Москва, продолжение. 4. Где искать Ярилу?

    Самое логичное – в Ярославле! Ан нет. Ярославль был заложен князем Ярославом Мудрым и назван, стало быть, в его честь. Но почему на гербе города изображён медведь? Не буду вдаваться в тонкости геральдики, займусь историей. Город Ярославль по позднему преданию (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте храма Медвежий Угол, который был посвящён Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя. Князь Ярослав Мудрый убил медведя и разогнал волхвов.

    Также известен город Ярослава — принятое в историографии название части древнего Киева, которая была построена на Старокиевской горе во времена княжения в нём Ярослава Мудрого. Старокиевская гора  — место, где, по легенде, изначально княжил Кий. Данное место было основным для поклонения  славянским богам. После принятия князем Владимиром Святославичем христианской веры, идолы были сброшены в Днепр. И опять Ярослав основывает свой город на месте древнего святилища.

    Во время войн с поляками за Червонную Русь (Галичина и пр.) им же на реке Сан заложен город Ярослав. Не удалось отыскать хоть какие-то местные предания. Вспомнился только бог Син (Нанна).

    Наннар - шумерский, Син - семитский. Бог Луны. Центральные места культа находились в городе Ур на юге Месопотамии и в городе Харран на севере. Также известен как бог-покровитель мудрости. Его изображали в образе старца, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. На гербе Ярослава – плывущая ладья на фоне ворот меж двух башен. Как я показывала в прошлой части, Ур – это бык. Город Ур стоит в устье реки Евфрат (тур. Фырат, араб. Эль-Фурат). Иврит: бык – фар. Почему я вспомнила про иврит? Да всё Хазарский каганат виноват! Хазария (650—969 гг.) —  государство, созданное хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находился ряд восточнославянских племенных союзов… Продолжу. Ещё Ур известен тем, что там родился Авраам. Там же он женился на своей единокровной сестре Саре (Сарай). Сарай-Бату  — столица памятной нам Золотой Орды. И пусть турки теперь мусульмане, но религия-то, всё одно, авраамическая. А в Харране умер и был погребён отец Авраама Фарра. Напомню, фар – это бык. В Европе дикого быка называли Тур. Но, помимо того, Тура — вышка для строительных работ и осадная башня, и название шахматной фигуры Ладья. Это я подвожу к тому, что город Ярослав несомненно когда-то имел связь с быком из мира Нави. У славян это Велес (Великий). Кстати, на финском «бык» — sonni. Но глупо подозревать язычников в иудаизме! У славян обрезания не было. Но… волосы стригли. Когда ребёнка передавали из-под опеки Велеса с Макошью в руки Перуна и Лады.

    Ещё известен Малоярославец — город на правом берегу реки Лужи (бассейн Оки) в Калужской области. Основан в XIV веке. Название получил в честь сына Владимира Андреевича Храброго, Ярослава, родившегося в 1388 году и получившего от отца этот город в удел. Итак, Ярославы разные, но… На гербе Малоярославца также красуется медведь! Почему? Начала разбираться.

    Река лужей быть не может. Значит, это  ирландский бог Луг-Сияющий. Не удивительно, что центр Калужской области – город Калуга .  Расположен на берегах реки Оки и на её притоках — реках Яченка, Терепец, Калужка, Киёвка.

    Что такое Ока?  Др.-в.-нем. Аhа «вода, река»,  лит. akas «полынья», латыш. аkа «колодец», фин. joki «река», мар. aka «старшая сестра». Норвежское okse – бык.  Английский бык – ox. Дуб на англ. oak, дат. Eg, норвеж. Eik, швед. Ek, эстонский tamm. Знакомый набор: дерево, бык, вода.

    Последнее tamm могу чуть пояснить. Таммуз — сиро-финикийское божество, тождественное с греческим Адонисом, также месяц еврейского календаря. Шумерский вариант имени — Думузи (или Думу-зид-абзу, букв. «Истинный сын водной бездны», аккад. Ду’узу) — божественный пастух, умирающее и воскресающее божество плодородия. Малоярославец обхватывают два притока Лужи -  Легойка и Карижа. Легойка мне тоже напоминает о быках, но утверждать не берусь.

