Александръ Пушкинъ

   

   Александр Сергеевич Пушкин. Родился 26 мая по старому стилю, или [6 июня- по новому стилю] 1799 года в Москве. Умер 29 января по старому стилю, или [10 февраля- по новому стилю] 1837 года в Санкт- Петербурге.
   Величайший русский поэт, драматург и прозаик…- «НАШЕ ВСЁ!» Основоположник современного русского литературного языка…
   Портретов Пушкина было много… Его до сих пор рисуют, и будут рисовать, будут его читать, будут писать ему посвящения… Мы говорим на его языке… На русском.
   Вот несколько разных портретов поэта, их изображения можно найти в интернете:

1.
   Жозеф Вивьен Шатобрен- «Портрет А. С. Пушкина». 1826- начало 1827 года. Бумага, ит. карандаш- (оставляющий бархатистую линию), растушка, (сейчас бы назвали растушёвка).  Пастелист использует тряпку, растушку или руку… 
 
   Лицо Пушкина - нефотогенично, рисуя черты, можно не передать внутреннее содержание человека. Большое значение имеет и опыт художника. Если художник малограмотный, бездарный, неаккуратный, то и портреты рисовать не следует… Так же, как и поэтам писать стихи. Писать, конечно, можно всем, но для «домашнего пользования».  На самом деле, люди лучше, чем о них думают окружающие. Ну, кто бы рисовал Пушкина, будь он великолепным почтальоном, или дворником, или конезаводчиком, в принципе, ничего не создающим? Не знаю, возможно, близкие, или удивлённые им женщины… А так, будучи СОЗДАТЕЛЕМ, одухотворённым, умным Человеком, к нему неравнодушны множество людей, уже нескольких эпох…

2.
   Василий Андреевич Тропинин великолепно нарисовал «Портрет Пушкина Александра Сергеевича. 1827 год. Холст. Масло.» Сначала набросал симпатичный эскиз, «поймал вдохновение», и талантливо передал его в портрете. Ничего лишнего. Сосредоточенность. Рука- на рукописях. Без этого- никак! Ясность ума, и мистика. Моё внимание привлекли два перстня. Всего в коллекции поэта их было семь. Сам Пушкин считал их талисманами.

Храни меня, мой талисман (А. С. Пушкин)

Храни меня, мой талисман, храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья: ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи- храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран, на лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман, души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило... , храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье; храни меня, мой талисман.

   
На картине, на большом пальце-  фамильное кольцо с изумрудом- (мудрость и хладнокровие, творческое вдохновение).
   Умирая, Пушкин передал этот перстень Владимиру Ивановичу Далю (1801- 1872), со словами: «Даль, возьми на память». «Бери, друг, мне уже больше не писать»… Впоследствии дочь Даля передала перстень великому князю Константину Константиновичу Романову (1882- 1942).
   «С мая 1889 до 1914 года Константин Константинович Романов был президентом Императорской Академии наук (почётным членом академии он был с 1883 года).  Много сил отдал Романов созданию Пушкинского дома. Все свои рукописи и архив, дорогие ему реликвии-  перстень А. С. Пушкина… Константин Константинович завещал Академии наук». Сейчас перстень  хранится в музее- квартире Пушкина в Санкт-Петербурге, на Мойке,12.

   На картине второе кольцо на указательном пальце.
Перстень представлял собой большое витое золотое кольцо с крупным 8- угольным камнем-  сердоликом красноватого или желтоватого цвета. На камне была вырезана восточная надпись. «Симаха, сын почетного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Над надписью помещены стилизованные изображения виноградных гроздей- орнаментом, свидетельствующим о крымско- караимском происхождении драгоценности.(Крымские караимы- тюрки (карай- потомки ветви древних караитов, входивших в гуннский и хазарский племенные союзы и ассимилировавших в Крыму сармато- алан и, частично, готов, позже- половцев). Он был подарен поэту графиней Воронцовой, с которой у него был тайный роман. Кольца Воронцовой и Пушкина были парными, ими тайные влюбленные пользовались, как печатями, отправляя письма друг другу. Этим кольцом Пушкин очень дорожил, и именно его надел, отправляясь на поединок с Дантесом.
   ... Полина Виардо спустя несколько лет после смерти Тургенева передала талисман Пушкинскому музею Александровского лицея со следующей запиской писателя:
«Перстень этот был подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень и подарил его на смертном одре поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешёл к его сыну, Павлу Васильевичу, который подарил его мне. Иван Тургенев. Париж. Август 1880».

