Об одном изречении Экклезиаста
«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Что же имел в виду автор этого изречения, мудрейший из мудрых, царь Соломон? Насколько его утверждение справедливо и актуально для нашего времени? Мне кажется, времена изменились, а вместе с ними изменилось значение некоторых терминов, что затрудняет нам понимание текстов Библии, в том числе, приведенного изречения.
Предположу, что во времена Соломона мудрость отождествлялась с большим объемом накопленных знаний, что в наше время не считается истинным. С современной точки зрения, напротив, излишние знания представляются опасными, они могут отупить человека, сделать его невосприимчивым к реальной жизни, красоте, к происходящим в душе внутренним процессам. "Для мне слова "учёный" и "глупый" стали синонимами" - сказал однажды Л.Толстой.
О необходимости «чистки» ума, его освобождения от всевозможного хлама, писали и говорили многие восточные учителя, а также христианские мыслители. Но чистка эта необходима не для избавления от печали, а по причинам названным выше. Конечно, есть знания, которые порождают в нас страх перед жизнью, перед возможными болезнями или неприятностями, но дело тут не столько в знаниях, сколько в повышенной чувствительности, впечатлительности, сильном воображении. И вряд ли такую печаль имел в виду Соломон.
Могу предположить, что мрачная картина, нарисованная в Экклезиасте (бесконечная повторяемость земных событий, невозможность выйти из замкнутого круга, бессмысленность жизни) удручающе действовала, в те давние времена, лишь на людей обладавших знаниями и мыслящих. Простолюдины, коих было большинство, жили сегодняшним днем, питались, развлекались, размножались, их не тревожили никакие мрачные думы. Осмыслить свою жизнь, увидеть в ней разумную цель, пытались люди образованные, «знающие», а идеи личного бессмертия, в ветхозаветные времена ещё не существовало. (Например: Экклезиаст 9.5 и 9.6). Вот и маялась «интеллигенция» того времени, хандрила и, не находя в жизни смысл, осуждала знание. Иначе обстоит дело ныне, когда изменилось само понимание мудрости и когда существует много теорий о посмертном существовании человеческой души. Поэтому, на мой взгляд, фразу из Экклезиаста нужно трактовать, приспосабливая к современной терминологии, различающей мудрость и «многие знания».
Свидетельство о публикации №217061701456
Позволь мне высказать своё мнение, которое не то чтобы сильно отличалось от твоего, но освещает проблему с другой стороны: Экклезиаст написан на Иврите, и некоторые неточности перевода ведут к искажению смысла и неверной интерпретации текста.
Я начну с самого главного - теме которой посвящена твоя статья.
«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Этот перевод настолько укоренился в в умах читателей, что почти никто не обращает внимания на то, что в оригинале сказано следующее: "כִי בְר ֹב חָּכְמָּה, רָּ ב-כָּעַּס; וְיֹוסִיף דַּעַּת, יֹוסִיף מַּכְאֹוב" что в подстрочном переводе означает:
"Ибо в большой мудрости (חָּכְמָּה Хохма) великий гнев (כָּעַּס Каас), и добавляющий знание, добавляет страдание (буквально: боль)".
Почему в муродсти заключён "Великий Гнев" - сказать трудно. Непонятная фраза. Но это не "много печали"!
А следующая фраза звучит совсем уже как у Буддистов: "Знание умножает Страдания" (эта фраза - часть описания причинно-следственной цепи в Буддийской философии, которую я не хочу здесь приводить).
По поводу же веры в бессмертие души, то она существовала в те времена, наряду с другими теориями. И Экклизиаст, когда говорит о смерти, то говорит о различных компонентах Души: Животной и Духовной. Когда человек умирает, то его Животная часть умирает вместе с ним, а его Духовная часть "поднимается к Богу".
Вообще, в Каббале, душа делится на 5 уровней. Животный уровень (рождающийся и умирающий), 2 уровня которые переходят из жизни в жизнь, надличностный уровень существующий вне времени и перерождений, и самый высший уровень, имеющий божественную природу.
Какие я делаю выводы из этого? - Экклезиаст это удивительно красивый поэтически-философский трактат!