    Итак, оба Ярославля связаны с медведем, быком, водой, навьим миром. Это все смело можно отнести к Велесу. Вот и в Великом Новгороде (Новый? Или Город Неба-Нево-Навьего?) есть Церковь Власия, стоящая на Волосовой улице. Существует мнение, что именно на этом месте было капище Велеса. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая.

    Что такое Перынь. Это урочище вблизи Новгорода. Предположительно, здесь находилось и древнерусское языческое святилище, посвящённое богу-Громовержцу Перуну. Исторически Перынь представляла собой остров, находившийся между речками Прость, Ракомка и рекой Волхов у самого его истока из озера Ильмень.

    Сразу: Ильмень. Сеппо Ильмаринен — одно из трёх высших божеств карело-финской мифологии, бог воздуха и погоды (фин. ilma — «воздух»). В преданиях он называется кузнецом (Seppа) и воспевается как первый, выковавший из железа орудия. Ракомка. А если от «арктос»? Медвежья? Или Ра-ком-ка (Сияющий Медведь)? «Прость» означает простая, прямая, прямой путь. Но я не исключаю и родства с Пороз.

    Так что же объединяет наших Ярославов? В чью честь они названы? Ярослав – славянское двухосновное имя: «яр» («сильный, энергичный, горячий») и «слав» (слава). Значит, Ярила-Солнце! Из вышеприведённых примеров всё указывает на Велеса. Но Перынь даёт понять, что никакого противостояния между Велесом и Перуном не было.

    Ещё одна загадка, с которой я столкнулась, изучая данные по Малоярославцу.  Из города хорошо виден соседний Обнинск, что на высоком берегу реки Протвы (про сходство с Фуратом распространяться не буду).  Конечно,  нужно очень постараться, чтобы увидеть в Обнинске намёк на бога Нанну! Хорошо известно, что Обнинск получил своё название по фамилии Обнинских. Но что я раскопала?

    Наркиз Антонович Обнинский (год рождения 1796 или 1794). Происходил из небогатого и незнатного шляхетского рода Западной Галиции. Родители Наркиза Обнинского и некоторые другие представители рода перебрались в Россию. Разве Наркиз шляхетское имя?

    Наргиза – татарское, мусульманское, армянское, казахское. Арабские корни. Это имя упоминалось еще в древнеперсидских рукописях. Есть различные варианты перевода, но почти все они имеют отношение к пламени, огню и/или цветку, красоте. У татар «проходящая сквозь пламя», «та, кто может преодолеть пламя»; у таджиков «светящаяся», «прекрасная». У уйгуров «огненный цветок». Также имя Наргизи распространено в Индии и переводится как «царственная», «королевская», «та, которая правит». В ведической кулинарии есть даже такое блюдо – наргизи кофта. Его цвет похож на огонь. Поэтому «наргизи» также с санскрита переводят как «огненный цветок». К тому же древние индусы переводят это имя как «луна», светило, освещающее дорогу ночью сквозь мрак. Вот и скажите, что может означать мужская форма этого имени? Я же напомню: авестийское gаus означает «бык».

    Привожу последнюю версию. В переводе с арабского языка нарджис – название цветка нарцисс. Возможно, оно образовалось от греч. narki со значением «сон», «онемение». Нарцисс – сын речного бога Кефиса (опять бык?) и нимфы Лириопы. Был очень красив, но, отвергнув любовь нимфы Эхо, был ею наказан. Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился, не мог оторвать от отражения взгляда и умер, превратившись в цветок. Перед нами очередная версия умирающе-воскрешающегося бога.

    Напомню, что шляхтичи Обнинские прибыли из Галиции, где есть город Ярослав с ладьёй Наннара на своём гербе. Но это ещё не всё! Исток реки Лужи, на которой основан Малоярославец, находится у деревни Зенино! И Обнинские здесь явно не при чём. А шумеры тоже, вроде бы, жили очень давно, да и не здесь… Деревня расположена на безымянном ручье, правом притоке реки Берега. Ближайший населённый пункт — Бычково. 

