Числа и идентичность. Глава 38

1. В прошлой 37й главе мы начали разбираться в том,как фрагментономика GDE, одна из наиболее негативных, ориентированных на эксплуатацию, понижение жизненного тонуса и разрушение внутренней реальности попавших в ее жернова индивидов и социальных групп парадигм социальной идентичности влияла на положение бедной части белого населения рабовладельческого Юга. Как я уже отмечал эта парадигма нередко встречается в истории рыночных обществ от древности до наших дней. Когда она получает преобладание и замещает собой более продуктивные и творческие социальные (в том числе и рыночные)парадигмы идентичности, массы социально деморализованных бедняков переживают процесс люмпенизации, обнищания, маргинализации и радикализации.

2. Особенностью Юга с его аграрной неформальной экономикой и сравнительно обширными незанятыми (после изгнания индейцев на Запад)пространствами было наличие значительных возможностей для экономического выживания люмпенизированного белого населения на обочине общества и даже за его пределами.Но речь в данном случае шла только о выживании, а никак не о развитии.

3. Харриэт Бичер Стоу в опубликованном в 1854 г. сборнике документальных материалов с длинными авторскими вступлениями, обьяснениями и комментариями, призванном продемонстрировать своим многочисленным читателям реальные факты и обстоятельства, на которых она основывала свое изображение рабовладельческого Юга в Хижине дяди Тома, уделяет "белому мусору" (так черные рабы и аристократия называли это деморализованное белое население) особую главу. Вот что она пишет:

1. Распределение земли на крупные плантации и связанная с этим распыленность населения делает нереальной любую систему общего школьного образования (существовавшую в это время во многих северных штатах, особенно на Северо Востоке, в Новой Англии, где подавляющее большинство населения было к этому времени грамотно ЛБ). 2. То же самое относится к проповеди Евангелия. 3. Деградация идеи трудовой активности,которая происходит вследствие порабощения рабочего класса до большой степени препятствует уважаемым,принадлежащим к среднему состоянию работникам селиться на Юге или способствует их эмиграции оттуда.Там, где плотников, кузнецов и каменщиков вместе с их орудиями каждый день обьявляют на продажу наряду с лошадьми, свиньями и другим скотом думающий,обладающий чувством собственного достоинства мастеровой,каких очень много в свободных штатах, может видеть много поводов для раздражения и отвращения. Они могут какое то время с этим мириться, но только,скрепя сердце,и рады первой возможности уехать на Север. (Beecher Stowe 1854,365-366).

4. Общее образование, интерес к знаниям,к самообразованию, к независимому мышлению и ориентированность на принцип должного (контекстное поле абстрактных норм и принципов А) о распространении которых в среде северного рабочего класса здесь пишет Бичер Стоу, это в терминах нашей матрицы черты периномики ABGE, верхней горизонтальной четырехугольной парадигмы идентичности, распространение которой происходит параллельно с развитием смежной с ней нижней горизонтальной дианомной EGCD(но не фрагментономной!)рыночной парадигмы.

5. Общей у обеих этих четырехугольных парадигм идентичности, нижней и верхней, дианомики и периномики является центральная горизонтальная коммуникативная линия равного эгалитарного взаимодействия и общения между "своми" G(инсайдерами)и "чужими" Е (аутсайдерами), то есть та самая линия, которая внутри южной фрагментономики оказывается линией непримиримого антагонистического конфликта между "своими" и "чужими".

6. Помимо этого устремленность к должному А (в религиозном или в светском смысле) характерна для восходящих, способствующих социальному продвижению и социальным лифтам контекстных установок в таких транспозиционных парадигмах идентичности, как симметрично противопоставленная правосторонней южной проксимономике НВС (разрушаемой рынком традиционной парадигме патриархального домашнего рабовладельческого уклада с ее иерархией статусов вдоль дифференциальной линии НВ и этикой взаимной лояльности между вышестоящими и нижестоящими, включая рабов)левосторонняя северная аллономика HAD,с ее референциальной линией заданных образованием общих правил и норм HA,соединяющей ценное Н с должным А и определяющей восхождение работника от безличного обьекта трудового процесса и создателя потребительских ценностей(контекстное поле Н обьектов и ценностей в центре нижней горизонтальной репрезентационной линии CD матрицы идентичности)к разумному, сознательному участнику коллективного процесса реализации должного (контекстное поле принципов и норм А) внутри общественной жизни.

