Утоление жажды
Ю.Трифонов
/из романа «Утоление жажды»*/
----
Днями приятель поделился своими думами.
- Ты давно читал Трифонова, Белова, тех, кто были на слуху у всех в 70-е?
- Читал давно. А что тебя подвинуло к той литературе?
- Мы ежедневно прикасаемся к жизни нашенской - сложной, многогранной, наполненной смыслом, а вот каким не всегда улавливаем. Захотелось понять логику этой жизни. Перечитал, сделал для себя кое-какие выводы.
- Интересно, делись.
- Давай встретимся погутарим, а ты полистай Трифонова.
-----
Идём, не спеша, по уютным аллейкам парка.
А мимо бегом, суетливо те, кто «сам с собою говорит».
Читатель догадывается – телефонное общение.
- Вот одна из ипостасей современности, - обращает моё внимание приятель. - Ежедневно невольно становишься соучастником этой пустой болтовни ни о чём. Эрзац общения.
Замедляем шаг.
Впереди мужчина в одежде, которую именуют «донашиваю», громко и раздражённо комментирует: – «О любви не говори… , а о чём говорить?... о политике?... избави бог, совсем загнёшься».
До нас доносится знакомый голос Клавдии Шульженко:
О любви не говори —
О ней всё сказано.
Сердце, верное любви,
Молчать обязано.
- А этот с приёмником разговаривает, - приятель вздохнул, - вот оно то, что нынче красивым словцом называют – эскапизм.
- И что это за зверь?
- Да, философией ты себя никогда не мучил, - приятель рассмеялся. - Толкований много, а суть одна – люди замыкаются, уходят в себя, начинают жить как бы в стороне от общественных проблем. Кто в иллюзиях прошлого - «когда сахар был слаще»; кто в радостях бухла и наркотиков. Но, пожалуй, самое печальное, что эскапизмом может стать и карьера, и религия, и бурный секс, и все эти телефонные и компьютерные заморочки. Всё, что выступает компенсацией каких-либо неразрешенных личных проблем, не понимания и не принятия происходящего здесь и сейчас.
Идём молча. Глубоко копнул приятель.
- Вот думаю, - начал я вникать в слова друга. – У меня на площадке четыре квартиры, живут разные человеки. Сосед слева – типичный «весь в прошлом». Не успеет поздороваться и сразу - «Раньше бы… стреляли, ссылали бы таких продавцов, сантехников, чиновников. Изуродовали жизнь…». Только то, что было в прошлом, имеет для него ценность, реальность сегодняшняя раздражает. Сосед справа – открытый, приветливый строитель в прошлом. Тоскует по работе, по коллективу. Ищет общения. А вот рядом - интересная молодая пара. Он программист, она студентка. Гражданский брак. Отношение к избраннице серьёзное. Вот с ним интересно всегда. Он вписался в жизнь «современного общества потребления и высоких скоростей». Получает драйв от социальной реализации себя. Горд своей востребованностью.
- Интересные у тебя наблюдения, - приятель продолжает философствовать. – Если продолжить – какие мы разные, то всё равно заметим, что доминирует в обществе некая усталость, озабоченность лично своими проблемами. Трифонов уже 70-годы заметил этот уход человека в себя и намекает – почему. Ты заметил в романе, как его герой журналист Корышев мучительно ищет разгадку отношений человека и времени?
- Да, перечитывая роман сейчас, действительно замечаешь его особую специфику: соединение традиционного производственного романа соцреализма с «исповедальной повестью». Как бы стандартные конфликты производственного романа - борьбу между новаторами и консерваторами, противостояние между теми, кто работает ради длинного рубля и теми, кто хочет напоить истощенную землю. Но впервые ощутил сейчас, что всё это фон. Главное в романе - автор ищет черты нового понимания окружающего мира и себя в этом мире.
- Ах, да молодец! - приятель ликует. - И что важно – этот поиск в романе идёт среди молодых, тех, кого меньше всего прижимают к земле тяготы пережитого. За что корит себя журналист? За податливость общему течению, за уступки обстоятельствам. Вот этим и задевает роман. Это так актуально. Сколько смысла заложено в эволюции взглядов журналиста, в его, наконец, понимании, что жить надо не только для себя. Вот опора- «Есть жажда гораздо сильнее, чем жажда воды, — это жажда справедливости! Восстановления справедливости! Как может быть чересчур много правды? Или чересчур много справедливости?». - приятель внимательно посмотрел на меня. - И начинаешь задумываться - надо ли ворошить прошлое? Как утолять жажду правды и справедливости? Как освободиться от иллюзий прошлого? Как не потерять себя в нынешнем водовороте? Как преодолеть внутреннюю инерцию и поверить… всё преодолеем?
- А в романе есть ответ, - вставляю я «свой пятак», - «Просто возникло какое-то томящее чувство надежды и желание заглянуть вдаль.
Так бывает, когда расстаешься надолго, навсегда, и впереди маячит новая жизнь, а старая остается как бы за стеклянной дверью: люди двигаются, разговаривают, но их уже почти не слышно…». - Вывод напрашивается сам - не топтать прошлое. А со своей верой и надеждой заглянуть в даль. Поверить – я могу.
- Вот и поговорили, - приятель хлопает меня по плечу. - Как там у поэта: - «Давно, усталый раб, замыслил я побег…В обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Как-то обоим полегчало.
Обнажили свои эмоции и думы непростые.
И почувствовали друзья созвучность с теми, кто и в прошлом размышлял о предназначении человека, кто пытался понять время, себя и людей. Разных, но по-своему таких интересных.
Стоило перечитать роман Ю Трифонова, чтобы задуматься и принять: - «Превратить пустыню в сад, - это звучит достаточно банально, но…надо сделать усилие и понять смысл заново».
Пытаться понять время, себя и людей.
Понять, как значимо для каждого живое общение, чтобы вместе увидеть в реальности и сложность бытия, и красоту окружающего…
--
*Юрий Трифонов. -
Утоление жажды
роман и рассказы
Москва
Профиздат- 1979
--
Свидетельство о публикации №217061500870
Сколько людей, столько и мнений...
Согласна, что расставаясь со старой жизнью, обидно, что тебя не спросили, а надо ли эти перемены, которые так или иначе коснуться каждого...
Эх,какие же они разные - эти перемены...
Мы на собственной шкуре их испытали, не разглагольствуя красноречиво, получили каждый свое...
Я только за живое общение, которого мы лишены по независящим от нас обстоятельствам. На домашней кухне, как раньше, позволительно:)
Ольга Боровикова 2 13.09.2018 10:51 Заявить о нарушении
Сложное время, трудно признавать себя "уходящей натурой"".
Обожаю строки из стиха Тютчева:
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь...
Будем общаться, будем стараться.
С добром,
Дина Иванова 2 14.09.2018 12:08 Заявить о нарушении