    С Обнинскими не соскучишься! Когда Виктору Петровичу Обнинскому (в честь которого, предположительно, и назван город Обнинск) было тридцать лет, он женился на Клеопатре Александровне Саловой. Молодожёны поселились в имении Саловых — Льзи… Кто сказал, что нет такого слова: льзя?!!

    Вот и Ярослав Мудрый (в крещении Юрий) так же думал и к западу от Чудского озера основал город Юрьев. Тоже не простой городок! Герб: ворота со звездой Давида, закрытые цепью и две башни, между которыми — скрещенные ключ с мечом… Ключ (англ. key, опять уходим к кау-быку). Форму ключа также имеет египетский крест анкх, прообраз христианского распятия. А что может означать скрещенный с ключом меч? Что город неприступен? Хорошо. А звезда Давида при чём?

    Юрьев имеет несколько названий. Эстонский Тарту, русский Юрьев, нем. Дорпат, Дерпт. Стоит на реке Эмайыги (рус. Омовжа; нем.Эмбах). Постоянное поселение на этом месте датируется ещё V веком, а появление городища уже VI—VIII-м. Городище называлось Тарбату (эст. tarvas — зубр). Отсюда и позднее эстонское название Тарту. И немецкое Дерпт. Уточняю: tarbh на шотландском гэлльском и ирландском тоже означает Бык. Поэтому Ярослав Мудрый ничего не основывал, он просто «подкорректировал» названия в свою пользу. Но речку не тронул. Эмайыги переводится с эстонского языка как мать-река.  Мама-йога? Берегиня? Ямуна?

    Юрьев в Поднепровье.  Основан Ярославом Мудрым в 1032 году в южной вотчине Суздальских князей на реке Рось. Изначально назывался Юрьев (Гюргевъ). В Ипатьевской летописи 1115 года впервые упоминается как Белая Церковь. Говорят, в народе святого Георгия всегда называли Белым. Отсюда и Белая Церковь (там и была построена церковь из берёзовых брёвен). А я вспоминаю про речку Альбулу, которая тоже Белой была.

    В центре города, на левом берегу Роси, в урочище Замковая гора, археологами найден культурный слой с древнерусской гончарной керамикой XI—XII вв., шиферными пряслицами и другими материалами. Здесь находился древнерусский Юрьев, впервые упомянутый в летописи под 1072 годом. А на западной окраине города (вверх по р. Рось), в урочище Палиева гора, найдено другое округлое городище (диаметром 55 м). При обследованиях найдены древнерусская гончарная керамика XII—XIII вв., предметы из металла, бронзовая позолоченная панагия с изображением Святого Георгия и шестиконечного креста. По-видимому, здесь располагался древнерусский Юрьев, вновь отстроенный Святополком Изяславичем в 1103 году. Предлагаю рассмотреть ещё два города.

    Юрьевец (Юрьев-Повольский) — старейший город Ивановской области. Расположен на правом берегу Волги и напротив устья реки Унжи. Основан как укрепление в 1225 году владимирским князем Юрием II на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца. Так что этот Юрий совсем не тот. Но я ведь привыкла и на реки смотреть.

    Река Унжа созвучна с Ужом. Но больше с озером, которое Онежское. Онежское озеро (Онего, вепс. Аnine, карел. Oniegu, фин. Ааninen, Ааnisjаrvi) — расположено на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. В ранних русских памятниках письменности упоминается как Онего. Происхождение названия неизвестно. И. И. Муллонен считает, что название озера могло произойти от саам. аne и прибалтийско-финского аnine/аniz, что означает «большой, значительный». Это похоже на лат. unicus «единственный, исключительный». Был ещё шумерский бог рыба-Оаннес. Но он совершенно не созвучен ни с Унжей, ни с Онего.

    Юрьев-Польский — город с 1152 года,  во Владимирской области. На реке Колокша. В летописях первоначально назывался Гюргев или Гергев. Потому что Юрий, он же и Георгий. А я припоминаю, что горг на фарси  — это Волк. Но нет. Назван по имени его основателя Юрия Долгорукого. Вторая часть названия — от слова «поле»: город стоит на суздальском ополье.

