Фра Филиппо Липпи. Двойной портрет

 
           Фра Филиппо Липпи.Двойной портрет.(Портрет мужчины и женщины у окна) Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк. По версии музея на нём изображены Лоренцо ди Раньери Сколари и Аньола ди Бернардо Сапити, поженившиеся в 1439 году.
 
        Этот парный портрет несколько веков считался работой неизвестного автора XV столетия и лишь сравнительно недавно был атрибутирован фра Филиппо Липпи. Несмотря на еще недавнюю анонимность, упоминать его принято исключительно как «знаменитый парный портрет из музея Метрополитен».

       Чем же он знаменит? Тем, что многое, связанное с этой картиной, происходило в итальянском искусстве впервые. Первый двойной портрет. Один из первых портретов в интерьере. Наконец, одно из первых изображений женщины, никак не связанное с религиозной темой.

 Безусловно, Филиппо Липпи писал своих Мадонн с обычных красивых флорентиек и придавал их образам исключительную жизненность. Но изображение женщины как она есть, в её собственной социальной роли и бытовой конкретике – для искусства XV века это стало подлинным прорывом.

           По одной из наиболее убедительных версий, перед нами нечто вроде свадебного портрета. Исследователь Федерико Дзери обнаружил на вышитом жемчугом рукаве героини слово lealt, что по-итальянски означает «лояльность», «приверженность» или «верность».

            Это было истолковано как клятва верности, из чего родилось предположение, что перед нами супруги. Другая интерпретация, наоборот, исходит из того, что персонажи пока не женаты или даже не обручены, так как на картине их разделяет препятствие в виде стены с окном.

          Характер взаимоотношений мужчины и женщины также трактовался по-разному: одни отмечают, что между ними существует несомненная эмоциональная близость, другие обращают внимание, что герои картины даже не смотрят друг на друга, так как их глаза находятся на разных уровнях.

           Существуют и вполне достоверные предположения о том, кто именно изображён на портрете. Они исходят из такой важно детали: руки мужчины на портрете лежат на фамильном гербе семейства Сколари. Считается, что перед нами представитель этого рода – Лоренцо Раньери Сколари. А женщина, – это по всей вероятности, ставшая его женой около 1436 года Анжиола ди Бернардо Сапити.

          Вазари сообщает интересный факт из биографии Липпи: высокопоставленные заказчики нередко порицали художника за то, что он недостаточно хорошо писал кисти рук: «поэтому фра Филиппо с тех пор, когда писал, то большую часть рук во избежание этого упрека прикрывал либо одеждой, либо придумывал что-то другое». Руки на «Двойном портрете» выполнены вполне искусно, но забавно то, что они вправду наполовину скрыты от глаз.

            Некоторые считают характерным для Липпи приём, использованный в «Парном портрете»: обозначать черты лица довольно обобщенно, но при этом самым тщательным образом отделывать детали вроде узора тканей и качества жемчуга.

 Именно в профильном изображении наиболее наглядна парикмахерская мода, характерная для середины XV века, – выщипывание части волос, отодвигающее линию роста волос и зрительно увеличивающее лоб. С виртуозной тонкостью написаны жемчужные украшения и сложный головной убор героини.

Специалисты отмечают и ценность пейзажа, открывающегося за окном: он также выполнен очень тщательно и детально и мог бы являться самостоятельной картиной.
         
ПРИСМОТРИМСЯ К КОСТЮМУ ЖЕНЩИНЫ.

  Оо иллюстрирует все модные тенденции в Италии 1440-х годов. Дама на портрете одета в чёрную гамурру и вишнёвого цвета чоппу, подбитую светлым мехом. На голове у неё селла.

       Очень характерная делать - вертикальные трубчатые складки на лифе чоппы и собранная складками широкая верхняя часть рукава гамурры, судя по всему из узорчатого бархата.

   По краю широкого рукава чоппы золотыми нитями и жемчугом вышиты буквы. Считается что это слово lealta (лояльность), английский авторы его также переводят как "верность, верный" хотя по-итальянски это будет звучать как fedelta.

         О высоком социальном статусе дамы говорят драгоценности в её костюме а также его богатая отделка. На шее - нитка жемчуга, на левом плече на чоппе закреплена брошь с крупными жемчужинами и драгоценным камнем по центру. На пальцах мы видим шесть перстней - три на указательном, и три на среднем, все с камнями.

         Так же сильно усыпан драгоценностями головной убор. Жёсткая основа селлы обтянута тёмным шёлком с узором, напоминающим рыбью чешую или птичьи перья, её кромка обшита жемчугом среднего размера. Красная драпировка подобна укладке мужского шаперона - с одной стороны длинный хвост, продолжение которого мы видим справа на уровне пояса и явно он спускается еще ниже, с другой стороны - короткое, но широкое полотнище.

            Хвост декорирован мелкими фестонами и жемчугом, широкая короткая часть - вышивкой золотыми (возможно, шёлковыми) нитями, металлическими подвесками, мелким жемчугом, разбросанным по фону и средним, нашитым по нижнему краю. Венчает селлу брошь с крупными жемчужинами.


Рецензии