Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 4. гла

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 4. ГЛАВА 2. СТ.1-8. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

1.Саньджая сказал.
Ему тогда, переполненному состраданием, с глазами, полными слез о гибели семьи, сокрушающемуся, Мадхусудана, Бог Кришна, Сказал такие слова.

Комментарий.

Надо понимать, что только теперь, когда Аржуна, Управляемый Богом Кришной, увидел, что по обе стороны армий присутствуют его родственники, как и учителя, как и доброжелатели и друзья, он был несомненно потрясен и шокирован тем, что именно ему придется сражаться против них, и это было невыносимо, ибо он не мог на это решиться, это было и против его воли, и противоречило его пониманию норм религии и нравственности, это и было запрещено религиозными устоями общества, ибо поднимать оружие на  своего духовного наставника было на тот период высочайшим грехом, и такое поведение или проявление себя заслуживало только смерти. Все эти законы, все эти требования он принял также не просто так, а как нормы религиозного этикета, принял в свое время не в одночасье, в результате долго материальной и духовной практики, это было нормой его понимания, его основой мышления, его причиной уважать себя, его необходимостью и формой жизни, выражалось в поведении, речи, в его решениях и отношении к другим людям. Это было, по сути, его незыблемое кредо, основанное прежде всего на религии и достоинстве. А религия дается в материальный мир только Богом, как и все законы, которым строго следует подчиняться во все времена, тем более благочестивым и глубоко религиозным людям, как он себя понимал. Но и теперь, он готов подчиниться требованию религии; но обстоятельствами, увлекаемый некой невидимой силой, всеми предшествующими событиями он вынужден идти против этих религиозных требований и устоев и, несомненно, этим перед Богом совершает великий грех и яснее ясного именно теперь перед Богом как бы это осознает и  не знает, как можно выйти из такой ситуации, и старается понять глубинную причину, повлекшую за собой столь непоправимый результат.


Арджуна смотрит на то, что непременно вина лежит и на нем, на его качествах и помыслах, и перед Лицом Бога понимает, что и он виноват  потому, что слишком был устремлен к власти, славе, почтению к себе и вообще к тому, чтобы насладиться царствованием со всем, что отсюда проистекает. Он готов анализировать причины и не осмеливается это сделать, но едва, по мере подачи ему разрешающей энергии Бога.  И теперь он стоит перед Богом и не знает, как исправить эту свою ошибку, как понять степень свой вины, а потому греха, и как понять, почему те, кто еще вчера были с ним,  заняли сторону противника…  не ведая, что всех и согласно карме каждого, как и Плану Бога, расставил и распределил Сам Бог.

Вот поэтому он испытывает очень большое страдание, как и сострадание, как и ответственность, как и большой крах мнения о себе самом,  и не может также совладеть своими чувствами; он не видит, как правильно поступить и смотрит лишь на то, что надо отказаться от правления и видимо заключить перемирие или удалиться с поля боя и не участвовать в этой братоубийственной войне, где погибнет каждый второй или более…, и нет и не может быть другого исхода.

От одной мысли, что вследствие его греховных деяний будут нарушены или уничтожены религиозные принципы в семье и устои в обществе и страна погрязнет в великих грехах, что произойдет  падение женщин и в семьях надолго восторжествует ад, Арджуне становится невыносимо, и он с мольбой и надеждой смотри на Бога Кришну, надеясь, что Бог даст ему правильное Наставление, и он, Арджуна,  непременно последует ему и таким образом примет необходимое для себя решение.

2.Шри Бхагаван Сказал.

Откуда в твоих желаниях появилась эта грязь. Желания,  порождаемые у людей, не знающих истинного назначения жизни, не приводят к высшим планетам. Не выполнение предписанного долга причина, о, Арджуна.

Комментарий.

Надо знать, что нельзя помочь человеку, если он не обладает совершенными духовными знаниями, если его религиозность слаба и он не поклоняется Богу, а также если человек очень сильно привязан к материальным наслаждениям и видит в них свой смысл жизни. Такая ситуация получилась в некоторой мере и с Арджуной, не смотря на все его религиозные старания и не смотря на то, как он мыслил о себе сам, ибо его аскетизм, добродетель и уровень поклонения Богу не выходили за рамки развития общества, а оно еще находилось на весьма низкой ступени материального и духовного развития и новые совершенные знания еще не были на том уровне, чтобы члены общества через них могли мыслить и поклоняться Богу, как и преданно служить.