    И получается, что три Юрьева (Польский, Повольский и с Палиевой горой) чем-то определённо связаны, но нам не поясняют. А я предполагаю, что связывает их бог-богиня скотоводства Палес. Да, опять италийское божество. А чтобы понять, давайте вспомним, кто такой Георгий Победоносец, и кого он победил?

    Георгий Победоносец — пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.

    Не будем перечислять все его мучения. Скажу лишь, что на 7-й день он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство. Оживил павшего вола… Вот первая деталь, которая указывает, кого замещает собой Победоносец.

    В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как Бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Вопрос: почему именно Аполлон? Между прочем, тоже когда-то в пастухах ходил…

    Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» Вместе с Георгием приняла мученическую смерть и царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска). О жизни Приски известно очень мало и только из сочинения Лактанция «О смертях гонителей». Скажите, разве Приска не похожа на Параскеву (заменившую собою Мокошь)? Но при чём здесь выдуманная жена Диоклетиана?

    Сама об этом раньше не задумывалась. Но из угаритских мифов известно, что во время битвы Балу-быка с Муту-смертью было заключено перемирие. Балу остался царём на небе, а к Муту ушли бог-кузнец Пригожий-и-Мудрыйудрый и богиня Шапаш-солнце. Вроде бы победил Георгий статую Аполлона, изгнав беса, но ему же, Аполлону как Богу принёс себя в жертву. Странно, правда? Но если он, как Пригожий-и-Мудрый, жертвует собою ради Балу, то должна быть и Шапаш! Велес уходит в мир Нави, Перун как Балу уходит в мир Прави. Получается так? Как Янус Двуликий.

    В подтверждение того, что Георгий Победоносец берёт на себя функции Велеса…

     Егорий Осенний (Юрьев день) — день народного календаря у славян, приходящийся на 26 ноября (9 декабря). Название дня происходит от имени святого Георгия Победоносца. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот. 26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. Местами сохранилось древнее поверье о том, что будто бы некоторые, особенно расчётливые люди — «из-за своей скупости» — ложились 26 ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до самого вешнего Юрия тёплого.

    Удивляться нечему. Каким ещё образом христианство могло укорениться на Руси? Только постепенной подменой. Вот ведь кто бы, глядя на Победоносца, вспомнил теперь о Яриле? И какого змея убивает Георгий, тоже ещё вопрос…

    В качестве герба московского князя всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III (22 января 1440 — 27 октября 1505). Сразу же, как Новгород Москве подчинился. А до этого на московках был всадник с саблей. Почему московские князья не могли копейки раньше перенять? Да и то, первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием только Пётр I в 1710-х, известный масон. Орёл двуглавый попал в Москву даже позже копейки, когда Тверь была взята войсками Ивана 12 сентября 1485 года. Вот как: взяли, только завоевав, и никакого плагиата. Тоже ведь интересно, почему?

   


-----------------------------------------



    Справка:


     Ямуна. Название происходит от др.-инд. yamа- «близнец», поскольку эта река протекает параллельно Гангу и является крупнейшим его притоком. По аналогичной модели образованы балтийские гидронимы типа Jumara, *Jumina. А ведь Юмала для прибалтов  – верховный бог! Богиней Ямуны является Ями (Ямини, «ночь») — дочь Вивасвата и Саранью, сестра-близнец Ямы и бессмертных Ашвинов, по отцу — сестра Ману, Тапати и Шани, часто изображается чёрной, её вахана — черепаха. В «Риг-веде» упоминается только один гандхарва — хранитель сомы, супруг «женщины вод» Апсары, от него и Апсары рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями. В тибетских верованиях Ями — богиня смерти и правит женскими духами из преисподней Нарака. Она супруга Ямы, владыки преисподней. Вивасват — в ведийской религии солярное божество, олицетворение света на небе и земле, прародитель людей. Родился без рук и без ног, гладкий со всех сторон (Змей?), потому что старшие братья Митра, Варуна, Бхага и другие отсекли всё лишнее. Бог огня Агни выступает в «Ригведе» вестником Вивасвата, олицетворяющего свет (РВ I, 58, 1). Его имя употребляется как эпитет Агни и Ушас.


Рецензии