19? Отзывы на творения Олеси Мертвая голова
1 июня 2017г.
ИЗ КНИГИ "СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ ПЕСНИ, СРЕДНЕРУССКИЕ ПЛАЧИ".
МЁРТВАЯ ГОЛОВА
1.
Словно мухи мёд, дребедень пожирает мозг.
И хоть дунь, хоть плюнь – понабились в рот чужие слова.
И свеча уже еле теплится, оплывает воск.
Говоришь, а в ответ – мёртвая голова.
Оттого и ангелы замолчали, а запоют,
так улитка раковины ушной мембраной не задрожит,
то стеклом по стеклу, то в железо железом бьют,
кость о кость стучит, зуб о зуб,
издыхающий пес лежит.
Я тебе говорю: «Надо что-то делать!».
Еле жива,
заметалась туда-сюда, искушая судьбу.
А навстречу мне из потемок – мёртвая голова,
и глазные яблоки у нее на лбу.
И подземный зверь ворочается, и земля гудит,
и ветра над нами сталкивает воздушный змей,
и кричит, надрываясь, баба, пока не родит,
и никто никакого смысла не видит в ней.
А скажи: «Свет Божий, красота, синева»,
а скажи: «Любовь», а скажи:«Небесный язык»,
так в ответ тебе лишь мертвая голова, мертвая голова:
ходит по горлу туда-сюда острый кадык.
2.
Чтобы мёртвую голову оживить,
дух вдохнуть, колесо крутануть,
черенок небесного винограда привить
и – беспутной – вчерне вычертить путь;
надо умолить Всевышнего, в его садах
понемногу брать того-этого: свет, соль.
И в его укладах, в его ладах
то диез себе выпросить, то бемоль.
…Будем же мёртвую голову оживлять,
вызывая бури, восторг, потоп,
чтоб она и умничать могла, и валять
дурака.
Но прежде этого – чтоб
славословить и словесно варить
брашно – духу, а телу – прозрачный свет,
языками разными говорить,
создавать миры, завивая их в свой сюжет.
Ибо даже девушке с пирсингом, парню с тату,
дядьке с глазами рыбьими, с куриным яйцом во рту,
или прилизанному, со змеиной улыбкой, – невмоготу
переносить эту глухоту, эту немоту!
Каждый пробует вкус удалить свинца, чешую соскрести,
снять железную маску с лица, шкуру содрать в шерсти.
С кем-то случайно встретиться, притронуться невзначай.
Чтобы все вокруг зашаталось, охнуло! Ёкнуло! Ой да ай!
Чтобы мёртвая голова закачалась, чтоб часики завести!
Мёртвая голова, так слушай, носа не вороти,
медленно оживай, волос что молочай.
Не спрашивают – молчи, спросили – так отвечай!
***
''Словно мухи мёд, дребедень пожирает мозг.
И хоть дунь, хоть плюнь – понабились в рот чужие слова.
И свеча уже еле теплится, оплывает воск.
Говоришь, а в ответ – мёртвая голова.''
Дуют и плюют обычно на Сатану во время таинства Крещения. Здесь роль Сатаны отведена иностранным словам. Слово может укрепить, слово может и убить.
''Я тебе говорю: «Надо что-то делать!».
Еле жива,
заметалась туда-сюда, искушая судьбу.
А навстречу мне из потемок – мёртвая голова,
и глазные яблоки у нее на лбу.''
Жуткое видение. Почти Гоголевский ''Вий'' Только Гоголь упивается знаниями о тёмной силе, почти дружит с ней. По крайней мере у Гоголя это самый любимый обьект, то автор стихов не дружит с тёмной силой, не танцует с ней. Но очень образно изображает, красиво и бесстрастно, как на иконах. У Гоголя такой иконописной бесстрастности нет, он почти стремится к темой силе.
''И подземный зверь ворочается, и земля гудит,
и ветра над нами сталкивает воздушный змей,
и кричит, надрываясь, баба, пока не родит,
и никто никакого смысла не видит в ней.''
Апокалипсис.Получается, что каждый человек переживает в своей жизни свой Апокалипсис.
''Чтобы мёртвую голову оживить,
дух вдохнуть, колесо крутануть,
черенок небесного винограда привить
и – беспутной – вчерне вычертить путь;
надо умолить Всевышнего, в его садах
понемногу брать того-этого: свет, соль.
