Печоры

Полный вариант с иллюстрациями в книге "И все оставлю на земле". Симферополь, ИТ АРИАЛ, 2015 - 340с. Опубликована с иллюстрациями:
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/



       Печеры – так коротко называют Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, расположенный в 50 км западнее города Пскова. По легенде первые монахи – отшельники поселились в суффозионных пещерах на крутых берегах ручья Каменец в конце XIV века. Однако, первая церковь Успения Пресвятой Богородице была построена спустя почти сто лет, в 1473 г. Видимо поэтому и сам монастырь получил название Свято-Успенский. И с тех пор, более 500 лет без перерыва существует эта обитель. В пещерах же, находящихся в пределах монастыря, монахи устроили   
 некрополь. Ничуть не хуже, чем в Киево-Печерской лавре.
 Просто в Киеве они чуть древнее.

         История и архитектура этого монастыря – крепости весьма интересна. Как военное укрепление монастырь существует с середины XVI века, когда с помощью московских Великих Князей вокруг обители были возведены каменные стены и башни. В разные годы они достраивались и перестраивались, и сейчас крепость насчитывает девять башен, а длина стен составляет 810 метров. Стены и башни изначально строились с учетом сложного  рельефа – оврага с крутыми склонами. Возникновение крепости явно было не случайным. Она удачно вписывается в систему передовых укрепленных пунктов на северо-западных рубежах Русского государства. Это крепости Ям, Копорье, Изборск, Ивангород и другие на границе с Ливонией.
   
        Печеры не раз осаждали вражеские полчища, но взять приступом так и не смогли. Самую серьезную осаду крепость выдержала в 1581 г., когда её два месяца штурмовали войска польского короля Стефана Батория. Они проломили стены, но ворваться внутрь укреплений так и не смогли. Воины и монахи стояли насмерть. Во время северной войны Петр I прикаал дополнительно укрепить крепость. Вокруг стен были насыпаны земляные валы, выкопан глубокий ров и построены 5 бастионов. Двухтысячный шведский отряд в 1703 г. пытался штурмовать крепость, но безуспешно. Были и другие попытки взять укрепления штурмом. Все 500 лет твердыня стояла нерушимо! Только во время немецкой оккупации 1941–1944 годов враги могли свободно ходить по территории Печер.

         C 1922 по 1945 год монастырь, и весь Печерский район, находился в составе Эстонии. Для монастыря это оказалось сущим благом. Он уцелел от разграбления во время беспощадной борьбы большевиков с религией. Достаточно сказать, что после войны в Советском Союзе осталось только два действующих монастыря: Троицо-Сергиевский и Псково-Печерский. Естественно, что паломничество верующих в эти обители было невероятно активным. Хотя многие граждане приезжали в них просто из любопытства. Ближе всего к Ленинграду располагались Печеры. Грех было этим не воспольоваться, и мне дважды удалось посетить это удивительное место.

        Первый раз это случилось в конце 60-х годов. Стояла поздняя осень. Накрапывал мелкий холодный дождь. Под серым осенним небом монастырь выглядел несколько мрачно. Суровые башни и стены. За ними аскетично и строго стояли храмы и бытовые постройки монастыря, построенные явно в псковском стиле. Совершенно неповторимом, присущим только Пскову. Он поражает своим лаконизмом и гармонией. Все это создавало определенное настроение, ауру, дышало стариной. Очевидно, чтобы передать эти ощущения, монастырские виды использовали в виде фона создатели фильма «Отец Сергий».

        Старенький монах дал мне напиться из ковшика воды из монастырского колодца. Можете загадать желание, молодой человек, ибо вода не простая. Я действительно был молод. «Знаете, святой отец, единственно чего я сейчас хочу, так это приехать сюда еще раз, но только летом, в хорошую ясную погоду». Сказал без всякой задней мысли, первое, что пришло в голову. Нисколько не веря ни в святую воду, ни в исполнение желаний. Старик улыбнулся, перекрестил меня и сказал: «Благословляю тебя, сын мой. Не пройдет и десяти лет, как приедешь».

        Почему старик назвал этот срок, а не какой-нибудь другой, мне было непонятно. Да и не думал я тогда ни о чем. И не загадывал на столь долгий срок, казавшийся мне вечностью. На самом деле я вовсе не собирался приезжать сюда еще раз. Всё, что меня интересовало, я уже посмотрел. Единственно, что пришло в голову, что старик вряд ли проживет 10 лет, и потому может обещать все что угодно.

        Но судьба распорядилась так, что приехать все-таки пришлось. Тщательно спланированная и подготовленная поездка в Таллин неожиданно сорвалось. По самым нелепым причинам. А в направлении Пскова и Печер столь же неожиданно открылась зеленая улица. Все было как по заказу: и свободная гостиница, и транспорт, и прекрасная погода и гид. Ну, все до мелочей. Прямо мистика какая-то. Уже входя в ворота монастыря, вдруг вспомнил первое посещение. Прикинул срок, и оказалось, что с того времени прошло ровно девять лет и восемь месяцев. Еще раз посчитал годы – точно, десяти лет не прошло. До этого срока оставалось 3 месяца.

        Обстановка вокруг монастыря и в самом монастыре разительно изменилась. Городок Печеры превратился в одну большую сувенирную лавку. Собственно, он и раньше выживал за счет монастыря. Но теперь пытался получить от этого соседства все мыслимые и немыслимые выгоды. Торговцы заполонили все прилегающие к крепости улицы. Сувенирами торговали и в киосках, и с рук, раскладывали их прямо на земле. Столбы и заборы были обклеены объявлениями о сдаче жилья.

