Равенство

               

    Читаем в Ожегова: «Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства всего общества, их одинаковые политические и гражданские права». Другими словами Ожегов, как истинно советский лингвист, равенство людей рассматривает и как равенство их по отношению к средствам производства, и как равенство перед законом. Был бы Ожегов «буржуазным» ученым, он  в своем определении «равенства людей» не упоминал бы всеобщей собственности на средства производства. При капитализме частная собственность священна, и только провозглашается равенство возможностей - каждому стать богатым. Иначе говоря, торжественно объявляется равенство быть материально неравными.
    Считается, что понятие «равенство» возникло в эпоху «Просвещения», идейной наследницы эпохи «Возрождения», то есть, сравнительно недавно. В Библии, например, слова  «равенство» нет. Понятие это было одним из основных лозунгов Великой французской революции. Программный документ ее «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила всеобщее равенство граждан перед законом. Наверно, в дореволюционной Франции законы в отношении разных слоев населения, которые сознавали себя единой нацией, были не одинаковыми.
    Чтоб просветить народ до состояния его революционного настроения - нужна мощная интеллигентная прослойка. А чтоб возникла такая прослойка народных просветителей – необходима обширная сеть учебных заведений и книгопечатание. И первое, и второе начало повсеместно развиваться в семнадцатом и восемнадцатом веках. А в девятнадцатом и двадцатых веках интеллигенция уже инициировала все революции всех стран мира. В России ученые мужи возглавили Октябрьскую революцию. Следующее их поколение разрушило детище своих отцов и дедов – Советский Союз. А теперешнее поколение интеллигенции в Украине возглавило три революции местного значения.
    Интеллигенция выступает зачинщиком всех государственных переворотов в силу своего особого положения в обществе. Она обладает и большим объемом информации, и несравненно шире кругом общения, чем другие слои населения. Это позволяет ей создавать объединения единомышленников, как на родине, так и за рубежом. Работники умственного труда материально и морально меньше зависят от работодателей, чем их соотечественники, занятые  физическим трудом, и в них более мобильная жизнь. А знание иностранных языков позволяет, бунтарски настроенным, умникам оперативно знакомиться с идеями мыслителей других стран, труды которых не издаются (или запрещены) в родном государстве. И потом, одно только то, что человек имеет высшее образование, уже вызывает уважение к нему со стороны его окружения, и инициирует желание прислушиваться к его мнению.
    Некоторые философы эпохи «Просвещения» призывали человечество избавиться от частной собственности на средства производства. Но их такая «агрессивность» не получила всеобщей поддержки. И только после того, как  Маркс и его последователи в своих многотомных трудах «научно доказали» неизбежность гибели капитализма и прихода на смену ему социализма, очень многие грамотные люди превратились в сторонников этих взглядов. И не только стали сторонниками идей своего учителя, но и постарались внедрить их в жизнь. Правда, их попытки оказались неудачными. Красивый лозунг «всеобщего равенства», не прошел испытания временем, и был повсеместно отвергнут, как неудачное изобретение, далеких от жизни, философов-фантазеров. Оказывается, люди почему-то не стремятся жить среднестатистической жизнью, а мечтают или обогатиться, или осуществить свои маленькие и большие амбиции, и тем самым выделиться с общей массы своих соотечественников.
    Поэтому, посмеявшись над коммунистами, попробуем поговорить о равенстве людей только с позиций их прав перед законом. И тут мы должны констатировать, что законы, чаще всего, пишутся под диктовку  королей, диктаторов, олигархов, чиновников-карьерыстов, и всяческих политических шарлатанов. И такие, написанные властью, общеобязательные правила поведения граждан страны о равенстве людей не всегда пекутся. Что же получается, - люди равны перед «кривыми» законами. Такие «нехорошие» законодательные акты имеются во всех странах мира. Если б их не существовало, можно было бы, с чистой совестью, распускать все Парламенты. А так депутаты в поте лица (или задних частей тела) денно и нощно (в перерывах между утехами с любовницами) трудятся над улучшением различных постановлений и законов, которые после этого не всегда становятся лучше предыдущих.
    Мне кажется, такого понятие как «равенство» в природе не существует. Мы можем говорить только о том, что в стране «Х» равенство граждан стоит на более высоком уровне, чем в стране «У». И люди (если посчитают нужным) могут наметить показатели, по которым будут сравнивать равенство населения разных стран.


Рецензии