Ваш паспорт, гражданин!

Этот рассказ я написал на заданную тему в 2002 году. Название говорит само за себя.




     Я бы хотел рассказать одну историю, происшедшую со мной совсем недавно. Живу я в Москве, не работаю, хотя имел ее до двухтысячного года и, должен сказать, весьма престижную. Причина, по которой меня уволили, в том, что во мне увидели потенциального террориста. Другой причины я не вижу.
       В тот день я решил прогуляться по городу. Я шел по "Арбату" и остановился у сувенирной лавки. Меня заинтересовала картина с голографическим изображением роз в позолоченной раме. Я планировал в скором времени поехать в Грозный, навестить своих близких. Такой сувенир был бы не плох для моей сестры. Я потянулся к заднему карману своих брюк за паспортом, в котором хранил деньги. К моему ужасу, паспорта там не оказалось. Меня это не на шутку встревожило. Я прекрасно помнил, что, выходя из дому, брал паспорт. Без него ты все равно что не человек. Тем более я ярко выраженный кавказец, меня не упускает почти ни один милиционер, а если сейчас поймают без паспорта - проблем не наберешься. Потом доказывай, что ты не верблюд.
       Я посмотрел под ноги, но паспорта нигде не было видно. Потом стал думать, где бы мог его уронить, и вспомнил, что в последний раз доставал у ларька, когда покупал телефонную карточку. Это было где-то в начале улицы.
       Я направился туда. Оказавшись на месте, начал искать свой неразлучный паспорт.
       Невдалеке стоял милиционер. Я попытался вести свои поиски так, чтобы не привлекать его внимания. Однако он увидел меня. Уголком глаза я заметил, что он не спускает с меня глаз. Тем не менее, я продолжал свое дело. Может быть, чуть последит за мной, надоест - отвернется?
       Паспорта нигде не было. Я впал в отчаяние.
       Милиционер направился в мою сторону. Я думал, что же делать? Повернуться и уйти, пока он не потребовал документы? Тогда он наверняка что-то заподозрит. А если он объяснит ему суть дела? Вдруг он поможет?
       - Добрый день! - поздоровался подошедший милиционер. Взгляд его был суровым. На вид ему было около сорока лет. - Ваш паспорт, гражданин!
       Я замешкался. Милиционер смотрел мне прямо в глаза, словно хотел просверлить взглядом насквозь.
       - Понимаете, - начал я, - у меня возникла проблема. Я потерял паспорт, и теперь ищу его, никак не могу найти.
       - Пошли в участок, - требовательным голосом сказал тот, - там разберемся что к чему.
       - Погодите. Я не могу оставить свой паспорт. Он где-то здесь. Надо только найти его. Если я уйду, то потом его здесь может не оказаться.
       - Мне вас под дулом пистолета проводить или сами пойдете?
       - Вы меня даже не слушаете...
       - Милиция, - позвал кто-то сзади, - извините, можно вас на минутку?
       - Никуда не уходите, - приказал мне милиционер и подошел к ларьку, из которого его позвали.
       Я решил воспользоваться моментом. Сидеть в участке и разбираться с этим мне не хотелось. Надо было немедленно найти свой паспорт.
       Я повернулся и медленно пошел вперед, не оглядываясь назад. Когда прошел приличное расстояние, за спиной послышался крик милиционера:
       - Эй, стой!
       Я прибавил ходу.
       - Подождите! - кричал тот.
       Прохожие настороженно оглядывались на меня.
       Я завернул за угол и побежал со всех ног. К счастью для меня, в этой местности людей практически не оказалось.
       Пробежав еще немного, я думал завернуть на другую улицу и скрыться там.
       Одолев это "немного", я завернул за угол и наткнулся на четверых милиционеров, обедавших в летнем кафе.
       Я резко остановился. Стражи порядка удивленно уставились на меня. Я растерялся, не зная, что делать. Поворачиваться и бежать дальше или, как ни в чем не бывало, спокойно пройти мимо них? Конечно, привлекать к себе внимание еще четверых совсем нежелательно. Я рисковал в обоих случаях, но второй вариант был предпочтительнее.