И в его укладах, в его ладах
то диез себе выпросить, то бемоль.
…Будем же мёртвую голову оживлять,
вызывая бури, восторг, потоп,
чтоб она и умничать могла, и валять
дурака.
Но прежде этого – чтоб
славословить и словесно варить
брашно – духу, а телу – прозрачный свет,
языками разными говорить,
создавать миры, завивая их в свой сюжет. ''
Такое автор могла писать и о своём внутреннем человеке, и о своём ближнем любимом.
''Ибо даже девушке с пирсингом, парню с тату,
дядьке с глазами рыбьими, с куриным яйцом во рту,
или прилизанному, со змеиной улыбкой, – невмоготу
переносить эту глухоту, эту немоту!''
Это могут быть проблеммы с внутренним человеком у перечисленных здесь.
''Каждый пробует вкус удалить свинца, чешую соскрести,
снять железную маску с лица, шкуру содрать в шерсти.
С кем-то случайно встретиться, притронуться невзначай.
Чтобы все вокруг зашаталось, охнуло! Ёкнуло! Ой да ай!''
Пути покаяния! Хотя это может иметься ввиду ''мёртвый'' ближний.
''Предоставьте мертвым, погребать своих мертвецов''
''Чтобы мёртвая голова закачалась, чтоб часики завести!
Мёртвая голова, так слушай, носа не вороти,
медленно оживай, волос что молочай.
Не спрашивают – молчи, спросили – так отвечай!''
Если речь идёт о ближнем, то получается, что автору удалось завести часики новой жизни, оживить душу.
Что наверное, в жизни имело место быть.
***
Олеся - Спасибо, Сергей! В точку!
***
13 июня 2017г.
ИЗ НОВОГО
Х Х Х
Для чего был этот жар? Разве что сушить солому…
Твой неоценённый дар будет передан другому.
Сам Даритель не простит небрежения к подарку,
вычеркнет, внесёт помарку, птица Сирин улетит.
Саламандра, догорев, обратится в пень без слуха,
в прах и пепел, в тёмный гнев, падкий на кривизны духа.
…Сам завёл химер, завил, сам глядел в стекло кривое:
не растил, морил, травил дарование живое.
Трепет гнал, как простеца, умиленье бил, как муху…
Лез повсюду без лица на рожон и в заваруху.
За тщеславный интерес потрошил прилюдно кукол,
обносился, пооблез, прокутил, прожёг, профукал.
Что там голос говорит? Почему душа скучает?
Или новый фаворит дар небесный получает?
И на смотр к нему, на суд, – реки потекут, и скалы,
с места двинувшись, пойдут, грозы вытащат кимвалы.
Из потёмок вековых, как диковинные птицы,
души мёртвых и живых изнутри начнут светиться.
Расчехлят ветра гобой, вспыхнет небо в отдаленье,
и раскроет пред тобой сокровенный лик творенье.
***
Сергей Федоров
Сии глаголы должны висеть как скрижали при дверях Литературного института. А рядом доски с именами студентов, ставших поэтами. Золотыми буквами, как в Консерватории.
Очень доходчиво и образно описано, что ожидает талант в небрежении, или же обращённый к химерам, или же расстраченный на политические заварушки, ради тщеславия потрошащий кукол. Так всю жизнь в куклы и проигравший. Олеся как опытный врач слова, ставит диагноз, и показывает картину развития болезни, по ступеням, что за чем последует. Дрожь пробирает от такого обследования
...Сам завёл химер, завил, сам глядел в стекло кривое:
не растил, морил, травил дарование живое.
Трепет гнал, как простеца, умиленье бил, как муху…
Лез повсюду без лица на рожон и в заваруху.
За тщеславный интерес потрошил прилюдно кукол,
обносился, пооблез, прокутил, прожёг, профукал.''
Как всегда Евангельское звучание в стихах Олеси Александровны
''Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.''
''Что там голос говорит? Почему душа скучает?
Или новый фаворит дар небесный получает?
И на смотр к нему, на суд, – реки потекут, и скалы,
С места двинувшись, пойдут, грозы вытащат кимвалы.
Из потёмок вековых, как диковинные птицы,
души мёртвых и живых изнутри начнут светиться.
Расчехлят ветра гобой, вспыхнет небо в отдаленье,
и раскроет пред тобой сокровенный лик творенье.''
