Коробочка со Звездой

    

    "Звёзд в "Детстве Никиты" преизбыток", - пишет в своей книге* Е.Д. Толстая.

    Да, звёзд много, разных - рождественская, пасхальная, звёзды в августовском небе(стожары?), и даже кобыла по имени Звезда.

     Но какую-то особую тайну и символ несёт в себе коробочка со звездой, сделанная девочкой Лилей.

   "Коробочка "с ничем", тайна в чистом виде", - пишет о ней Толстая. Что тайна, - мы согласны, но - почему же - "с ничем"?.. И ещё Толстая пишет, что в ответ на колечко Никита получает от девочки коробочку.

    Но коробочку девочка клеит раньше, чем они с Никитой находят колечко, и у Толстого не сказано, что Лиля подарила её Никите. 
    Коробочка синяя с золотой звездой, - она прямо идеально подходит к золотому колечку с синим камушком. Но при этом  Лиля делает её - для кукольных перчаток. Очень странно - явно сакральная вещь, с эмблемой Рождества, "символизирующая собой начало нового века / мира (эона)" (как пишет Толстая), и вдруг - для кукольных перчаток!


   И что это такое - кукольные перчатки?.. Для какой такой куколки? Может быть, для той, что будет изображать короля?..
   
   Потому что перчатки надевали короли - например, французские. Наложением рук они лечили от золотухи. 

   Золотухой и желтухой долгое время называли одну и ту же болезнь, а в повести есть скворец Желтухин, который сближен с "рыцарем бедным" Пушкина: обращение к нему матушки Никиты - "Здравствуй, здравствуй, птицын серый..." - реминисценция стихов "Жил на свете рыцарь бедный...". 

   В какой-то мере птенец Желтухин - это анималистическое изображение Пушкина...


   Перчатками из коробочки - может быть - надо расколдовать это "чудовище"...  Если мы вспомним героя сказки Перро - Рике-Хохлика, - то он так же похож на птичку. При этом Рике - это уменьшительное имя полного имени Ричард - "Могучий вождь" (вспоминаются и "ужасный" Ричард Третий, и "прекрасный" Ричард Львиное Сердце...). У Бруштейн, в романе "Дорога уходит в даль", девочки представляют и Рыцаря Львиное Сердце (Рита) и Рыцаря Печального Образа - Дон Кихота (Сашенька); Сашенька запутывается в тексте и в конце концов читает пушкинское "Жил на свете рыцарь бедный...".
   Александра Яковлевна Бруштейн - напоминаем - мать Надежды Надеждиной, - второй жены мужа Сарры Лебедевой - В.В. Лебедева (основательницы и руководительницы ансамбля "Берёзка"). Опять - "семейная история"!..


  Но ещё... Ещё слово "перчатки" - исконно русское, происходит от слова "перст" - "палец", - изначально писалось как "перстчатки".

  "Перчатка. Искон. Суф. производное от пьрщатыи «пальчатый», суф. образования от "перст" ... Школьный этимологический словарь русского языка.

   
  А что такое "перст"?
   

   Перст

 перст  Общеслав., имеющее соответствия в др. индоевроп. яз., (ср. латышск. pirsts «палец», др.-в.-нем. first «конек, верхний край крыши» и т. д.)  Перст  буквально — «то, чем заканчивается верхняя часть ладони». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.

  Вот так: перст - это и "конёк" (по-немецки).


  Если учесть, что повесть "Детство Никиты" Толстой писал в Германии, - то он держал - наверное - в голове - именно немецкое значение слова  first (перст), - означающее и "палец", и "конёк".

  А если вспомнить, что одновременно писатель работает над переводом Н. Петровской сказки о Пиноккио, - то можно предположить, что уже тогда Толстой задумывается о том, как ему передать тайну "Конька-Горбунка" через кукол...


  Антитезой таинственной коробочке Лили является  - на наш взгляд - откровенное признание Анны Девятовой: "Я знаю, где одна вещь лежит... И эта вещь очень интересная...".

  Толстой так же - по нашей версии - знал, где лежит "одна интересная вещь" - пушкинская рукопись "Конька-Горбунка". С его связями и влиянием - пусть не тогда, - позже, - он мог бы организовать её открытие... Но Толстой - мы думаем - понимал, что это было бы неправильно, это значило бы - всё испортить, - всю задуманную Пушкиным игру...

  Надо было действовать осторожно и тонко. Надо было хранить Тайну - пока она сама себя не откроет... Можно было лишь символически указывать на неё, аукаясь среди посвящённых.

  В "Аэлите" писатель пишет про инженера Лося : "Но разум опередил его на тысячу лет: здесь, на иной земле, он узнал то, что ещё не нужно было знать". 
   Есть вещи, которые человеку до определённого момента не нужно знать.  Пока он не готов их принять...