       - Да остановите же его! - раздался тем временем позади меня крик милиционера.
       Я обернулся назад и увидел, как милиционер бежал к нам. В вытянутой руке он что-то держал. Первая же моя мысль была: "Пистолет!". Мне почему-то казалось, что если я не убегу, он выстрелит в меня.
       Я повернулся к обедавшим. Они смотрели на меня вопросительно. Я пожал плечами, как бы говоря этим, что не понимаю кто и кому кричат. Затем повернул налево и тихо молча пошел себе, оставив позади ничего не понявших стражей порядка. Поворачиваться назад я не смел.
       Видно, до милиционеров дошло в чем дело. Было слышно, как они вскочили со стульев и побежали за мной. Я тоже побежал. Те вдогонку требовали мне остановиться.
       Я обогнул улицу и завернул за многоэтажный дом. Передо мной на стоянке стояла сотня машин. Пригнувшись, я скрылся за ними. Милиционеры на полном ходу пробежали мимо.
       Когда они исчезли, я вышел из своего укрытия и пошел по параллельной с "Арбатом" улице. Надо было найти проклятый паспорт, хотя я привлек внимание милиционеров. Без него - мне конец. Я сглупил, и теперь проклинал себя за это. Все-таки не надо было бежать. Наверняка теперь они думают, что я какой-нибудь террорист. Переубедить их в обратном вряд ли получится.
       Идя по улице, я услышал голос, доносящийся, скорее всего, из рации. Слов было не разобрать, но, я был уверен, говорили по милицейской рации, и говорили про меня. За углом стоял милиционер.
       Я остановился, не зная, что как быть дальше.
       Из-за угла вышел страж порядка, с рацией в руке.
       - Он вооружен? - спросил он в рацию.
       - Вполне возможно, - ответили ему. - Будьте осторожны.
       - Вас понял.
       Речь, как и ожидалось, шла обо мне. Что же получается, я теперь вооруженный преступник? И к тому же меня ищет вся милиция.
       Милиционер повернулся ко мне. Я уже стоял с зажженной сигаретой, будто остановился покурить. Лица я не поднимал.
       Он прошел мимо меня.
       Я бросил сигарету и пошел дальше. На ходу я повернулся. Тот стоял на месте и смотрел мне вслед.
       "Черт! - подумал я. - Неужели он что-то заподозрил?"
       Заворачивая за угол, заметил уголком глаза, что он все стоит на том же месте, но в мою сторону уже не смотрит.
       Впереди был магазин одежды. Я решил зайти туда и там переждать, пока милиционер не исчезнет, а если понадобится, то подождать, пока про меня вообще забудут.
       Магазин внутри оказался приличных размеров. Людей было много. Убедившись, что среди них нет милиционеров, я со вздохом пошел вперед и затерялся в толпе, делая вид, что смотрю одежду. Нельзя было привлекать внимание работников магазина.
       Не прошло и двух минут, как в магазине появился тот, который говорил по рации. Он встал у дверей и начал разглядывать посетителей магазина, даже не думая двинуться с места, словно ждал чего-то.
       Я понемногу углублялся в магазин и, в конце концов, дошел до примерочной. Захватив первый попавшийся мне пиджак, я зашел за ширму и стал оттуда наблюдать за милиционером. Тот стоял, как и прежде.
       Вскоре в дверях показались еще четыре милиционера, те, что гнались за мной. Они о чем-то переговаривались.
       Нельзя было терять ни минуты. Я решил незаметно выйти из своего укрытия и спрятаться в туалете, находившимся шагах в семи от меня. Оттуда я мог бы выйти через окошко на улицу, если таковое там имеется.
       Вновь прибывшие милиционеры подошли к стойке, а другой продолжал стоять у входа. Видимо они увидели, как я вхожу в магазин, и теперь хотят устроить мне ловушку.
       Пока они были заняты расспросами работников магазина, я медленно вышел из-за ширмы и направился к туалету. Дверь туалета оказалась вне поля зрения милиционеров. Я мог быть спокоен, поскольку они не увидят, как я туда захожу.