Несомненно, Арджуна очень надеется, что Бог Кришна поможет ему и даст точное направление и мыслительному процессу, и даст конкретный совет, как поступить в данном случае, когда он оказался не перед одной дилеммой и Бог еще свою Волю не провозгласил и не понятно, как Воля Бога будет провозглашена и будет ли провозглашена. Может быть Верховный Творец ждет от него решительного действия и решительных слов и намерений  именно в рамках уже существующих в обществе совершенных знаний? Но он не может пока воспринять слова Бога и в своей позиции почувствовать себя уверенно, ибо нет и нет у него пока тех знаний, которые изнутри Волею Бога ему  и помогут и все расставят по местам и в решении и в мыслительном процессе. Поэтому Бог, имея целью эти знания дать шаг за шагом, не отвечает прямо и тотчас на вопрос Арджуны, ибо еще рано, но начинает говорить о том, что все же подведет его к правильному пониманию, но опять же, не сразу, Говорит о том, что есть уязвимые места в понимании Арджуны, на что прежде всего следует обратить внимание, дабы закрыть темы смерти навсегда. Арджуна должен знать о бессмертии души, должен знать из Рук Самого Бога и этим раз и навсегда прекратить потрясаться, впадать в панику, но видеть все происходящее, как Волю и План Бога, как Милость Бога. Иначе, диалог с Богом не может состояться. Ибо мыслительный процесс Арджуны становится греховным и недопустимым.

На что Бог обращает внимание Арджуны? На то, откуда можно завязать разговор, привлечь его внимание, что ему более-менее близко, с чего постепенно  можно начать давать ему совершенные знания, т.е. с того, что Арджуне более-менее понятно. Но сказать, что именно это и есть ответ на вопрос Арджуны, не возможно, как и еще невозможно сказать, что это единственный ответ. Но необходимо время и необходим серьезный диалог, и только так Арджуна шаг за шагом может постичь суть и смысл разговора с Богом.

Бог направляет мыслительный процесс Арджуны на то, что называется смыслом жизни. По ответу Бога становится понятным, что Арджуна не знает истинный смысл жизни, не имеет правильного или более точного об этом представления и видимо не только он. Ибо являясь лучшим представителем своего общества он должен был быть носителем самого точного понимания о смысле жизни. И если он в этом вопросе был уязвим, то что же можно сказать о других? Поэтому назрело время не только Арджуне, но и всем указать, в чем смысл жизни и следовательно, к чему надо устремляться, чтобы быть угодным Богу.

Но в чем истинный смысл жизни? По сути, и общество не знает и никогда не узнает, в чем смысл жизни, пока не будет готово это принять, пока Сам Бог не укажет всем и каждому, что есть ценность жизни, к чему себя устремлять, чем дорожить, что ставить в основу мышления и самой религии.  Это знание не может быть надуманным,  не может  также зависеть от ступени развития человека, не может быть у каждого своим, не существует само по себе без совершенных духовных знаний, которые Бог собирается сообщить Арджуне и всем. Это – выполнение предписанного долга. Это также не только выполнение предписанного долга, но и непременно поклонение Богу, посвящение только Богу всех плодов своей деятельности, это также контроль ума, желаний и чувств, это устремление к Богу и посвящение Богу любой своей деятельности, это также и прежде всего развитие совершенных духовных качеств…И никак не любовь, благополучие, успех, счастье… Эти вещи, как и семья и дети, даются Богом, как следствие, как выполнение того смысла, на который Указывает Бог. Человек прежде всего должен думать о Боге и поклоняться Богу и трудиться ради Бога и все посвящать Богу и только тогда Бог ему даст то, что он будет просить. Но как следствие и не наоборот. Но все это теперь говорить Арджуне Бог не желает, поскольку и рано и не по делу. Из всего Бог выбирает то, что имеет отношение непосредственно к его вопросу, а отсюда и к преданному служению через свой труд, или через любую свою деятельность. Именно отсюда, с вопроса, который Арджуне близок на данный момент, Бог и начинает Свои наставления и постепенно будет это направление расширять и углублять, более вовлекая Арджуну в мыслительный процесс и давая ему все более точные понимания и сами совершенные духовные знания.