   Е.Д. Толстая, ошибаясь - на наш взгляд - в частностях (что коробочка - символ любви, символ женственности), - не ошиблась в главном: она означает начало новой эры.


   Коробочка сделана на Рождество, на ней горит Рождественская Звезда. Новое время, Новый Завет... Новый отсчёт годов - с Рождества, - с взошедшей новой Звезды...

   Первое, что делают герои Золотого ключика за таинственной дверцей - заводят часы.  А Царь-Девица - марионетка Лебедевой - держит руки на без четверти три - времени, когда остановилось земное сердце Пушкина. Она - извивом своих рук - как бы запускает вновь "Его Время"...

   Звезда на коробочке Лили - как мы думаем, - потом возникнет в "Рассказах Ивана Сударева".

   Скромный директор сельской школы Василий Васильевич говорит пареньку Андрею, своему бывшему ученику:

- Ага! Личная храбрость! - Он поставил тощий палец перед носом Андрея... Никто никогда таким еще не видел директора школы, - небольшие глаза его сверлили, как буравы, худощавое книжное лицо с козлиной бородкой, разгорелось, оскалилось не то от дикого смеха, не то готовясь укусить. - Мы держим экзамен, великое историческое испытание, - говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев. - Пропадет ли Россия под немцем, или пропасть немцу?.. На древних погостах деды наши поднялись из гробов -слушать, что мы ответим. Нам решать!.. Святыни русские, взорванные немцами, размахивают колокольными языками... Набат!  Пушкина   любишь ?  Звезда   эта   горит   в   твоем   сердце ? Культуру нашу, честную, мужицкую, мудрую несешь в себе? ..".

   "Звезда эта горит в твоём сердце"?..
   Толстому было уже некогда ждать, по двум причинам: Война и Конец его собственной земной жизни, - который он наверняка предчувствовал. Звезда эта - Пушкин - как будто уже горела в наших сердцах... Как будто уже началась его - Пушкинская - эра... Впрочем, может быть, на время Великой Войны, она и зажглась - до времени, - чтобы воодушивить нас на Подвиг...



   Интересно и само слово "коробочка".  "Короб" - это - первоначально - мера угля. "Короб — мера древесного угля, заготавливаемого на горных заводах. Впервые установлена на Урале указом пермской казённой палаты в 1782 году". / Википедия.

  У Пушкина - судя по "Пророку" - вместо сердца был "угль, пылающий огнём".  Горбунок - по преполагаемой нами этимологии - так же - "уголёк", - от латинского названия угля - "карбон".  То есть, Конёк-Горбунок - и есть Пушкинское Сердце, которое должно гореть для нас Звездой.

  Вот вам и "коробочка с ничем"...


  Не можем удержаться от "низкого" сравнения. У Пушкина в сказке "О царе Никите" про то, что так же было в "коробочке - ларце" - говорится: "Что такое? Ничего... Ничего, иль очень мало", - и .т.д.".  Ведьма получила эти необходимые "составляющие" для царевен, - так же при помощи уголька.

  А "конёк" - между прочим - и мужской член - так же... ( Напр., у Ариосто в "Неистовом Роланде": "споткнулся его конёк...").

  Женский же орган Пушкин поэтически - и - как всегда - верно - называет "любовное огниво".


   Эти органы нам даны для продолжения физической жизни - в детях. Продолжения смертной, земной жизни. Жизни "квинтэссенции праха".

   Пролетарии - это прежде всего те, кто продолжает свою жизнь - в детях. (Первое значение: proletarius — «производящий потомство»).**

   Это - бессмертие людей обыкновенных. Великие люди продолжают свою жизнь - прежде всего - в духе. Пушкин не умер весь не потому, что у него были дети, а потому, что оставил нам свою Душу в заветной лире, или - своего Конька-Горбунка. Свой "Перст" - "First"... 

   В стране победившего пролетариата писатели обращались к детям  - как к представителям русского народа, - как к хранителям Тайны.  Им передавалась по наследству коробочка со Звездой, - как и театр с зигзагом молнии... Откровение откладывалось - для будущих поколений. Каждый раз в Тайну посвящаются - дети.... Но догадаться, открыть тайну, должны взрослые.

  Наверное, поэтому Толстой черновик своего "Буратино" надписал: "Новый роман для детей и взрослых". Новый роман - как "Новый Завет".  Роман же предназначен для плебеев, для пролетариев, - для тех, кто читает на римском языке и не знает латыни.

   Но, - чтобы разгадать толстовскую загадку, - латынь знать надо ... По цитате из Евангелия: "Много званных, да мало избранных...". Избранных - посвящённых - всегда мало. Истина - между тем - открыта всем.



Продолжение: http://www.proza.ru/2017/06/21/1222

 
 


Рецензии