       Я потянулся за ручку двери и в этот момент услышал за ней голос, раздавшийся из рации:
       - ... темное лицо, брюнет. Он где-то в этом магазине. Мы видели, как он зашел. Не упусти его.
       - Понял, - послышалось в ответ.
       "Еще один!" - подумал я.
       Я стал задом отступать назад. Ситуация вышла из-под контроля. Я в тупике.
       Наткнувшись на кого-то, я потерял равновесие и упал на пол.
       - Он здесь! - закричал надо мной мужской голос. - Я нашел его!
       Когда поднял голову, я увидел перед собой одного из милиционеров с наставленным на меня пистолетом.
       Теперь уж точно никуда не денешься.
       - Лежать, не двигаться! Голову на пол! Руки на затылок!
       После этих слов он врезал мне ногой в бок, что заставило меня пошевелиться. У меня не было сомнений, что, если я сделаю лишнее движение, то получу пулю. Ведь в его глазах я был вооруженным преступником, к тому же с лицом кавказской национальности.
       Он стал одной рукой меня обыскивать, не пропустив ни одной части моего тела.
       Из туалета вышел другой милиционер, видно, услышав крики. Он тоже вытащил свой пистолет и направил дуло на меня, держа его обеими руками и встав в такую позу, словно я мог в любую секунду вытащить неизвестно откуда оружие.
       - Он вооружен? - спросил он обыскивающего меня.
       - Не знаю. - Затем обратился ко мне: - Где оружие?!
       - Нет у меня никакого оружия, - произнес я. - Я просто потерял паспорт.
       - Эту сказку расскажешь своему соседу по камере.
       Я промолчал. Все равно мне не поверят. Пробежать столько от милиции только из-за того, что потерял паспорт, они сочтут чушью. Вряд ли они вообще станут меня слушать. Если и рассказывать, то надо сделать это в участке.
       Что же, прощай паспорт...
       Пришли остальные милиционеры. Они стали грубить мне, требовали ответить на вопросы: кто я? Где живу? Откуда? Что я здесь делаю? Почему без паспорта? Кого хотел ограбить? Что хотел подорвать? И так далее. Я отвечал как мог.
       Затем они грубо потащили меня на улицу, надев на руки наручники за спиной.
       Прохожие оглядывались на нас, особенно на меня. Мне стало неприятно от мысли, что меня считают преступником. И все из-за какого-то кусочка бумаги, называющимся "паспорт". Кто вообще придумал этот идиотский паспорт, думал я.
       - Семнадцатый, - раздался голос в рации стражей порядка, - говорит девятый. Прием.
       - Семнадцатый на связи, - ответил один из них.
       - Вы его поймали?
       - Так точно. Сейчас отведем его в участок. Прием.
       - К черту участок! Скажите где вы? Прием.
       Милиционер назвал точное местонахождение.
       - Ждите меня. Я сейчас буду. Прием.
       - Вас понял.
       Я подумал, что же они собираются со мной делать, если не отведут в участок? Избить? Навесить на меня выдуманные преступления? О таких случаях я немало был наслышан. Милиция находила на улице жертву в лице кавказской национальности, избивала его и заставляла взять на себя выдуманное преступление.
       Мы стояли и ждали "семнадцатого". В это время милиционеры всячески порочили меня, говоря, что я какой-нибудь личный агент Масхадова, я, мол, вахабист, "почему же твой Аллах тебя не спасает" и все такое.
       Через несколько минут пришел "семнадцатый", капитан, как я понял по погонам. Это был тот, что подошел ко мне на "Арбате".
       Он подошел к нам и обратился к младшему по званию, который держал меня, подняв мои руки за спиной до лопаток, что причиняло мне боль:
       - Отпустите его.
       Тот несколько удивился, но отпустил.
       - Скажите, - спросил он меня, - зачем вы бежали?
       - Он нас уморил уже, - вмешался другой, - заставил бегать по всем улицам. Мы его едва сумели поймать.