Таким образом, Бог указывает Арджуне прежде всего на его религиозный Долг, акцентируя его внимание на том, что это  есть часть смысла жизни человека ( с этой целью и с этим смыслом Бог дает человеку жизнь, ибо имеет на него Божественные Планы), и на то, что он уже не очень стремится выполнять этот свой долг, и это есть недопустимая вещь или греховная. Во времена Арджуны работа, исполнение предписанных обязанностей считалось не просто исполнением той или иной деятельности, а религиозным долгом и потому невыполнение могло привести и к тому, что его могли отвергнуть в обществе или посчитать за труса, если нет его  отказу от выполнения долга существенного и понятного объяснения. Но при этом общество выполнение предписанного долга не возводила в ранг смысла жизни, ставя во главу угла все же славу, власть, богатство… И Потому Бог называет его сомнения грязью, недопустимым ни в коем случае и тем, что есть результат неправильного понимания о смысле жизни, а смысл жизни, опять же,  есть, прежде всего, исполнение религиозного долга и также есть и прежде всего преданное служение Богу во всей своей полноте. Любое другое желание считается материальным, оскверненным, низшим, не имеющим религиозной основы и потому греховным и наказуемым.


3. Не поддавайся бессилию, о, Партха, это не подобает тебе. Откажись от незначительной слабости сердца и поднимись, о, Парантапа.

Комментарий.

Надо знать, что Бог Кришна, Зная, что Арджуна еще далеко не преданный Бога и с ним говорить надо с учетом его ступени материального и духовного развития, на всем протяжении диалога говорит с ним достаточно не строго, но на самом деле этот вопрос, который поднял Арджуна (гл.1 ст.30, 31, 36, 41, 45, 46 в основном),  не может быть принят Богом никак от человека, понимающего, что с ним Говорит Сам Бог. С Богом так говорить, так отвечать на вопросы, так задавать вопросы, так проявлять свои качества перед Богом категорически нельзя. Но только в величайшем смирении,  когда человек не поднимает глаз, не задает сам Богу вопросы, не проявляет  и малейшего в чем-либо несогласия. Но Арджуна не развит еще духовно, не развит еще и его мыслительный процесс, нет у него и понимания  или полного осознания, что он стоит перед Богом. Все это его ступень материального скорее, чем его духовного развития, и потому он будет и далее так себя проявлять, не очень видя, что это для него и опасно. Но Бог Знает, как сделать так, чтобы его греховная при этом деятельность была не очень сильно большой и помогает ему и через мыслительный процесс, и через сами обстоятельства, и через вопросы и энергетическое управление им, его чувствами, пониманием и мыслительным процессом, но в рамках его знаний и ступени материального и духовного развития на момент разговора.

Но до правильного поведения Арджуны еще ряд многих рождений, и он должен будет исправить все допущенные ошибки и проявить большую понятливость в разговоре с Богом, но уже в других телах и уже вследствие очень строгой работы Бога над этой душой средствами Бога в материальном мире, как и на духовном плане. Также надо знать, что на тот период именно такой человек, религиозно не очень развитый, и подходил для этого священного диалога. Надо также понимать, что и Арджуна мог на тот период иметь более глубокие мысли и более точные религиозные знания, но общество не могло бы эти знания в таком случае как-то использовать на фоне общего развития людей и вследствие того, что человечество никак не смогло бы некоторые элементы совершенных духовных знаний правильно усвоить, не пройдя предварительно достаточно не слабый путь именно материального преимущественно развития, которое дает основу и развитию духовному. 

4. Арджуна сказал.
О, Мадхусудана, как в Бхишму на поле боя, а также в Дрону, смогу я пускать ответные стрелы, в тех, кому следует поклоняться, о, Ари-Судана.

Комментарий.

Из этого стиха видно, что Арджуна стремится отстоять свое понимание и убеждения перед Богом и как бы возражает. На самом деле это очень сильная его ошибка перед Богом, как следствие отсутствие опыта истинного преданного служения. Никогда нельзя  перед Богом себя защищать, объяснять, приводить те или иные доводы и тем более в свою защиту (или даже в защиту других). Ибо Бог Абсолютная Личность. Бог все Знает. Это очень не слабая греховная и непременно наказуемая деятельность. Нельзя перед Богом быть столь не смиренным и проявлять это настойчиво. Такое поведение никогда не остается безнаказанным. И также не может такой человек рассчитывать на Милость Бога, как и на помощь Бога, как следствие его, человека, слов. Также надо понимать и то, что невозможно было и иначе его побуждать говорить и отвечать Богу в силу его ограниченности его ступенью материального и духовного развития. Этот вопрос (о семье, ее участи, о сыновьях Дхритараштры, о переживаниях Арджуны касательно себя и духовных наставников, как и друзей и родственников…), поэтому,  именно так должен был поднят и именно отсюда и мог развиваться диалог, поскольку другое мышление и боле точное религиозное поведение и речь не направили бы диалог в необходимое русло и невозможно было бы этот разговор развить и сделать понятным и приемлемым для людей, которые стояли еще на более низкой ступени материального и духовного развития на тот период.

