Что нужно двум старикам?

        Мой дом построен в семидесятых годах прошлого века. Я в нём был одним из многочисленных новосёлов вместе с моими товарищами по работе. Долгое время мы ходили друг к другу в гости, отмечали праздники, рожали детей, растили их, отводили в школу. Позднее мы волновались за них, когда они поздно возвращались домой. А потом дети выросли, а мы несколько постарели, но по прежнему все знали друг друга.
         Пришли новые времена. Дом наш до того бывший ведомственным, стал обычным жэковским домом. Жители получили вначале возможность обменивать жильё, а позднее и продавать. И очень скоро мы вдруг почувствовали как узок стал круг приятелей и знакомых по дому. Одни уехали в другие районы Москвы, другие эмигрировали, а третьи начали умирать. Всё это было печально, но жизнь есть жизнь, и надо было привыкать к новым реальностям. Дом наш постепенно терял тот лоск, который был прежде. Всё реже убирались лестницы, всё чаще в закутках лестничных проёмов находили шприцы, порванные гондоны, разбитые бутылки пива. И тогда пришли таджики. Они быстро навели чистоту и в доме и на прилегающей территории. На входной двери поставили замок с шифром, а позднее даже видеокамеру. И мы зажили спокойнее. И мы здоровались по утрам с новыми соседями, большинство из которых были не москвичи и снимали жильё в нашем доме. И мы распрощались с нашими детьми, которые поженились или вышли замуж и уехали жить самостоятельно. И мы старели, но ещё не очень. И соседи продолжали уходить в мир иной. А те из соседей, кто когда то были на наш взгляд пожилыми, стали просто стариками. И вот о двух таких стариках я и хочу рассказать вам.
      Эта супружеская пара проживала в нашем доме с конца семидесятых годов. Тогда я на них не обращал никакого внимания, потому что занят был своим семейством, собой и работой. С годами я стал к ним присматриваться. Собственно говоря, заинтересовал меня Он. Это был пожилой человек очень худой невысокий, но в любую погоду каждое утро он бегал по улочкам нашего двора. Весной, летом и осенью бегал он в трусах и в футболке, а зимой надевал лёгкий тренировочный костюм. Отбегав положенное, он возвращался к дому , поднимался по лестнице на второй этаж и скрывался за дверью своей квартиры.
          Она изредка выходила на балкон, звала мужа, если он задерживался на улице у скамейки, переговариваясь с соседками. Её же я встречал в продуктовом магазине, где она отоваривалась, а он ждал её на улице, брал сумки и молча нёс их домой. Иногда к ним приезжал сын,что то привозил, увозил. Сын был молод для этой пожилой тогда четы. И я думал, что это поздний и единственный, а потому особо любимый ребёнок. Так впоследствии и оказалось.
       В этом году я впервые обратил внимание на то,что Он перестал бегать. Теперь я встречал его трусящего по улочкам с палочкой в руке, на которую он не опирался. Глаза его слезились, он не обращал внимания не на кого, а трусил себе и трусил. Однажды из дома вышла Она, встревоженная и расстроенная. Я спросил в чём дело, и она ответила, что муж пошёл погулять, но его нет уже больше часа. Потом Она добавила, что у него давление, что он плохо ориентируется, но всё равно каждый день ходит гулять(трусит по улочкам), и что Она боится его потерять. Я посоветовал ей повесить ему на шею медальон с адресом и телефоном. Она поблагодарила меня, и мы расстались.
       Через несколько дней я сидел на скамейке около дома, покуривал. Был я один, никуда не торопился, пускал дым в небо и тихонько что то напевал. Он подошёл , держа в руке свою палочку и батон хлеба, и любезно попросил разрешения присесть. Это было несколько неожиданно:я отвык от подобного обращения. Я предложил присесть, и у нас завязалась впервые за 30 лет беседа. Я узнал, что моему соседу 89 лет, что он бывший преподаватель высшей математики в ряде московских институтов, что его жене, химику по специальности-86 лет, и что их единственному сыну, тоже математику-55 лет. На мой вопрос, помогает ли им сын, Он ответил, что сын каждую неделю приезжает и привозит продукты, а за за хлебом и молоком Он ходит сам. А в конце разговора, мой сосед расслабившись, вдруг сказал, что самое большое о чём Он теперь жалеет,это то, что с прошлого года не может бегать:ноги не те, да и дыхание сбивается. В это время дверь подъезда приоткрылась и появилась Она с тревогой на лице. Увидав мужа, успокоилась, поздоровалась со мной , взяла мужа под локоток, но тот отстранился и прошёл в дверь первым. Господи, подумал я, Он жалеет о том, что после 88 лет не может бегать. Сколько людей не дожило до этих лет. Сколько их дожило, но существует лишь на кроватях больниц и домов престарелых. А этот человек сохранил трезвый рассудок и ходит на своих ногах, но не доволен-не может бегать.
      Я уехал на неделю на дачу, а когда вернулся, то через день встретил её, подходившую к дому со стороны нашего местного стадиончика. У неё было расстроенное лицо, но увидав меня, Она заулыбалась и поздоровалась. Я присел с ней на скамейку и спросил , что опять случилось?. Она ответила, что Он час назад пошёл в палатку за хлебом и пропал. Она пошла его искать, а он оказался на пруду( в полукилометре от нашего дома), где скормил полбатона уткам. А где он теперь, поинтересовался я. Да пошёл за новым батоном-ответила Она и добавила, что из за мужа у неё теперь давление 200-ти. Я ей посоветовал не волноваться, и напомнил про медальон. Знаете, ответила Она, у меня руки уже ничего не держат. Я вообще устала от жизни, я не хочу жить. Это Он у меня огурчиком, а я устала.
Я начал убеждать её в том, что раз руки, ноги целы и она сама ходит ещё и сама обслуживает и себя и мужа, то жить надо, а господь сам решит кому и когда к нему явиться. Нет, сказала Она, меня здесь ничего не держит. А внучка? А что внучка, ей 19 лет, у неё свои интересы, она изредка приезжает, но очень она занята в институте телевидения. Ну, а сын? Она вдруг улыбнулась. Оказалось, что только сын, её единственный поздний ребёнок, держит её на этом свете. Ну вот и хорошо сказал я и рассказал ей один терапевтическо- психологический пример улучшения настроения. Утром проснувшись, надо осмотреть свои ноги и сказать им - доброе утро ноженьки, а затем осмотреть руки и им сказать- доброе утро рученьки, и можно добавить-чтоб мои враги сдохли!. Она улыбнулась и сказала, что у неё нет врагов. Я ответил, что можно и без врагов. Она поблагодарила, сказала, что попробует завтра же, если не позабудет: стала слабеть память-не помнит в каком году родила сына.
        В это время появился Он с батоном и полбатоном в руке и с неизменной палочкой , на которую Он не опирался. Ну что ты разговорилась, сказал Он поздоровавшись со мной. Пошли домой. Бессовестный, сказала Она. Я тебя ищу по всем дворам, а ты... Пойдём, пойдём говорил Он, увлекая её к двери подъезда. Ну не подхожу я тебе, найди помоложе. Дурачок ,ты-ответствовала Она и Они пошли домой.
        Я остался сидеть на скамейке. Сидел и думал, а что меня то, мою жену ожидает в старости. Да и будет ли она эта старость?

               
         


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.