       - Я что, - рявкнул на него капитан, - вас о чем-нибудь спрашивал?!
       Тот промолчал, удивленно уставившись на него.
       Капитан снова обратился ко мне:
       - Зачем вы бежали?
       Человек, стоявший передо мной, совсем не походил на того, кто минут двадцать назад хотел под дулом пистолета провести меня в участок. Изменился даже его суровый тон. Я не мог понять, чем в нем вызвана эта перемена.
       - У меня пропал паспорт, - ответил я. - Стал его искать и тут подошли вы. Я растерялся, не знал, что делать. Думал, все равно не поверят. Вот и побежал.
       - Что вы на "Арбате" делали?
       - Просто ходил за покупками. На днях я хочу поехать в Грозный, к родным, решил сделать им подарки.
       - А не лучше было бы, как вы думаете, разобраться с паспортом в участке, чем убегать от милиции?
       - Да я бы с удовольствием. Просто вы мне не поверили и хотели отвести в участок. Как я говорил, паспорта там уже могло не оказаться, если бы мы ушли оттуда, кто его знает. Я хотел убежать, а позже возвратиться туда и найти его. А дальше получилось все как-то само собой. Я и представления не имел, что это так далеко зайдет и мне придется убегать от милиции.
       - Где вы живете?
       Я назвал свой точный адрес.
       - В городе немало преступников, - сказал капитан, - каждый гожий день кого-то грабят, убивают. Вы должны это понимать. Порой приходиться переходить к решительным действиям. Я встречал таких как вы. Из-за войны у многих чеченцев нарушена психика. Они начинают вести себя неадекватно. Их задерживают, уводят в участок и, оказавшись невиновным, с ними возникают лишь проблемы.
       Если память мне не изменила, я не говорил ему, что я чеченец. "Откуда он это знал?" - подумал я.
       - Снимите с него наручники, - приказал он милиционерам. Те с нескольким недоумением освободили мои руки.
       - Я уважаю ваш народ, - продолжал капитан, - и хотел бы, чтобы между нами не было вражды. Молодое поколение это не совсем понимает, - сказал он, указывая на своих сослуживцев, - и сами же себе наживают врагов.
       Он вытащил что-то из кармана и протянул мне. Я не мог поверить, но это был мой долгожданный паспорт.
       - Когда мы с вами встретились, - сказал он, - меня позвала продавщица киоска и сказала, что кто-то забыл у нее на стойке паспорт. Я взял его и открыл. На нем увидел вашу фотографию. Но когда я хотел вас порадовать этой новостью, вы сбежали.
       Я взял у него свой паспорт.
       - Старайтесь в следующий раз не убегать в таких случаях.
       - Постараюсь.
       - Можете идти, - сказал он, отдав честь.
       Так мы расстались.
       Оказавшись вне их видимости, я проверил паспорт. Деньги лежали на месте.
       Я не сдержался от усмешки. Капитан побежал за мной только затем, чтобы отдать паспорт, а я убежал, увлекая за собой милицию. Хорошо еще, что мне попался нормальный человек. Таких не много. Вернувшись на "Арбат", я купил картинку с голографическим изображением роз и поехал домой.


Рецензии
Аслан салам алейкум. Спасибо за рассказ. Посмеялся от души. Сейчас 2018 и менты уже не так часто проверяют документы. Слава Аллаху. Вы сейчас в Москве или в Грозном?

Залимхан Абдулаев   06.09.2018 21:17     Заявить о нарушении
Ваалайкум вассалам! У меня самого в Москве документы проверяли в середине 90-х, когда туда ездил. Сейчас в Москве, уже лет 7 живу. Ни разу никто документы у меня не проверял) Да и повода не давал.

Аслан Шатаев   07.09.2018 16:38   Заявить о нарушении
У меня за 10 лет только 3 раза проверяли паспорт. Я заметил в основном у азиатов проверяют документы. Где я живу есть хорошее кафе кавказских блюд. Приглашаю Вас жижиг галнаш покушать.

Залимхан Абдулаев   07.09.2018 17:48   Заявить о нарушении
Я бы с радостью. Пока нахожусь в области.

Аслан Шатаев   08.09.2018 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.