7. Именно на аллономику, как на альтернативу главным парадигмам нового, глобализованного Юга, а именно рабовладельческой имперской архономике FDH (в начале второго тома книги Время смыслов я проанализировал эту парадигму на материале идеологии Афинского империализма,обозначенной Фукидидом в его описании дебатов по поводу наказания жителям восставшей против Афинской власти Митилены, характерна в этой связи популярность идеи создания рабовладельческой империи в Латинской Америке в южных штатах накануне Гражданской войны), властно-иерархической морфономике BDH и фрагментономике GED, в первую очередь опирался Линкольн в своей интересной критике (1859)лежневой теории общества (1857)идеолога рыночной глобализации и южного рабства сенатора из Северной Каролины Хэммонда,предполагавшей пассивность,приниженность, рабское существование работников внутри контекстного поля мира D, как основу любого стабильного общественного устройства.Об этой теории Хэммондa и о посвященном ее критике выступлении Линкольна речь у нас еще впереди,а теперь нам предстоит вернуться к разбору длинного свидетельства Бичер Стоу о положении превращенной рыночной глобализацией в "белый мусор" южной бедноты,которое мы прервали в самом начале ради контекстологического комментария.

8. В ходе этого рассказа Бичер Стоу сравнивает положение бедняков в штатах Новой Англии (Вермонт, Мэйн,Массачусеттс,Коннектикут) с их положением на Юге:

" В Вермонте и в Мэйне дети имеют возможность получить образование в публичных школах, и найти в окружающем их обществе пути к успеху, которые требуют только трудолюбия для своего воплощения.Мальчики могут выбирать между различными ремеслами, в которых постоянно нуждается свободное общество. Девочки, вдохновленные атмосферой страны, в которой они родились,не считают полезный труд зазорным для себя и с подлинной женской изобретательностью находят сотню способов приумножить семейный достаток.Если у одного из членов семьи обнаруживаются божественные дарования и высшие устремления, которые делают необходимым более законченный курс образования,то вся семья с энтузиазмом объединяет свои усилия чтобы дать одному этому индивиду то образование, которое соответствует его способностям...

Но возьмите ту же семью и поселите их в Южной Каролине или в Виргинии, каким различным будет результат! Общая школа не открывает для детей свои двери, единственная церковь может быть находится в 15 милях пути по плохой дороге. Вся атмосфера страны, в которой они родились связывает деградацию и рабство с полезным трудом и единственным стандартом для принадлежности к классу джентльменов является способность жить не работая…Станет ли он плотником?…Каждый плантатор в окрестности владеет одним или двумя... Сапожником? Обувь для плантаций делается в Линне и Нэтике,городах Новой Англии (т.е.в Северных Штатах откуда Юг, на деньги, полученные от продажи собранного рабами хлопка,  покупал основную часть нужных населению товаров, не развивая собственную промышленность ЛБ).Фактически стиснутые между свободным трудом Севера и рабским трудом Юга белые южане бедняки не имеют возможности заняться делом.

Без школ и церквей эти несчастные семьи вырастают язычниками на христианской почве, в праздности, пороках,грязи и всякого рода неудобствах.Они являются назойливыми паразитами (здесь автор употребляет слово pest, в быту используемое для обозначения крыс, тараканов и т.д.)для местных общин,предметом презрения и жалости даже для рабов. Выражение "бедный белый мусор", столь обычное на устах негров,обозначает собой все,что можно сказать об этих несчастных существах.

Из этого класса происходит род содержателей маленьких самогоноварен и продавцов краденной с плантаций продукции, полученной в результате контрабадной торговли с неграми. Если сыновья вырастают энергичными, они могут надеяться сделаться работорговцами и оттуда подняться до положения управляющих на плантациях (вполне возможно, что ненавидевший и избивавший рабов ремесленников, как будто у него был личный счет к ним, управляющий, описанный в Воспоминаниях Джекоба Стройера, принадлежал изначально к белой бедноте, воспринимавшей невольников, как успешных соперников в борьбе за ту же экономическую нишу ЛБ).

