24. Теоретическое мышление

Проект "Ребенок"

    Большинство наших решений непроизвольны; мы принимаем их по ходу действия, экспромтом, даже не успев заметить, что принято какое-то решение. В результате, само действие может оказаться не самым удачным. Но мы понимаем это только на лестнице, когда уже ничего не поправишь. Ну и ладно, ну и подумаешь, ну и не очень-то хотелось… Но иногда бывает, что и очень. И такая досада берет, просто хоть плачь. А что тут плакать, раньше надо было думать. Сначала думать, а потом делать – слышали такое? Видеть на шаг вперед, чуть дальше своего носа, планировать свое поведение. Или, говоря языком психологии, «строить конструкты» (по Келли). «Конструкт» – это не просто результат тщательного или очень тщательного выбора вариантов; план поведения составляется методом проб и ошибок после многократного применения этих вариантов. В воображении. Это и есть процесс теоретического мышления – мысленный эксперимент. Выбор оптимального решения при фиксированном режиме ожидания. Вместо того, чтобы менять этот режим (концентрировать внимание), человек выбирает оптимальный вариант путем воображаемого применения и отслеживанием воображаемых результатов.   
    Да что тут долго объяснять? Из-за того, что наши непроизвольные решения не осознаются, мы понимаем «мышление» только как теоретическое. Как будто непроизвольные наглядно-действенные экспромты и не мышление вовсе; а ведь дошкольник только ими и руководствуется – что же он, не сапиенс?
    Вопрос не праздный. Между теоретическим и «наглядно-действенным» мышлением и правда разница качественная – именно та, что характеризует человеческий разум и отличает его от всех других информационных систем,  – например, от компьютера или животного. Вероятно, Куколка семилетки представляет собой вершинную стадию эволюционного развития рефлекторной дуги – дальше следует уже революционная трансформация ИС. Поэтому остановимся на онтогенезе и нейрогенезе теоретического мышления подробно.

    Его формирование начинается в конце дошкольного Возраста в ходе «кризиса семи лет», когда обостряется и нарастает конкуренция между Игрой и Реалом за внимание ребенка и его время. Наиболее интенсивно процесс формирования идет непосредственно в ходе «игровых конфликтов» (со взрослыми), когда мышление ребенка еще не переключилось с игрового (абстрактно-действенного) на конкретно-действенный бытовой режим – как того требуют обстоятельства. Происходит совмещение Игры и Реала в спорных областях. К чему это приводит?
    Режим Игры характеризуется двумя основными условиями. Напомню, во-первых, что в Игре доминирует абстрактная информация: ребенок отвлекается от форм реальности и сосредоточен на смысле игры. Поэтому управляющие инстанции Куколки предлагают широкий выбор простейших реакций и стратегий. В результате, Синтезатор Решений продуцирует большое количество равноценных вариантов поведения. Субъективно такая ситуация ощущается как неуверенность, колебания, сомнения – но только перед лицом практических проблем, в конкретно-действенном режиме. А игра на то и Игра, чтобы выбирать решения наобум, наугад (в скиннеровом режиме случайных связей) из большого количества равноценных вариантов. В этом и состоит второе условие абстрактно-действенного режима мышления: снимается блокада решений с высокой дисперсией. Однако при выходе из ситуации Игры, в Реале, эта блокада вновь восстанавливается. Накопление неиспользованной  информации в Синтезаторе Решений активирует  рефлексию внимания, «окно внимания» в матрице архетипов смещается в сторону большей сложности. В этом и состоит механизм произвольного внимания: сосредоточенность на сути события при заполнении Синтезатора Решений. Образуется обратная связь между Синтезатором Решений и матрицей архетипов.

    С обретением внутреннего прототипа Дао (субъективной самости по Олпорту) мышление ребенка становится осознанным, а поведение – произвольным; «кризис семи лет» завершается и снимается замыканием первичного процесса внутри психики и образованием гиперциклов Второй сигнальной в структуре развивающейся Куколки. Когда мы говорим, что человек «способен к рефлексии» (или не способен), мы имеем в виду именно этот гиперцикл. «Управляющей инстанцией» «рефлекса среды» здесь выступает не внешняя среда, как в Первой сигнальной, а Буфер Обмена, где образуется теоретическая модель внешней среды, которая (модель) трансформируется и развивается в процессе теоретического мышления синхронно сдвигу «окна внимания». Второй управляющей инстанцией рефлекторного кольца теоретического мышления выступает  Буфер Обмена: произвольное внимание дополняется непроизвольным, «рефлекс среды» – условным рефлексом.


Рецензии
Николай. Интересная статья. Я называю разумом то, что вы теоретическим мышлением. Поэтому младенец у меня еще только сапиенс, но не человек. Вы в рецензии правильно и замечательно указали на Видообразующий роль разума в возникновении адаптаций. Но это адаптации не дарвину биологической, а культурной эволюции.

Виктор Ефременко   06.09.2017 06:45     Заявить о нарушении
1. Ну, я называю "мышлением" любое движение информации в разуме. По-моему, это общепризнанный бытовой смысл. И меня, конечно, удивляют персонологи (психологи), которые, как Вы, ограничиваются только "теоретическим" мышлением. А наглядно-действенное тогда что? Оно же не исчезает с развитием теоретического. По-моему, они сами не осознали этого вопроса, они сами путаются. Правы номиналисты: "Неправильно назвал - исказил истину".
2. Адаптация - всегда адаптація, меняется форма, но прежней остается суть.
...А в чем она - суть "адаптации"?
Виктор, спасибо завысокую оценку, а более того - за внимание к моим публикациям.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   06.09.2017 15:39   Заявить о нарушении
В биологической эволюции (Даориновской) адаптации заключаются в изменении морфологии, ну и связанных с ней качеств. В культурной эволюции адаптации заключаются в изменении функционирования информации в мозгу Это функциональные изменения. Изменяется програмная среда, а не морфология. Эти адаптации позволяют человеку защититься в некоторой мере от естественного отбора, изменяют траекторию эволюции человека по сравнению с биологической эволюцией. Репликаторами становятся в культурной (быстрой) эволюции не гены, а структуры мозга, которые я называю МЭМами. Мозг как многоядерный процессор.

Виктор Ефременко   06.09.2017 17:51   Заявить о нарушении
Невозможно изменение программной среды без изменения нейроморфологии. Это эволюция, и это адаптация, и это отбор, Виктор. Будем отделять форму от сути.

Ник Пичугин   07.09.2017 15:05   Заявить о нарушении
"Невозможно изменение программной среды без изменения нейроморфологии"
Но ведь на одно и то же жедезо можно установить разные операционные системы. Есть изменения морфологические, а есть функциональные.
Я разумом называю то мышление, которое способно создавать в мозгу модели имеющие предсказательную силу. Именно оно у сапиенса сталь видообразующим признаком, смогло стать вместе с его социализацией той силой, которая человеку позволяет расширять свою экологическую нишу, создавать неморфологические адаптации. Как то так. Конечно животные мыслят. Но есть порог, который они не смогли преодолеть. Поэтой причине человека уже нельзя назвать животным, хотя аттавизмы естественно просматриваются.

Виктор Ефременко   02.10.2017 08:07   Заявить о нарушении
Да, это вопрос дефиниции.

Ник Пичугин   03.10.2017 16:23   Заявить о нарушении