Большое беспокойство и томление духа вызывают сии глаголы, жгущие сердца поэтов студентов. Они достигают цели, поскольку за ними гигантский опыт и мастерство.
***
Лариса Узлова
- Вот да. Если не на доску, то как памятку поэту и художнику точно.
***
Олеся Николаева
- Стихотворение это родилось вот из какого внезапного и почти мистического чувства. 6 июня у меня день рождения. Ко мне пришли гости, мы сидели на веранде, и я часов до пяти убирала со стола и мыла посуду. А когда вышла после этого на крыльцо, я всё поняла! Нежно пели многоголосые птицы, в воздухе пахло цветеньем и свежей влажной травой, всё было в легкой радостной дымке, которая переливалась в лучах юного солнца. И мне открылось, что это был тот самый мир, в который я пришла из материнской утробы! То есть первое, что почувствовал младенец-я, - это то, что он в раю! И это ощущение у меня то и дело бывало в детстве, в юности, а потом - все реже, и реже, и реже. Я постепенно утрачивала дар вот такого открытия, вИдения и мироощущения, которое в то утро напомнило о себе.
Сергей Федоров - А с краешка облака Вы саму себя не видели? Я встречал таких людей и сам это переживал когда-то.
***
14 06 2017г.
Публикую по просьбе дорогой подруги и с ее фотографией
ШИПОВНИК
Кажется, уже шиповник видит,
как меня обидели, и сам
вянет, сохнет, ропщет, ненавидит
и взывает к небесам.
Потому что он – открыт, глазаст и чует
запахи тревоги и беды,
у порога, словно страж, ночует,
письма шлет в небесные суды.
Мучаю его я тем, что плачу,
тереблю, взываю: “Ну хоть ты
выслушай!”, дотрагиваюсь, трачу,
обрываю черные кусты...
Потому что знает все живое:
брат ему – трагический герой,
повторяет дерево кривое
вывих сердца, помысел кривой.
И теперь он смотрит, как виновник:
– Ты прости, я слаб, я недвижим!
– Жаль, я говорю, что ты – шиповник,
а не воин и не херувим!
***
Сергей Федоров
''Кажется, уже шиповник видит,
как меня обидели, и сам
вянет, сохнет, ропщет, ненавидит
и взывает к небесам.''
Олеся, простите такую дурацкую ассоциацию, но такое впечатление, что эти строки обращены к Вашему мужу, особенно то, что он взывает к небесам.
''Потому что он – открыт, глазаст и чует
запахи тревоги и беды,
у порога, словно страж, ночует,
письма шлет в небесные суды.''
О.Владимир очень тонко чувствует, особенно тревоги и беды людей. Это у него должность такая.
''письма шлет в небесные суды.''
Ходатайствует за каявшихся на исповеди о прощении прегрешений грешников.
''Мучаю его я тем, что плачу,
тереблю, взываю: “Ну хоть ты
выслушай!”, дотрагиваюсь, трачу,
обрываю черные кусты...''
Кому же ещё сопереживать в Ваших бедах? Даже штришок '' чёрные кусты'' как чёрные облачения. Это может быть притянуто, но все таки ''черные''
''Потому что знает все живое:
брат ему – трагический герой,
повторяет дерево кривое
вывих сердца, помысел кривой.''
Уж это каждый священник знает как грех искажает образ Божий в человеке, делает человека духовным инвалидом, а иногда и в реальности перекручивает как инвалида.
''И теперь он смотрит, как виновник:
– Ты прости, я слаб, я недвижим!
– Жаль, я говорю, что ты – шиповник,
а не воин и не херувим!''
Эти строчки лучше не разбирать, они касаются личных отношений.
Очень сомнительно чтобы автор, Олеся Николаева, в этих стихах Шиповнику обращалась к своему супругу. Скорее всего это не так. У меня просто возникла шаловливая фантазия ( может быть даже поэтический образ) и я ее записал.
Также приношу извинения о.Владимиру если такие фантазии ему покажутся неуместными.
Олеся как поэт вдохновляет на иногда совершенно неожиданные образы.
***
Олеся Николаева
Нет, Сергей! Шиповник - это шиповник у моего крыльца. Он появляется и в романе "Тутти".
Сергей Федоров
Ну, конечно, Ваш муж не шиповник.
***
Свидетельство о публикации №217061600826