Я отношусь к нему как к ароматному коньяку: Вдыхаю его аромат и пью очень маленькими глоточками!
Это поэзия в чистом виде, а от поэзии не требуется ежедневной "проверки смысла". Ею просто нужно наслаждаться!
А вообще - интереная статья!
Спасибо!
Евгений Цион 21.06.2017 15:32 Заявить о нарушении
Влад Тихонов 21.06.2017 15:52 Заявить о нарушении
Костя Косых 21.06.2017 18:59 Заявить о нарушении
Вот они, от низшего к высшему:
Нэфеш - от корня "нафаш" - что означает "покоящееся"
Руах - дословно ветер, дух
Нешама - дословно "дыхание"
Хая - дословно "живущее"
Йехида - дословно "единое"
Существует масса интерпретаций и объяснений взаимоотношений этих уровней души.
Если хотите - наберите в google.ru "нефеш руах нешама хая йехида" и вы найдёте множество ссылок.
Есть так же сайт по изучению Каббалы (http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/47244?/rus/content/view/full/47244&main).
Всё это для самостоятелного чтения.
Я хотел добавить только то, чего вы не найдёте в Интернете:
Величайший каббалист Ари создал соврешенно новую, отличную от предшественников космогонию (создал он её в 16-м веке, но никто после него, ничего нового не добавил, так что его теория остаётся новой!). Эта космогония сциается сегодня наиболее общепринятой в Каббалистических кругах, а Ари - самым крупным авторитетом уже около пятисот лет.
Удивительно то, что своё учение он не записывал, а передавал в устной форме своему ученику Хаиму Виталю, который за полтора года записал громадное количество текстов, продиктованнух ему непосредственно Ари. Одно из таких сочинений называется "Гилгул Нешамот", или же "Перевоплощения". Я с большим трудом продирался через этот очень трудный для понимания текст, написанный ивритом 16-го века, который весьма сильно отличается от современного, но в конце продравшись, и поняв всё равно не всё - всё равно получил громадное интеллектуальное удовольствие от удивительной связности и логичности объяснений цикла перевоплощений душ!
Вкратце (а на самом деле, в тексте это куда сложнее):
Ари подробно рассматривает только 3 низших составляющих - Нэфеш, Руах и Нешама.
Если учесть ещё то, что каждая компонента души может находиться ещё и на уровне некой "Духовной Вселенной", то всего подробно рассматриваются 12 уровней (4 Вселенных: Ацилут. Брия, Йецира, Асия и 3 компоненты души)
Хая и Йехида рассматриваются куда менее подробно, так как стоят за пределами любого из наших ощущений.
Нефеш - это животная составляющая нашего организма. Она появляется вместе с телом (на зачаточной стадии) и это тот "жизненный комплекс ощущений", который непосредственно ассоциируется с нашим "Я", то есть, с обыденным сознанием.
Нешама - Высшее "Я", находящееся за пределами обденного сознания и промежуточаня стадия "Руах", которую мы ощущаем как нашу интеллектуально-духовную часть.
Смысл цикла перевоплощений в постепенном исправлении Душ и конечном слиянии их в Сверх-Душе "Адам Кадмон" (Первый Человек).
Не хочу описывать подробней - времени нет, но это в двух словах весь Каббалистичекий подход.
Евгений Цион 21.06.2017 19:22 Заявить о нарушении
Евгений Терещенко 21.06.2017 19:57 Заявить о нарушении
Так что он тоже проводил грань между умирающей животной частью и вечной духовной частью (Руах).
Евгений Цион 21.06.2017 20:09 Заявить о нарушении
Почему именно 5 уровней? Этот вопрос вообще никогда и никем не рассматривался. Тут можно только строить свои собственные гипотезы.
Евгений Цион 22.06.2017 14:48 Заявить о нарушении
Гнев есть нечто противоположное равновесию духа, возмущение, раздражение.
Короче, мятеж. Гнев лишает равновесия. И по сути мудрости лишает. Ведет к гордыне
и бунту против Бога. Чем больше гнев, тем больше душевное смятение.
Держите равновесие. ДА.
Андрей Викторов Денисов 29.05.2022 15:17 Заявить о нарушении