      Руководство страны спохватилось своевременно в 1960 году в Кокчетавской области была образована Казахская агролесомелиоративная экспедиция (Калмэ) от всесоюзного объединения «Агролеспроект» которое вскоре трансформировали в ГПИ «Союзгипролесзоз» с 22 филиалами по всему СССР.
     В 1961 году я с тремя моими холостыми подругами попала туда на работу в качестве молодого специалиста и получила должность инженера-лесомелиоратора. Через два года коллектив пополнился ещё тремя семейными парами наших однокурсников, отработавших положенный срок в лесхозах. Наша работа сочетала и физический и умственный труд, и была очень сложной и ответственной потому, что правильность  наших проектных решений проходила проверку после их реализации лесхозами. Большая часть работников не изменила своей специальности и проработали не одном предприятии до самой пенсии или смерти.

      Я отдала своей работе Главного специалиста отдела лесомелиорации всю жизнь с 1961 по 1994 год, а после выхода на заслуженный отдых и развала СССР до 2008 года консультировала и помогала уже РГП «Казгипролесхоз». Мне повезло и с универсальным образованием не лесохозяйственном факультете КАЗ СХИ, а также с профессией проектировщика зелёных насаждений в безлесном степном Казахстане с континентальным засушливым климатом и пёстрым почвенным покровом при катастрофической нехватке пресной воды в полупустынной зоне. В первый же год моей работы мне довелось стать автором очень сложного проекта зелёной зоны вокруг водохранилища в городе Чимкент Южно-Казазстанской области, в котором я родилась в 1938 году…  Когда со временем, через 3 года меня направили с авторским надзором в Чимкент, где лесничий с гордостью водил меня по посадкам  и похвалил предложенную агротехнику я чуть было не заплакала… А когда наш проект по созданию ГЗЛП вдоль кромки песков Мойын-Кум завоевал серебряную медаль в лесном павильоне на ВДНХ то уже загордилась сама собой…

        В первый год работы в Казахстане ещё не было Агроклиматических справочников, поэтому начальник изыскательской партии – инженер гидротехник выдал мне официальный запрос на метеостанцию города Чимкента для сбора данных по метеонаблюдениям за последние 10 лет. Мне пришлось вспомнить занятия по «Метеорологии» еще на первом курсе в СХИ  и рассчитать по данным метеостанции гидротехнический коэффициент, начало вегетационного периода, нарисовать розу ветров и рассчитать нормы полива на лесном питомнике… До сей поры я удивляюсь, как сумела справиться с моим первым проектом без ошибок… Вероятно мне помогла родная земля…

     Я решила написать свою заметку после известия о гибели людей в Москве от падения деревьев во время сильного ветра, вспомнив массовый лесоповал из ели Тяньшанской  на горе «Мохнатка» в ущелье реки «Большая алматинка». Гора «Мохнатка» получила своё имя из за густого елового леса, на крутых склонах. В старые времена, когда ещё не было пожарной авиации лес горел и одно из урочищ на горе стало носить имя «Горельник», в настоящее время там горно-лыжная гостиница  и турбаза «Чимбулак» с канатной дорогой.

      После обретения Казахстаном независимости и развала СССР были отменены строгие советские Госты, Осты и СНиПы. Новые проектировщики из Турции и других капиталистических стран предложили Президенту начать в Алма-Ате строительство высотных домов из стекла и бетона… В советское время в соответствии с генпланом в городе было запрещено строительство здании выше 5-ти этажей, а также возведение препятствий на пути воздушных потоков холодного воздуха с гор  ночное время и горячего воздуха днём со стороны города к горным вершинам.
Вскоре вдоль проспекта ведущего из города в горное ущелье выросли 30-40 этажные стеклянные небоскрёбы, символизирующие горные вершины, сверкающие вечными снегами.
      И вот в один из засушливых и очень жарких летних сезонов, когда в подмосковье горели торфяники, горячий воздух подогретый зеркалами домов  закрутился с смерч и в мгновение ока свалил весь еловый лес на горе «Мохнатка» и  склонах ущелья. (см. моё фото с мобильного телефона из кабинки канатной дороги). Ель Тяньшанская имеет поверхностную корневую систему и вырвать это дерево с корнями может даже слабый порыв ветра.
    