         Появилось множество кафе. Аборигены, как на восточном базаре, хватали за рукав, призывая купить, поесть, выпить. Площадь перед входом в крепость была забита автобусами и частными автомобилями. В монастырских воротах сидел злющий пожилой монах с палкой, не пускавший туристок в шортах и без головного платка.

         Крепостные укрепления, храмы и монастырские здания явно были отреставрированы. Причем не самым лучшим образом. Суровая цитадель теперь внутри напоминала лубочную картинку и ярмарочный балаган одновременно.
По дорожкам шлялись толпы туристов. Здоровущие, с румянцем во всю щеку монахи, чуть ли не солдатским строем маршировали в храм на обедню. Занятно было наблюдать, какими взглядами провожали их женщины – туристки. И вообще, обстановка уже мало напоминала прежнюю суровую монастырскую обитель.
 
        Но мне все же повезло. В нашей компании оказалась женщина – искусствовед и историк из Пскова. Её в монастыре хорошо знали. Тут же в помощь подключили одного бойкого монаха. Мы прослушали великолепный колокольный звон, совершавшийся по случаю какого-то церковного праздника. Прямо-таки малиновый. Выяснилось, что колокола на звоннице особенные. Три из них подарены монастырю царями. Один, весом в 3 тонны, Иваном Грозным в 1562 г. Другой, весом в 2 тонны, Борисом Годуновым в 1591 г. И третий, тоже весом в 2 тонны, Петром I в 1690 г. Более того, царь Петр эту звонницу не тронул, когда переплавлял церковные колокола на пушки.

        Прогуливаясь по узким монастырским улицам, мы заметили какую-то старую даму, сидевшую на скамеечке, в отгороженном ажурной решеткой крошечном скверике. На вопрос, что она делает в мужском монастыре, монах объяснил, что это имярек княгиня такая-то. Приехала из-за границы, завещав монастырю все свое не малое состояние. С одним условием, умереть в тихой обители на родине. Получалось, что из чисто меркантильных соображений монастырское начальство пошло на явное нарушение церковного устава. Далее мы подошли к монастырскому колодцу, который оказался накрыт аляповатой беседкой. Когда десять лет назад Я пил из него воду, он собой простой сруб с деревянным воротом и жестяным ведром. И в нем было какое-то деревенское очарование. А теперь к нему было страшно подойти. Кому пришло в голову так его изуродовать? Да и моего знакомого старого монаха не было. Жаль, что не удосужился тогда спросить, как его зовут, и теперь не знаю, как помянуть.

        Бойкий монах-гид много чего еще рассказывал. За пятьсот лет в монастыре накопилось столько всяких тайн, что всех не упомянуть. Сменилось множество игуменов. И, как подобает настоятелям монастыря, все они были личностями. О каждом из них монах мог говорить часами. А знал он их поименно – редкая память и эрудиция. Особенно сложным, по его словам, для обители был период оккупации и постоккупационное время.

         Но, так или иначе, монастырь отстояли и даже сумели выбить средства на реставрацию стен и зданий. Хотя на настоятелей давили и церковные, и светские власти. Их преследовали, смещали. Невзирая ни на что, монастырь выстоял. Все-таки, это не только монастырь, но и памятник древнерусского зодчества. Памятник истории. Памятник всем нам русским. Сохранить его дело не только церковная, но и наша святая обязанность.

        Когда мы вернулись из Печер в Псков, дама пригласила нас к себе домой. Коронным блюдом на столе была холодная окрошка по-псковски. Не с мясом, тем более не с колбасой, а со снетками. Это такая маленькая рыбка, нынче ставшая         деликатесом. В жару эта холодная окрошка показалась мне царским блюдом. За столом мы много говорили о псковской земле и об одной из её жемчужин – Печерском монастыре. Она была патриотом своего края, рассказывала о чудном своеобразии этой земли и древнерусского памятниках. Но мне его очарования словами не передать. Его надо видеть своими глазами. Вот почему я настоятельно советую читателю посетить эти места. Вы увидите настоящую Русь и не пожалеете.

  Август 1978г., Псков.      Март 2015 г., Симферополь


Рецензии
Был. И опять собираюсь. Шевкунова ,,несвятые святые,,, а теперь и Ваше зовут в поход.😃

Юрий Игнатюгин   04.07.2018 17:04     Заявить о нарушении
Здорово! Много же Вы объездили. Тогда, вряд-ли миновали Изборск. С чудной часовней типа "Покрова на Нерли", славянскими ключами и труворовым крестом. Вообще северо-запад России очаровывает своей неброской красотой. Что касается Шевкунова - уния при всех благих намерениях стоила много крови. А теперь еще раскол.

Юрий Юровский   04.07.2018 18:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий (жутко неудобно обходиться без отчества! Напишите,пожалуйста, имя Вашего отца!)! В Изборске я не бывал, но, с Вашей подачи, попытаюсь. Я поеду из Питера на машине в Германию через ,,тигров,, и вот возник сдвиг маршрута...
Извините за краткость - пишу смартфоном😨

Юрий Игнатюгин   05.07.2018 04:05   Заявить о нарушении
Приветствую Юрий! О себе напишу Вам в личном сообщении. То что авторы прозы в большинстве не пишут своего отчества - дань иноземной культуре, где отчества нет. А кто-то считает , что так демократичнее. Ну а я не хочу лишний раз "светится".
В тему: Вашего отчества я тоже не знаю.

Юрий Юровский   05.07.2018 08:48   Заявить о нарушении