5.Непременно, не следует убивать великие души учителей. Лучше наслаждаться только одними желаниями, даже в этой жизни, в этом мире. Но тот, кто в этом мире непременно убивает учителей и старших ради своих страстных желаний, получит наслаждения, окрашенные кровью.

Комментарий.

Этот вопрос о том, что нельзя убивать великие души учителей, был на тот период достаточно распространенным, значимым, табу общества, и так мыслили и понимали все, кто считал себя духовно развитым и достаточно религиозным и образованным, кто причислял себя к элите общества. Но и тогда были понимания и другого порядка, и это имело отношение к тому, что духовный учитель все же не может быть очень сильно почитаем, ибо и он может ошибаться, и потому всегда следует выбирать себе духовного учителя не просто по тому, что он говорит, но по его военному опыту, на сколько искусно он может вести бой (ибо знание военного дела было основной меркой качеств и достоинств человека и причислялось к его духовному опыту и заслугам), по его знаниям в этом направлении, по его также и религиозности.

Также, выбор учителя зависел от того, на какой ступени своего развития стоит человек, что измерялось  и оценивалось по тому, в каком роду человек родился, на сколько он богат и сколько у него имеется дворцов, воинов, слонов, также на сколько он может обеспечивать своих близких и сколько у него прежде всего сыновей и жен. Также смотрели люди на то, кто и что говорит о том или ином учителе, сколько у него почитателей и учеников и насколько он искусен сам в ведении боя и сколько у него было побед. Также смотрели, есть ли у человека колесницы и есть ли у него завистники или враги. Все это давало представление о том, подходит ли он, чтобы быть почитаемым человеком или насколько можно его превозносить, как духовного наставника. Но что касается того, смотрели ли на аскетичность человека, то этот вопрос,  в принципе, не очень многих и интересовал. Для этого были и другие люди, которые назывались отшельниками или теми, кто вел отрешенный образ жизни, никогда и нигде не работал, вел именно аскетический образ жизни, обладал знаниями Вед, считался святым, переходил от дома к дому и просил милостыни, кто освящал дом своим присутствием и кто считался очень религиозным человеком и угодным Богу или богам, которым человек поклонялся.

Арджуна в основном тяготел к тем людям, которые вели уединенный образ жизни и никогда не привлекался теми или иными богатствами. Но ему все же пришлось и подумать о том, чтобы править царством, поскольку  их род был царским, и по тому, что правил царством их отец Панду, и ему с братьями надо было согласно закону того времени принять правление, и избежать это было почти невозможно,  и, более того, это была Воля Бога. Но и осуществиться это должно было строго в свое время и именно после того, как завершится сражение между основными претендентами на трон – Пандавами и сыновьями Дхритпраштры, и по его исходу будет видно, что именно Пандавы могут начинать править царством, и нет и не может быть больше других претендентов.

Поэтому накануне сражения Арджуна в большой печали, ибо не знает, как ему принять бой и пойти против законов общества, запрещавших убивать великий учителей, которые оказались по обе стороны армий, чему Арджуна Волею Бога оказался свидетелем накануне сражения (когда Бог вывел Божественную колесницу посредине между двумя армиями). Но также надо знать, что на самом деле никто на тот период не считался Богом великим и тем более учителем (ибо все перед Богом равны), но такое понимание в материальных играх и ролях все же Бог человеку давал, ибо тогда многое держалось и развивалось за счет более умных и опытных религиозных людей, и их авторитет (который им опять же давал Бог согласно их ступени материального и духовного развития) помогал Богу внедрять их знания, религиозность, опыт, некоторые убеждения, и это развивало общество и поднимало его также вверх по ступеням и материального и духовного развития. Но пришло время все начинать постепенно менять, т.е. поднимать общество на более высокую ступень материального и духовного развития, что могло быть возможным только с введением новых совершенных знаний (в сокровенном диалоге поведанная Арджуне Богом Кришной Бхагавад-Гита) и при достаточно добродетельных правителях (Пндавы), которые бы эти знания и поддержали и Волею Бога дали возможность  следовать этим знаниям религиозным людям и всему обществу в некотором роде и практически.

6. Мы также не знаем, что для нас лучше: или если мы победим, или если они победят. Те, кто, побеждая, убивает, потеряют смысл жизни. Все они – расположенные впереди сыновья Дхритараштры.

