Москва, продолжение. 3. Свинья под дубом

    В сказке про Хаврошечку что-то с ушками было связано? Вот и я предлагаю обратиться в слух. Перке? Потому что от Хаврошечки требуют холстов. А ещё у Ивана полотенце какое-то странное было. А чем занимались луперки? Хлестали всех кусками шкур.

    Свинья. Латынь – porcus, галисийский, португальский – porco, каталанский, фр., румынский – porc. Русский: порося. Как говорится, не было бабе хлопот… Вообще-то, Луперк для всего скота богом был. Но уже в латыни какая-то путаница получается. Вот и «скот» - это pecus, а чем отличается от англ. и фризского pig (свинья)?

    Думаете, нам Луперк не указ? Вот смотрите. УпОрать скотину - позаботиться о скотине: накормить, вычистить, дать уход. А самому упОраться – уработаться (Ростовская область). Остальные вариации нашла в интернете: «Пока тут будешь поркаться, машину "разуют"! \ Не, захожу вчера в кухню, она тут поркается что-то …»

    Словарь Даля даёт, по-моему, исчерпывающую информацию. Пора – время, наиболее удобное для чего-либо. Порать что, южн. – делать, управляться, возиться около чего; пораться –  убираться, управляться по хозяйству, особ. стряпать. Порция, франц.  – часть, доля, надел. Порка, твер. – мяса нутреной стороны задних ляжек лошади.

    Опять Даль. Порскать - криком и хлопаньем арапника выставлять зверя в поле. | Порск, прыск, присок зап. Порсок -  печурка, загнетка, бабурка, жароток. | Порск, зап. - яма для хранения корнеплодных растений, картофеля. | Порскать, порскнуть, фыркнуть от смеха, внезапно разразиться неудержным хохотом, лопнуть со смеха, еле, едва удержаться. Мы крепились, крепились, да как порскнем! (прим. авт., это как «взвизгнуть», а точнее - прыснуть) | Порскать вм. прыскать, яросл. - вспрыснуть розгами, сечь. Порснуть кого, новг. - сильно ударить, хватить, хлеснуть, ниж. порснуть. Поршень (от переть, пру?) поршни, астрах. порушни (рушать?) -  постолы, кожанцы, калиги, род сандалий; поршни вообще не шьются, а гнутся (загни поршни, сделай) из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе.

    Даль сомневался, но вы-то видите, откуда это? И ещё с каких времён! Отсюда и портной, который порет. А также. Рушник - полотенце. Рюш - франц. тюль, реденькая ткань. Руз, влад. - рубище, будничная, простая, плохая одеженка. Руга, сиб. -  холщевая, вообще бедная одежонка (руба?). | Руга (новогрчс. или от корня ружить, вооружать, снабжать?) церковная земля и угодья, отведенные на содержанье всего причта; годичное содержанье попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью. Рушать что - делить, кроить, резать, говор. о пище. Рушать хлеб, пирог или жаркое. Изрушать говядину, покрошить, для подачи. Нарушать пирога ломтями. Гусь надрушан. Порушать пирог. Отрушь еще ломоть.  От себя добавлю в этом ряду рух-лядь. Я бы сюда добавила ещё и рубище, рубаха. А "поркать" приравняла бы к уборке. Чисто интуитивно мне кажется, что в русском языке произошло озвончение до «б».

    Связь напрашивается: у волка (lupus ) лапа, у Лу-пе-рка – уже ру-ка. Вот и рушим, рубим. Рясина олон., перм.  - жердь, кол, дубина, как оружие; орясина. Ряснуть чем, по чем, твер. яросл. хряснуть, хряпнуть, ударить. Ряснуться пск. твер. - шлепнуться, грохнуться. Резко?

   Порок -  недостаток нравственный, духовный. Лечится чем? Поркой! Как луперки и завещали для очищения. Порсать что, пск. - пороть, резать без толку, крошить, кромсать. Вот они шкуры-то козлиные и резали. А вот здесь я задумалась, кому поклоняются иудеи? Обычай у них странный есть – обрезание. Им-то чего… Сказал, так нужно (мол, договор) – и без рассуждений! Perchе?

    Напрашивается предположение, что в романских языках свинья- porcus буквально значит «то, что режут». Почему же в прусском свинья – skawra? А потому что и говя-дина – это тоже мясо. Но восходит к праиндоевр. *gwou- «бык, корова».

    У Даля есть интересное наблюдение. Поруз, орл., калужск., тамб. или порус - плодный бык, бугай, пороз. Порозовать, сиб., о рогатом скоте - пустовать, быть в поре случки. Пороз м. и порос, порозок, порозейка сев. и вост. - бык, бугай, плодный, некрощеный; | вят. перм. пск. - кабан, кнур, нерезь, нехолощеный | сиб.-  манчик, некладеный домашний олень. Порозина ж. пск. или порозятина -  мясо пороза, быка. Пороситься - рожать, приносить поросят; говор. также о еже, о барсучке. Поросая свинья, супоросная или супорая, чреватая.

