Коммуналка

                Коммуналка
     Жизнь  до 1917 года советская  интеллигенция определяла выражением - «когда еще до без царя жили»,    думается  что  советский период  уже можно  обозначать - «когда еще до без ворья жили».   
     Так вот когда «до без ворья жили»  то Москва проживала  в огромных коммунальных квартирах    с длиннющими коридорами,  кухнями на  восемь - десять  разделочных  столов, несколькими      газовыми плитами и     раковинными,   парой туалетов  с газетами на гвозде,   в лучшем случае  одной ванной комнатой и все это называлось   общим пользованием. У каждой семьи была  своя спальня, столовая,  гостиная, кабинет  и все  в одном флаконе порядка  тринадцати -  пятнадцати   квадратных метров с прихожей, то есть  собственным куском коридорной стены  набитой крючками для  одежды. Если состав семьи  был из трех  человек,  то при восьми соседях это уже  двадцать четыре  персоны  находящихся в процессе переработки энерго - содержащих продуктов.  Значит, что бы  утром   «освободить ерунду»    и  умыться   –  каждый     должен   свой черед    ожидать, прислушиваясь за опорожняющимся унитазным бачком - вестником окончания трудов праведных и успевать проскакивать  в образовавшуюся временную  дыру   для  исполнения обряда  начала дня.   Вся эта процедура  была однообразна  и не интересно пахла.
       Насущные дела   и   успехи страны,  поступающие  из  государственного и глушимого источника информации,  обсуждались на кухне. В  нашей  коммуналке проживал  одинокий,  реабилитированный в 1957 году старик, который  объяснял происходящие  в стране явления забавнейшим, как нам молодым  казалась,  почти    анекдотичным  образом.
    –   Действия большевистских руководителей незаконно оседлавших и удерживающих силой власть в России с миллионами ими убиенными, -  говорил он, -  проистекают из понимания, что в случае  свержения  их ждет смертная казнь. Поэтому   жизнь вождей узурпирующих  власть     подчинена лишь инстинкту самосохранения  и    завуалирована внешней имитацией государственной деятельности, направленной на создания ложных целей отвлекающих народ от их преступной деятельности.   А коль  исходить из того что подданные в стране -  покорная  и бездумная масса  то задача деспотов держать ее как можно  дольше в   неведении, не давая     освободителям Европы от фашизма, повидавшим  другой жизненный уклад собираться больше трех.   Хрущев,  сообразивший  опасность проживания в  коммуналках  огромных масс    затеял срочное расселение рассадников вольнодумства,   шуруя убогие пятиэтажные  одиночки.
         Соседи,  слушая его, мрачнели и вздыхали  не то от боязни не то  обиды за себя.  А нам их детям было весело от расхождения  кухонных трактовок с  коммунистическими из телевизора. Уже полным ходом у молодежи шло переделывания концовок текстов  большевицких маршей в забавные.
       - Задача  незаконной власти  обеспечивать подачу пропагандисткой коммунистической заразы на мозги, -   объяснял сосед, -  вовлекая нас в   авантюрные войны с  японцами, поляками, финнами, германцами  с непременными  убитыми и покалеченными, а в промежутках   ведя борьбу с собственным народом -  расстреливая, сажая и  раскулачивая     лишь бы не  додумались:  -  кто виноват  в их скотской жизни?  Или затеять, что ни будь не нужное  как освоение целины, отправив с глаз долой в Казахстанские  степи  «беспарточных» комсомольцев как будто нет дел в прозябающих областях центральной России и в местах постоянного проживания.    
       Потихоньку Москвичи переезжали   в новостройки  бывшего Подмосковья   однако   молодожены создав семью не могли  иметь квартиру (даже  при деньгах) так  как рынка  жилья не существовало,  а выделение ее от государства  надо ждать в долгих очередях, проходя если  посчастливится классический треугольник коммунизма - угол, комната,  малогабаритная квартира.   
               

                Татары.
         С незапамятных времен  татары,  работая дворниками и  пространщиками в банях Москвы, прекрасно выполняли функцию санитаров города.  Дворницкая  деятельность предусматривала   проживание  в служебных квартирах  расположенных полуподвальных помещениях старых московских  домов.  Рациональность ее    в том,  что место жительства  являлось и местом работы  многочисленного семейства  татар все 24 часа в сутки. В поле их  зрения находились двор,  подъезд  и  часть примыкающей к дому улицы. В обязанность входили  поддержание  чистоты и порядка на подведомственной  территории, запирание дверей подъезда  и ворот арки дома,   надзор за инженерными коммуникациями,   осветительными приборами и лифтом.  Вся  круговерть нашего дворника Бори  проходила    на  глазах всего дома, а утром и на ушах когда в шесть часов он рубил  лед или скреб  лопатой  снег, зачищая проходы для жильцов. Жилец, возвращаясь ночью на веселее, нажав кнопку звонка  видел его вопросительное  лицо, переходящее в благодарное, после оплаченного  беспокойства. Такую же мимическую сцену вызывала процедура открытия арочных ворот  для припозднившегося  авто владельца. Проживающий квартиросъемщик, находясь  под дланью дворника, постоянно ощущал  свою учтенность.
       Доставку товара на дом,  которая задействована сейчас повседневно через интернет  была, как я  ошибаюсь, придумана Бориной женой Розой, которая  скупала всякие там  кофточки-лифчики в Универмаге и предлагала   их всему  подъезду. Женщины, раздираемые противоречиями  между     законом о    спекуляции  и  желанием  приобретения, раскупали  товар,    маскируя раздражение  за не  дармовую доставку,  благодарностью за нее. 
      Соседка,   недолюбливавшая   «татарское племя»     из-за погибших, как полагали,   родственников  на Куликовской битве ворчала,    что  Борька  ей в отместку  не дает спать,  громыхая  по утрам   во дворе,  продлевая этим татарское иго. Подводя итог своей не злобной тираде, заключала, что  все-таки незваный гость лучше татарина. 
        Но однажды дворник Боря и  вся его семья   исчезли. Никто не махал метлой,  подъезд и арка дома были нараспашку.  Появились  неосвещенные пространства и  мусор  под ногами,  первые    переломы шейки бедра поскользнувшихся   и «странники» распивающие спиртные напитки  на лестничной площадке,  а с ними запах мочи в лифте.  Когда хватились Борю, выяснилось, что   Исполком принял решение о реорганизации службы  дворников с  выселением их    в   новостройки  и наймом от 8 до 17 часов новых   виртуозов метлы.   Осиротевшие  проживающие  слышали, как  из чрева    оставленных без присмотра полуподвалов  доносились  шорохи и скрипы  разрушенной конструкции векового  домосодержания. Сосед родом из Крыма наблюдавший изгнание татар после войны назвал акцию властей второй  их депортацией.  Еще долго  женщины выходили из комнат, услышав   общий дверной звонок   в надежде явления  Розы с  покупками.   
       Система постоянной     коммунистической «перековки» сложившихся   жизненных укладов родственных народов приближалась  уверенной поступью к  позорному финалу самоуничтожения, при этом, как обычно,  не забывая валить  собственные провалы хозяйствования на козни  империалистов.


Рецензии