Комментарий.

Надо видеть, что Арджуна рассуждает несколько не религиозно, хотя и нравственно, не видя причиной сражения Самого Бога и не понимая, что и исход зависит также от Воли и Плана Бога. Такой разговор между Богом и человеком на самом деле не допустим. Но только потому, что  он, Арджуна, избран Богом, и его качества в некотором роде подходят, Бог позволяет ему именно так говорить и именно так проявлять себя, исходя из того уровня материального и духовного развития, на котором он стоит. Именно эти очень и очень с религиозной точки зрения греховные доводы (ибо перед Богом рассуждать недопустимо; с Богом говорят только через молитву) и необходимы, чтобы начать объяснять ему, для чего все же Бог его усадил с собой на колеснице и какие вопросы и в каком направлении следует начинать просматривать, и для чего в итоге, и что он, Арджуна, должен также извлечь.

Понятно, что Арджуне очень хочется перед Лицом Бога обвинить сыновей Дхритараштры, как бы заручиться  в этом поддержкой и пониманием Бога; и по его мнению, у него достаточно для этого оснований, но он никак не учитывает, что Бог не смотрит на эти вопросы, и они вообще не могут как-то здесь рассматриваться и обсуждаться. Бог отрешен и от Пандавов и от сыновей Дхритараштры. У Бога есть План и Божественная Цель, и Он строго следует ей, но так, чтобы и Арджуне было несколько комфортно. Бог к другому его хочет подвести и другое ему дать понимание и другое намерен исполнить. А что касается качеств сыновей Дхритараштры, то это всего лишь их собственная ступень развития, и они перед Богом никак не могут быть здесь рассмотрены, ибо не ради них Бог начал этот разговор и не они цель разговора и не будет Бог обсуждать эту тему никак. Ибо они и сам Арджуна и все другие абсолютно одинаковы перед Лицом Бога, и нет никого, кто был бы лучше или хуже или как-то заслужанней. Всех ведет Бог, каждый на своей ступени материального и духовного развития, и всем в итоге достичь духовный план, и нет и не может здесь быть никаких других обсуждений,  и не может Бог такие разговоры вести с низшим живым существом ни при каких обстоятельствах.

Поэтому как бы ни пытался Арджуна факт разговора с Богом как-то направить себе на пользу или оправдание, это будет отметено тотчас, а Арджуна за такую вольность и невежество в разговоре с Богом непременно будет наказан, ибо так говорить и так ставить вопросы перед Лицом Бога непозволительно и греховно.

Но по сути можно лишь сказать, что никогда человек не может быть достоин диалога с Богом, и никогда интересы человека ни есть интересы Бога, ибо Бог есть Абсолютная Личность, тот, Кто Знает Кто всем Управляет, Кто ведет Свое творение и Кто не отличает одно живое существо от другого, ибо всем рано или поздно, но придется подняться на ту ступень материального и духовного развития, с которой все  в итоге оставляют материальный мир и переходят на духовный план, где продолжают свое развитие и где также непременно каждый занят преданным служением и другого пути нет и нет.

7. Принужденный поступать греховно из-за жадности в своих качествах и находясь в недоумении о своем религиозном долге, я спрашиваю Тебя, что будет для меня лучше. Скажи мне об этом определенно.  Я твой ученик. Прошу, наставляй меня, Тебе подчинившегося.

Комментарий.