Высшим предметом их мечты является с помощью неописуемых методов накопить достаточно денег, чтобы купить "одного или двух ниггеров" и начать выглядеть, как люди (to appear like other folk, то есть из состояния опущенного "белого мусора", принадлежащего к контекстному полю "мира" D, где и рабы его презирают, как нищего беспомощного неудачника, двигаясь вверх вдоль перформативной/победительной линии DG, вернуться в контекстное поле G "наших", уважаемых инсайдеров, мы будем далее обозначать это стремление возвратиться в исходное поле G,с потери которого когда то начался процесс люмпенизации и опускания в "белый мусор", как реверсивную контекстную установку, одну из контекстных установок, взаимодействие которых определяет внутреннюю динамику фрагментономной GED парадигмы идентичности, о других контекстных установках,характеризующих эту парадигму, речь пойдет в следующих главах ЛБ)

Горе тем несчастным  мужчинам и женщинам неграм, которых заботливо  вырастили в какой нибудь хорошей религиозной семье (интересная позитивная отсылка аболиционистского автора к проксимономной HCB домашней парадигме идентичности Старого Юга ЛБ)когда по какому нибудь законному акту (execution, т.е. по исполнению судебного решения,м.б. банкротство и т.д. ЛБ)или из за смерти их прежних владельцев, они окажутся выброшенными на рынок (автор явно подразумевает, что хорошая проксимономная семья "своих" людей просто так не продавала ЛБ)и их купит хозяин или хозяйка из этого класса! Часто такой раб бывает бесконечно выше, чем его хозяева во всех отношениях, в смысле личности,манер,воспитания и нравственности, но при всем этом закон все также ревниво охраняет деспотический авторитет владельца" ( Beecher Stowe 1854, 366/367)

9. Теперь нам становится понятным поведение ломавшего и опускавшего рабов ремесленников и таким образом разрушавшего их потенциальную независимую прагматономную рыночную субьектность CID управляющего, описанного в воспоминаниях Джекоба Стройера (см. прошлую главу). Он поступал так вопреки экономическому интересу, против воли хозяев и с риском для собственной жизни (таких управляющих рабы порой убивали)потому, что видел в рабах успешных соперников, и врагов Е, презиравших его и его семью как "бедный белый мусор", и мстил им, насколько это было в его силах, за разрушенную селектономной GDI(конкурентной)и хреономной BEH(капиталистической, лишенная доступа к дешевой рабской рабочей силе, то есть к главному южному капиталу В бедная семья белых фермеров или ремесленников не могла соперничать с плантаторской аристократией и вытеснялась из положения уважаемых "своих" G в фрагментономную унизительную нищету на линии ED см. выше описание этого процесса у Бичер Стоу)рыночными парадигмами жизнь.

10. Но разве рабы делали это по своей воле! Разве они были на самом деле виноваты в его несчастьях? Опуская и ломая беспомощных, попавших в их власть людей, разрушая их жизни (снижение рождаемости среди рабского населения Юга в 1850 е годы, когда в связи с хлопковым бумом вырос спрос на жестоких управляющих, любыми средствами выжимавших из рабов максимум труда)вопреки элементарным принципам справедливости и ответственности такие фрагментономные управляющие утверждали право силы вместо силы права. Тем самым они на деле доказывали жестокую несправедливость рабства и лживость оправдывающих его идеологий, опиравшихся на идеализированный проксимономый уклад старого Юга, полностью подорванный хлопковой глобализацией, агентами которой и выступали в данном случае такие управляющие, в той мере, в какой они были способны ограничить свою жажду мщения и направить ее на безжалостное выжимание дополнительных трудовых усилий из рабского населения. 

11. Таким образом утверждение фрагментономной субьектности здесь происходило преимущественно в рамках реверсивной и конформативной смысловых установок. Иными словами управляющие отыгрывались на беззащитных невольниках (ED), а озлобленная белая беднота участвовала в рабских патрулях, терроризировавших невольников и контролировавших их передвижение, охотилась за беглецами и запугивала подозрительных "чужаков" с Севера, а не поворачивала свой гнев против "своей" плантаторской аристократии, чье поведение в комбинации с силами рыночной глобализации несло основную ответственность за бедственное и униженное положение белой бедноты. Этим южная фрагментономика отличается от фрагментономики предреволюционной России.