       Деревья умирают стоя – это утверждение относиться к деревьям в лесу и в поле и даже на песчаных барханах (для саксаула) потому, что корневую систему можно считать перевёрнутой  в землю кроной дерева каждый корешок в земле соответствует своей ветке. Корни шлют в крону дерева воду и минеральные соли, в результате чего дерево просыпается  весной и начинает зеленеть, цевеси и расти. Корни не позволяют упасть даже умершему сухому дереву. Но в городских посадках надо внимательно следить за возрастом деревьев и своевременно удалять больные и старые деревья при появлении в кроне сухих ветвей или грибов – трутовиков на стволе своевременно удалять. Корневая система деревьев страдает, не может беспрепятственно развиваться, под асфальтом, дерево в городе похоже на дикого зверя в клетке зоопарка… 
       Даже у нас в Алматы в настоящее время падают  и тополя и карагачи, калечат людей, крушат балконы  и рвут провода…

       Продвижение песков Мойын-Кум к станции Акыр – Тюбе началось по причине уничтожения саксаула и других растений местным населением из-за выпаса скота и заготовки дров. Черные бури появились после распашки ковыльных степей. Система полезащитных полос спасла земли Казахстана от полного уничтожения. Ветер, натыкаясь на препятствие, теряет скорость перед препятствием на расстояние 25-кратной его высоты и 5-ти кратной после препятствия.  При этом пыль и снег переносимые ветром в разные сезоны года, выпадают на соответствующее расстояние до и после препятствия, создавая шлейф. Размещение системы полезащитных лесных полос с учётом их перспективной высоты через 250 – 300 метров не только спасло поля пшеницы, но и увеличило лесистость Казахстана с 3,2 до 4-х %.

      Я не знаю на какую сумму нажились предприниматели на ветровале ели и сколько кубометров превосходной древесины они вывезли из ущелья. Человеческих жертв не было, а рубки в горных лесах Казахстана не проводятся, кроме рубок ухода и санитарных. Но когда я познакомилась с нашими молодыми проектировщиками РГП «Казгипролесхоз» по проектированию зелёной зоны вокруг новой столицы Казахстана Астаны, я поняла, что если бы целину распахали сейчас - в век капитализма, то казахстанских чернозёмов уже бы не было. И проектировщики и лесники потеряли свою честь и совесть и их можно купить потому что в социалистическую страну пришёл капитализм и ради получения прибыли совесть и честь теряют люди любой национальности, вероисповеданья и даже коммунисты…

       Мои родители не получили высшего образования – мама окончила гимназию в Ашхабаде в 1917 году, а оцец не окончив Варшавский Университет попал на Первую мировую войну. По призыву В.Ленина они пошли в советскую школу учить детей и беспризорников. Благодаря родителям, которые всю жизнь продолжали своё образование по энциклопедиям, а также журналам «Знание- сила» , «Наука и жизнь», «Химия и Жизнь» и других, которые выписывали для своих детей, я поняла, что стандартное образование должно давать человеку основу знаний, а учиться мы должны всю свою жизнь анализируя, размышляя и понимая.

      Поэтому в качестве рекомендации для законодателей и руководителей предлагаю помнить призыв В.И.Ульянова – Ленина - «УЧИТЬСЯ, Учиться, учиться», а не только деньги зарабатывать или жить на подачки и кредиты.


Рецензии
В 60-е годы мне довелось побывать в урочище «Горельник», где была одноименная турбаза, откуда ходили на Иссык-Куль и обратно. Немного выше по ущелью Малой Алматинки были видны выразительные следы селя, видимо, 1956 года: вырванный оползнем кусок бокового хребта и разбросанные словно спички стволы тянь-шаньских елей.

Чим Самоварр   24.02.2020 08:39     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО, уважаемый Шеф - Повар, что познакомили меня со своими гениальными (без преувеличения!) произведениями... жаль, что на днях больше не смогу читать, особенно с экрана из-за глаукомы... Уже давно звёзд не вижу, что меня угнетает, а луна только в 3-х экземплярах... Каждому овощу свой срок, поэтому терплю и жду своего восхождения к родителям.

Маргарита Вышенская   25.02.2020 07:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.