Герой, который нравится читателю

Вот парочка справедливых суждений от Эльвиры Барякиной.


Кого мы готовы полюбить?


Должна ли героиня быть прекрасной принцессой? Нет, конечно! Наша прицесса может иметь хоть толстую попу, хоть бритую голову, хоть самый мерзкий характер на свете...

Главное — как она относится к себе и к миру.

Нас восхищает не красота героев, не глубины их познаний, и даже не тонкая душевная организация. Мы читаем чужие истории не потому, что хотим "понять автора", а потому что следуем древнему инстинкту: "Учись на чужом опыте".


Значимый опыт


 Что такое "интересный герой"? Это персонаж, чей опыт может быть нам полезен. Именно поэтому мы носимся столетиями с Гамлетом, князем Болконским и пр.

Как быть, если судьба поместила тебя в чудовищную ситуацию? Как вести себя, если от тебя отказались все родные и друзья? Куда бежать? На что опираться?

Карлик Тирион из "Игры престолов" маленький и страшненький, но на его примере мы видим, что можно быть настоящим мужчиной, даже если от природы тебе мало что дано.

Форрест Гамп — вообще дурачок, но какое у него доброе сердце! Можно быть откровенно глупым, и при этом вызывать уважение и восхищение.

Скарлетт О'Хара — первостепенная стерва, но она бьется до последнего за свой дом и за свою семью. Хрупкая, беспомощная женщина, бросающая вызов всему миру...

Такие герои вдохновляют и завораживают, потому что они показывают, что жизнь не кончена. Даже если Бог не дал тебе роста, мозгов или мирного неба над головой.

--------

  Моё:

  Относительно фразы "...интересный герой? Это персонаж, чей опыт может быть нам полезен"... тут я соглашаюсь лишь отчасти.
  Тут из Эльвиры сквозануло американское приобретение (Эльвира сменила российское место жительства на заграничное и вполне освоилась), истоки которого в объяснении цивилизованного мира американцами формулой "купи-продай".
  Однако, в книжках, кроме полезного опыта (5-10% от интереса) мы ищем действительно ИНТЕРЕСНЫХ персонажей.
   Если из их поступков и можно вычленить поведенческую пользу для себя, то это не является определяющим фактором читабельности книжки, по крайней мере, я могу ручаться за мнение тех читателей, которые схожи со мной по образу жизни и этическим нормам.
  Робинзон безусловно полезен: как пример, что не стоит отчаиваться даже на необитаемом острове. Он выжил и потому герой. Нам с ним было интересно, поэтому мы глотаем эту книжку за ночь.
   Но вряд ли мы окажемся когда-либо на аналогичном острове (скорее тайга, пустыня, Марс, резиновый плот в океане и пыр.) и поэтому конкретный опыт Робинзона нам вряд ли окажется полезным.
   Польза книжки в том, что она кричит: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ НЮНИТЬ И ОПУСКАТЬ РУКИ. БОРОТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО И ПОЯВИТСЯ ШАНС. ЕСЛИ УМРЁШЬ, ТО УМРЁШЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Это, конечно, опыт, но не тот, о котором говорит Эльвира Барякина.
 Какую пользу для себя можно вычленить из Дон Кихота и Санчо Пансы?
 Такую, что будучи в здравом уме не стоит поступать как они. А вообще это ваше личное дело. Можете запрыгивать на ветряк и кататься, пока вас не снимут полицейские. Можете гоняться за барменом и кричать, что он неправ, когда искоса посмотрел на вашу даму. И так далее.
  А нравятся нам эти герои за их непосредственность и верность (Санчо Панса). Прощаем ненормальность и при том уважаем склонность к самопожертвованию в борьбе за справедливость, и за любовь (Дон Кихот).
  И так далее, и тому подобное. Примеров масса. Что ни удачная книжка, то там обязательно яркие - каждый по своему - герои!
  Нет, сто процентов: дело не в полезном опыте, а в ЯРКОСТИ ГЕРОЕВ!
  Мастерство - без этого тоже нельзя, но это уже другая страница писательского искусства.


Рецензии
Я из-за этой "яркости" книги читать разучился. В глазах рябит.

Мне уже никогда не проглотить в один миг "За все хорошее смерть" с его незаметным рассказчиком-героем, Героем - именно так. Не унестись в моря-окияны вслед за "Морским волком", где ослепительной яркости Ларсена противостоит вроде бы никчемный неповоротливый интеллигентишка Хэмп. Не обмануться, как в детстве, таинственным злом на третьем этаже, чтобы только годам к двадцати понять, что далеко не яркий красава-Рочестер с его зловещей тайной - главный магнит "Джен Эйр".

Нет, не яркость - основное качество, которое меня завораживает. Столько всего должно совпасть, чтобы мне настолько понравилась книга, чтобы я ее дочитал хоть до середины. И прежде всего должно быть то самое, о чем вы написали, но как-то слили эту идею: "НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ НЮНИТЬ И ОПУСКАТЬ РУКИ. БОРОТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО И ПОЯВИТСЯ ШАНС. ЕСЛИ УМРЁШЬ, ТО УМРЁШЬ ЧЕЛОВЕКОМ" !!!!!!!

Робинзон - сколько сейчас Робинзонов - одиночек в современном мире? Не борются, не живут. Существуют. Эта книга для меня имеет оч даже практическое значение. Эльвира тут отчасти права.

Во всех книгах, что я перечислил - герои остаются людьми и борются за жизнь до победного. Это очень важный момент. Чего нет в том же Сиянии Кинга. Там взрослый оказывается никчемным дерьмом. Это печально. Да и пацан после всех испытаний вряд ли уже будет пригоден в качестве героя того романа, который я бы стал читать.

Михаил Роуз   06.07.2018 07:45     Заявить о нарушении
Кинг - американец. В этом всё дело. Певец всего, что под рукой, и то, что в мозгах. Ему важен не так герой, как фабула. Он может воспеть упадок и подлость, а хорошего поступка не заметить. Он наполовину хорорист и психолог. Его занимают страсти-мордасти, путь, но не дао, а дорога обыкновенная с приключениями, разруха, кровь, страх, унижение, убийство. Женщин он в упор не видит: смотрит и не замечает.

Ярослав Полуэктов   06.07.2018 08:16   Заявить о нарушении