Памяти Алексея Баталова

Сегодня ушёл Алексей Баталов. Сообщили, что - во сне, как счастливый человек.

Я думаю, не нужно никаких "правильных скорбей". Алексей Владимирович бережно донёс и приумножил свои таланты, прожил интересную и насыщенную жизнь; ему повезло - состояться. Впрочем, "повезло" или "заслужил" - совсем не те слова. Смог. Сдюжил. Не свернул - так точнее.

Вот сейчас вспомнил, что у моей бабушки Алексей Баталов всегда являлся эдаким мужским идеалом - вне конкуренции. А бабушка - заслуженный учитель с 55-летним стажем (преподавала до 75 лет), убеждённый коммунист, человек почти пуританских нравов. Но от Баталова (в "Москва слезам не верит") таяла за секунду. А мне этот персонаж казался самоуверенным и не всегда остроумным нахалом с невыдающейся внешностью. В 15 лет (когда она в сотый раз пересматривала фильм) прямо сказал об этом.

Бабушка (как всегда, чуточку снисходительно) глянула на меня из-под своих светлых очков и изрекла:

- Ему можно так себя вести. Потом поймёшь))

Пересмотрел "Москву..." и понял суть этого "ему можно" только ближе к сорока. (Раньше я любил этот фильм лишь за внешний антураж - воспоминания о Москве 80-х, которую я обожал как кусочек детства и отрочества на летних каникулах).

То, что виделось дерзкой самонадеянностью, нахальством напополам с демонстративностью и мужским шовинизмом Гоши - предстало естественной линией поведения в ситуации внутреннего одиночества, когда все ложные "правила этикета" - безжизненны и мертвы на практике.

Потому что так называемый "правильный подход" гарантирует лишь одно: невыносимую скуку Бытия.



***


ЦИТАТЫ


— Хозяева телеграмму прислали — послезавтра приезжают. Вот что значит интеллигентные  люди — заранее предупреждают — боятся врасплох застать.


***

— У меня есть пять рублей, почему я не могу довезти до дома понравившуюся мне женщину?

— Ну до моего дома хватит, а обратно нет.

— Пешком дойду. Гулять так гулять.


***

— А Вы, по-видимому, Людмила? Специалист по психиатрии, который временно работает на хлебозаводе?


***

— Вот ты, всегда правильную жизнь вел. Сохранился что ли? Вон они три волосинки в шесть рядов.

— Сейчас модно носить лысину.

— Ааа… А это что такое? — теребит за живот.

— Это комок нервов!


***

— А если меня что-нибудь спросят? Я ляпну.

— И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется точкой зрения.


***

— Я, честно признаюсь, не всегда понимаю женскую логику: вроде бы мужик всем хорош, а женщина выбирает другого, какого-то замухрышку, и счастлива с ним.



***

— Ну что ты его пугаешь, он у меня такой скромный.

— Да. Интеллектом явно не изуродован.


***

— Ой, какая она симпатичная. Только вы с ней почему-то совсем не похожи.


***

— Мой давний знакомый. Настолько давний, что, встретив, не узнал.


***

— Вы поступили, как настоящий мужчина!

— Я поступил, как НОРМАЛЬНЫЙ мужчина!


***

— А я оптимистка. Мне вот недавно сказали: на кладбище хорошо знакомиться, с вдовцами.


***

— Он кто?

— Слесарь.

— А откуда он взялся?

— С электрички.


***

— Уж очень я какой-то идеальный получился.

— Ничего, жизнь это поправит.


***

— А вы что читаете?

— Книжку.

— Интересно?

— Очень.


***

— Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем.

— Если я не ношу обручального кольца, это ещё ни о чём не говорит.

— Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы всё равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.

— А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?

— Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.


***

— У тебя есть особенность: ты все слушаешь, слушаешь, а потом прямо в лоб задаешь вопрос, и почти всегда по делу. Такая, знаешь, почти мужская прямолинейность. Некоторым мужикам даже нравятся такие женщины.


***

— Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено.


***

— И сколько же у тебя людей-то в подчинении?

— Почти 3 тыс.

— Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно небось?

— Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения.


***

— Ты есть-то будешь?

— Ну, а если буду?

— Тогда, на-ка, быстренько почисти лук.


***

— Одиночество! Люди измучены одиночеством. Некуда пойти. На танцплощадку поздно, да и таких площадок почти не стало, все больше дискотеки, а там четырнадцатилетние мальчики и девочки. Где можно познакомиться друг с другом? На работе. Но есть чисто женские коллективы: фабрики, школы, поликлиники…


***

Александра: А Вы давно знакомы?

Гоша: С мамой? Ммм... 44 часа и даже уже 22 минуты.

Александра: Ааа… Ну, боюсь тогда, что огорчу Вас. Мама придерживается того принципа, что любовь любовью, а человека нужно узнать. А для этого нужно время.

Гоша: Совершенно права! Выйти замуж после двух дней знакомства – просто верх легкомыслия. Надо все хорошенько обдумать. Дней пять. (Обращаясь к Катерине): Так что ты не торопись, до среды есть время.


***

— Как долго я тебя искала!               

— Восемь дней.               

— КАК ДОЛГО Я ТЕБЯ ИСКАЛА.................


Рецензии
Фильм, безусловно, шедевр, а Баталов играл не идеального мужчину... Но во всех фильмах его герои - безумно притягательны, потому что освящены его Светлой Душой - душой гениальной творческой личности...

Светлана Шакула   23.11.2018 13:59     Заявить о нарушении