12. В первые годы двадцатого столетия российские города и деревни захлестнула гигантская волна хулиганства, нового фрагментономного насилия. Жертвами (ограбления, издевательства, избиения, а порой и убийства)хулиганов становились не только простые рабочие и крестьяне или бесправные инородцы, но также респектабельная городская публика, дачники и городская и сельская интеллигенция (врачи, учителя, студенты и пр.), а также местные богачи, помещики и служители порядка (дворники, городовые, мелкие чиновники и пр.). Внутри российской волны фрагментономного насилия была сильна субверсивная смысловая установка: это насилие было в значительной степени (хотя вовсе не исключительно) направлено против "своих" G то есть привилегированных и обеспеченных инсайдеров: "Мы ребята ежики в голенищах ножики...не боимся богачей, я любому богачу рыло набок сворочу" по словам популярной в эту эпоху среди деревенской молодежи хулиганской частушки.

13. Встревоженная ростом хулиганства публика, в особенности провинциальное дворянство требовала возврата к широкому применению административных внесудебных методов расправы с хулиганами и в особенности к систематическому использованию телесных наказаний. Эта точка зрения наткнулась на упорное сопротивление большинства юристов и диберальных политиков, таких как Федор Родичев, которые считали, что основным способом борьбы с хулиганством должно быть судебное преследование дополненное мерами воспитательного характера, а не обращение к патриархальному властному произволу. В 1912-1913 г. вопрос о хулиганстве обсуждался в Думе.

14. И в России и в Америке речь шла о распаде традиционного домашнего проксимономного иерархического социального уклада, падении престижа власти, маргинализации и люмпенизации значительных групп населения и росте социального неравенства внутри общества в котором преобладало товарное производство и рыночная экономика, обогащавшая одних и разорявшая и опускавшая других.

15. Внутри социограммы (матрицы идентичности) перечисленные выше фрагментономные контекстные установки можно отобразить с помощью соответствующих векторов. Например реверсивная установка передается вектором DG поскольку в этом случае покупка рабов D символизирует победу, то есть возвращение в круг "людей" уважаемых "своих" G вдоль перформативной/победительной линии DG из точки D1 на этой же линии вблизи контекстного поля мира/рынка D. Конформативная установка, то есть атака на рабов в контекстном поле D или на янки (чужаков с Севера в контекстном поле "чужих" Е )передается соответственно векторами D1D и D1E.

16. В российском случае проявлением конформативной контекстной установки внутри фрагментономной парадигмы GDE могли быть например нередкие в 1905-1906 г. нападения на студентов или рабочих консервативно настроенной черносотенной толпы лавочников и люмпенов или же устраивавшиеся такими же толпами еврейские погромы.

17. Что касается субверсивной контекстной установки то ее можно отобразить векторами DE, DE1, DE2, DE3 и DI, где Е1, Е2, Е3 это точки на верхней границе фрагментономики DGE, центральной коммуникативной горизонтали GE, получающиеся
если левую (от наблюдателя правую) половину этой горизонтали отрезок IE разделить на четыре равных части точками Е1, Е2 и Е3 вплоть до центрального контекстного поля смысловых взаимодействий I. Внутри субверсивной контекстной установки фрагментономный субьект противопоставляет себя в первую очередь привилегированным "своим" G и тем самым в большей или меньшей мере отождествляется с "чужими" Е.

18. Мы продолжим наше изучение фрагментономной парадигмы и связанного с ней насилия в следующей главе. Мы увидим, что Джон Браун рассматривал свой проект освобождения рабов как альтернативу фрагментономному насилию и считал оправданным использование насильственных методов для того, чтобы вырвать миллионы невольников из ситуации, где они постоянно подвергались угрозе попасть в руки фрагментономных мучителей. Каким образом матрица идентичности (социограмма)помогает нам отобразить эти обстоятельства?



 


Рецензии