    Вот и таджики на быка говорят – барзагов.

    Получается, что porc (поруз) следует относить к любому самцу-оплодотворителю, плодоношению (бере-менность) и приплоду. Отсюда понятно, чем связаны между собой праз-дник и порож-ний, ну и… борз-ый! Главное, беруши в уши не пихать, а то медведь наступит!

    Про самцов, беременность и поросят выяснили. А как быть с женским началом? Поскольку Луперк "пришёл" из Италии, там и будем уточнять. Парки. Парки — три богини судьбы в древнеримской мифологии. Нона — тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни, Децима — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу, Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека. В парк за ними идти не зову. Зато можно прогуляться в дубраве.

    А дуб в нашей истории при чём? А это я про праиндоевропейский perku вспомнила. Который дуб (Перкунас свидетель).  Лат. Que-r-cus. Кто сказал, что свинья грязь любит? Нет. Она любит жёлуди! Где же ей ещё землю рыть, как не под дубом. Не под берёз-ой же (это я тем, кто говорит, что в русском языке perku не сохранилось).

    Кстати, на границе Новгородской и Тверской областей России лежит озеро Пирос, через которое протекает река Березайка и куда впадает речка Валдайка. Слышали про станцию Березай, кому хочется, слезай? Так это там! А нам ещё ехать и ехать… За одно и посмотрим, кто ещё под дубом отдыхает?

   Дуб – баски - haritz. Опять греческие хирос-свиньи? Нет. Я думаю, это Хариты! В древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. (Конечно. Харе, Рама, харе, Кришна…) Согласно Гомеру, — «прислужницы Афродиты». А звали их Аглая («ликование», либо «красота», «блеск»). Евфросина (Пасифея, «радость», либо «благомыслящая»). Талия («изобилие»). Сейчас я припомнила, что у Балу-быка из Угарита было три дочери. Пидрай (видимо, «Жироносная»; вспомним проливающийся с небес елей), Талай («Росная»), Арцай («Земная»). Вот скажите мне, разве Талия и Талай не похожи как две капли воды? А третья капелька будет из кельтского dubr «вода». А теперь давайте папу искать.

    Дуб — галисийский car-ballo, мальтийский ballut. Вот и бык. Следующий случай ещё интересней. Дуб — каталанский — roure.  Похоже на Рур. Но о речке Рур пишут что-то про бурую и дезинтерию. Но я знаю, что тур – это бык. Подсказку в рунах нашла. Уруз. Древненорвежское Urur. Первоначально она связывалась с огромным диким быком. Руна Ur воплощает необузданую, нетронутую силу дикого скота, силы дикой природы, не позволяющие ни приручить себя, ни обуздать. Главное значение: приобретение новой формы. Буквальное значение: гроза, ливень, дождь, буря. А ведь это и есть история быка Балу!

    Дуб — арм. — kaghni. На что похоже? Смотрите: от слова gwou (говя-дина) произошли нем. Kuh, англ. kow, армянск.  kov, авестск., санскр.  gаus. Сравните: санскритское  гави – корова, гавайя – бык, хава – жертвоприношение, жертва. Как вы думаете, кем был титан Кей-Кеос? Быком? Для русских в первую очередь ковалем. С прибалтийским именем Телявель. В угаритских мифах его предпочитали называть Пригожим и Мудрым (Котар-ва-Хасис). И подозрительно похож на него Китоврас. Но сейчас я просто перчисляю, кто живёт под дубом. А уж с дуба ли рухнул?..

    Дуб — нем. Eiche (айхе). На что похоже? Особое место в мифологии басков занимал эче (баск. Etxe) — дом, отчасти одушевлёная отчизна человека, заботящаяся о своих обителях, и в то же время являющаяся центром мироздания для них. Это представление было связано с культом предков, очень почитаемым в стране басков. Возможно, слух меня и подводит, но эхо…

    Тогда соединим датский дуб eg и греческий дуб drys. И получим: Иггдрасиль! Мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Иггдрасиль покоится на трёх корнях. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд («прошлое»), Верданди («настоящее») и Скульд («будущее»), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Дословно «Иггдрасиль» означает «скакун Игга» (Игг — один из эпитетов Одина). Конечно, откуда германцам было помнить про Игига! Они и про дуб-то забыли. Сделав Иггдрасиль ясенем.

    А что Хариты? Они дочери Гелиоса и Эглы. А ещё у Гелиоса был сын Фаэтон. Которого кони понесли, и он с неба упал (Зевс сильно помог). Но я не уверена, что это тоже про свиней.


Рецензии