Талисман (А. С. Пушкин)

 Там, где море вечно плещет на пустынные скалЫ,
 Где луна теплее блещет в сладкий час вечерней мглы,
 Где, в гаремах наслаждаясь, дни проводит мусульман,
 Там волшебница, ласкаясь, мне вручила талисман.

 И, ласкаясь, говорила: «Сохрани мой талисман:
 В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан.
 От недуга, от могилы, в бурю, в грозный ураган,
 Головы твоей, мой милый, не спасёт мой талисман.

 И богатствами Востока он тебя не одарит,
 И поклонников пророка он тебе не покорит;
 И тебя на лоно друга, от печальных чуждых стран,
 В край родной на север с юга не умчит мой талисман…

 Но когда коварны очи очаруют вдруг тебя,
 Иль уста во мраке ночи поцелуют не любя-
 Милый друг! от преступленья, от сердечных новых ран,
 От измены, от забвенья сохранит мой талисман!»

   Газета «Русское слово» от 23 марта 1917 года сообщила: «Сегодня в кабинете директора Пушкинского музея, помещавшегося в здании Александровского лицея, обнаружена пропажа ценных вещей, сохранившихся со времен Пушкина. Среди похищенных вещей находился золотой перстень, на камне которого была надпись на древнееврейском языке».
   Сейчас в витрине музея находится пустой сафьяновый футляр, копия записки И. С. Тургенева и оттиск на сургуче пропавшего перстня.
(Сведения из открытого источника).


3.
   Нарисовал Пушкина и Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина», созданный в 1828 г.
 
4.
   Пётр Фёдорович Соколов «Портрет Пушкина». 1836 год, бумага, акварель.

5.
   Иван Логинович Линёв «А. С. Пушкин» 1837 год. Холст, масло.
В этом случае было такое: этот портрет  не  понравился  Александру  Сергеевичу. Пушкин написал Жуковскому: "Посылаю  тебе  мою  образину..." О чём я и говорила. Не надо трогать Великих. Они- прекрасны!
 
6.
В Аткарске  чтили и чтят память о поэте.

   В дореволюционные  годы, в конце берёзовой аллеи (северо- западный угол парка), стоял, а точнее "сидел" памятник Пушкину, впоследствии утраченный.

   В советское время, 6 июня 1937 года, через 100 лет после  смерти Пушкина был открыт памятник в городском парке. На постаменте была табличка с надписью "А. С. Пушкин. 1799- 1837" и цитата из стихотворения «К Чаадаеву»:

 "Товарищ, верь, взойдет она,
 Звезда пленительного счастья.
 Россия вспрянет ото сна
 И на обломках самовластья
 Напишут наши имена!".

   Памятник был ограждён чёрными чугунными цепями, вокруг него была разбита клумба. Парк стал носить название «Пушкинский». Впоследствии этот  бюст  был перекрашен и перенесён на «улицу Советскую».

    НА представленном ФОТО- акварельная копия (73х57)«Портрета Пушкина Александра Сергеевича» работы Тропинина, нарисованная в 1937 году аткарчанином Виктором Николаевичем Смурыгиным (1920- 1943 г.г.). Сохранена до нашего времени.

   В городе есть и второй, "новый", памятник- бюст  поэту  на «улице Пушкина", рядом с кинотеатром "Родина".
 
   Что касается названий улиц Аткарска, связанных с Александром Сергеевичем Пушкиным, то тут такая история.
   До революции, по плану города, составленному Василием Ивановичем Миловидовым, (старшиной в Аткарском Общественном собрании),  «улицей Пушкинской» называлась современная «улица Чернышевского», в Залинии.
   Затем «улица Сарыгинская»,  в городской части Аткарска, была переименована в «улицу Пушкинскую». Потом эта  «улица Пушкинская» была переименована в «улицу Галанта», сейчас  она-  «улица Пушкина».

   Два раза в год, в день смерти и рождения поэта, желающие отдают дань уважения Александру Сергеевичу Пушкину- нашему Гению…, и ПОЭТУ!...
«…К нему не зарастёт народная тропа…»... Нигде...


Рецензии