Этот вопрос также Арджуна задает только Волей и Планом Бога, и это  именно тот вопрос, который может начать развивать диалог, ибо Арджуна задел  самые и необходимые темы, что имеет отношение к качествам человека и   к тому, что для живого существа лучше. Здесь, уже с этой позиции можно начинать давать ему более строгие и точные указания. Но понятно, что Арджуна снова пытается как-то перед Лицом Бога рассуждать или даже анализировать свои качества, видя, что здесь, возможно, причина в том, что он проявил слишком большую привязанность к материальным посулам, таким  как материальные блага и власть. Также Арджуна говорит о своем недоумении о своем религиозном долге, и это также тема для дальнейшего разговора и ни в том русле, в котором может ожидать Арджуна, но в связи с совершенными духовными знаниями, которые могут осветить и  вопрос касательно религиозного долга и о подчинении живого существу Высшему Управляющему и о том, какие качества человеку при этом необходимы и как их в себе развить. Все это разговор не очень быстрый, и к нему Бог будет Арджуну постоянно с той или иной стороны подводить и возвращать, называя ему те качества, которые человеку непременно надо в себе развить через путь духовной практики и изучение Совершенных духовных знаний и путь непременно преданного служения. Бог также заставил Арджуну принять Его Своим Высшим Наставником. Хотя пока Арджуна еще и не понимает то, что это означает и как может живое существо принять в учителя Бога. Он не может знать, что Бога не принимают своим духовным Учителем, и так не может человек сделать сам. Бог есть Тот, Кто есть Высший Управляющий в материальном мире, Кто находится в каждом живом существе, Кто ведет каждого и есть изначально Высший Наставник и Высший Управляющий. Бог знает абсолютно все о каждом, его прошлое, настоящее и будущее, Бог Знает, в чем ущербен человек и какими средствами надо его поднимать с низших ступеней материального и  духовного развития. Поэтому никак Арджуна не может принять Бога Своим учителем и никак не может хоть как-то управлять этим процессом или его осознать или, тем более, его как-то проконтролировать, ибо Бог учит вне осознания человека, автоматически, вовлекая в материальные игры и роли, через путь страданий и преодолений, через аскетизм, добродетель, изучение Святых Писаний и в той последовательности, которую человек не может охватить в пределах одной свой жизни. Но Бог дал ему озвучить такую мысль, ибо без подчинения Богу человек ничего  не сможет достичь, и диалог не сможет состояться, ибо Арджуна с первых шагов проявил свое крайнее невежество в разговоре с Богом, и его надо несколько сдерживать и учить, как и направлять, чтобы  не получилось так, что продолжать с ним диалог будет невозможно. Бог – Высочайшая Личность и говорить с Богом необходимо в великом почтении и смирении, признавая Бога ведущим, Своим Высшим Наставником и Учителем в данном священном диалоге. А потому Бог ведет его точно, не дает ему ни то  сказать; и там, где и надо сказать, там Управляет и Наставляет так, чтобы он не выходил из того, что ему еще как-то Бог позволяет, но только для того, чтобы все было сказано и все проявилось в необходимой форме и непременно имело дальнейшее развитие.

8. Я совершенно не вижу ничего, что смогло бы отвести от меня эти сокрушения, иссушающие чувства: ни обладание на Земле процветающим не имеющим соперников царством, ни также верховная власть полубогов.

Комментарий.

Арджуна продолжает рассуждать перед Богом, ища причины своему состоянию и не видя, что все, что он переживает, что все чувства и весь диалог ведет Бог, давая ему и состояние и мыслительный процесс, и давая некоторые излишества, ибо и он должен что-то понимать, как-то участвовать и делать какие-то пусть слабые, но выводы и при всем этом знать меру и очень сильно перед Богом не грешить и не проявлять не смирение или очень большое рассуждение. А Арджуна ищет причины в своих сокрушениях там и в том, где никогда не будет искать человек духовно развитый и понимающий, что все зависит только от Воли и Плана Бога, и все сокрушения не могут появляться сами по себе, но даются иллюзорными энергиями Бога, и это необходимо, ибо именно на фоне всех этих чувств человек может и вовлекаться в диалог, мыслить, воспринимать и отвечать на вопросы или активно участвовать в диалоге. Понятно, что, будучи материальным, Арджуна и ищет материальные причины своего состояния. Арджуна хочет как бы несколько определиться в себе, понять, почему его качества привели к столь  непредвиденному и тяжелому результату. Ему также никак не понять, почему и исход сражения нисколько не радует его, ведь, он обещает управление царством. И даже если Арджуна погибнет в сражении, то и тогда он может попасть на райский план и насладиться  на райской планете… И даже если бы ему предложили  власть полубогов, он и тогда, наверное, не нашел бы в себе утешение. А все потому, что не это ему хочет дать в итоге Бог, но путь непростой, путь и дальше преодолений, но и путь, где ему придется и царствовать и передать людям те совершенные духовные знания, которые ему уже теперь передает Сам Бог.

Также надо понимать, что Арджуна не может  осознать, что он не будет и править так, как он ожидает. Его все же ждет и отшельнический путь, и путь преодолений, и путь, где он не сможет особо помогать и другим людям, но будет просто отдавать полученные у Бога совершенные духовные  знания, проповедуя их, становясь первым звеном новой парампары, и будет практиковать ту йогу, которая и поможет ему достичь более высокую ступень материального и духовного развития. Но это не теперь, а через годы правления и только тогда, когда Бог даст ему  и такое направление в его жизни, что будет почти в конце.

    








          


Рецензии