От Февральской революции 17-го к Оттепели

      (отзыв о проектах камерного театра)
   
     Февральская революция… Холодный Петроград. Эшелоны с зерном стоят на подходе к столице, но железнодорожники бастуют. Народ голодает. В «верхах» зреет заговор. Генералы - за отречение слабовольного монарха, посвятившего свою жизнь  императрице и своим чудным детям. Более двух с половиной лет Россия втянута в мировую войну. Ведомые незримой рукой, голодный народ и солдаты выходят на улицы, требуя хлеба и прекращения войны. Пресечь беспорядки не удаётся. Николай II отрекается от престола в пользу брата, думая, что спасает страну, а на самом деле предаёт её, как спустя годы Горбачёв и Ельцин. Двоевластие  в лице  Петросовета  и Временного Комитета  Государственной Думы ещё больше разрушают страну, разваливая армию и  отменив воинские звания.
      Раскол общества очевиден. Эта революция, как вспышка Сверхновой звезды, уничтожает всё вокруг, чтобы начать жизнь в другом качестве. Русская интеллигенция по-разному наблюдала события Февраля: кто-то видел в этом движение к цивилизованной Европе с её свободами, кто-то негодовал по поводу отхода России от традиций самодержавия, православия и народности… За большим круглым столом сидят мужчины и женщины из того 1917 года, застывшие, словно лики на старой фотографии. 
       Спиритический сеанс вызова духов ушедших политиков, поэтов, членов царской семьи – вереницей проходят перед  взором  зрителей, пришедших посмотреть проект «Русская поэзия XX века» и «Февральская революция 17-го». Все перипетии  этих  исторических событий  начала  20-го века мы воспринимаем  через творчество  «оживших»  поэтов. Перед нашим взором предстают Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Александр Вертинский, Сергей Есенин, Зинаида  Гиппиус и другие. Чего стоит стихотворение «Жираф» Н. Гумилёва, написанное  ещё в 1907 году, но переносящее  нас в тропический сад, где стройные пальмы и запах немыслимых  трав, где «…далёко, далёко,  на озере Чад изысканный бродит жираф» Здесь же, в Питере, холод  и томящая неизвестность. Герои спектакля потрясающе пластичны, словно мимы, совершающие  движения, как на замедленных кадрах кино,  перемещаются по сцене, декламируют  стихи своих персонажей, сливаясь с ними в единое целое. Создаётся  эффект полного погружения зрителей в ту непростую эпоху. Официальная хроника событий удачно вплетается в судьбы поэтов и их стихи.
      «Оттепель» - музыкально-поэтический  вечер. Так определён жанр прекрасного действия на сцене театра. События от   XX съезда  партии 1956 года,  снятия Н. С. Хрущёва  со всех должностей - до  трагической гибели Ю.Гагарина в 1968 году предстают перед нашим взором. Пять пар молодых людей  в одежде того времени  воскрешают в памяти эпохальные достижения советского народа: создание  синхрофазатрона, полёт первого человека в космос, первый атомный ледокол, испытание ядерного оружия. В духовной сфере - это появление в нашей стране книг Ф. Кафки, Э. Хемингуэя, Г. Гессе Это музыка Стравинского, Гершвина, фильмы с участием Жана Габена, Ива Монтана, Мастроянни  и  Фернанделя . В прокат выходят  прекрасные советские  фильмы «Летят журавли», «Гамлет», «Дом, в котором я живу», «Девять дней одного года», «Дорогой мой человек» и другие.
     На сцене силами юношей и девушек, как по мановению волшебной палочки,  оживает время молодости тех, кто ещё живы и  смотрят с ностальгией на  происходящее на сцене. Вот на экране мы  видим, как  Хрущёв отчитывает в Манеже авангардистов, на пленуме ЦК пытается доказать Андрею Вознесенскому, что поэзия молодых не имеет партийного подхода и оторвана от реальной жизни. Мы наслаждаемся стихами Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадуллиной, Юнны Мориц,  Роберта Рождественского, Геннадия  Шпаликова, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского…
      Тут и политика – от кукурузной  эпопеи – до войны во Вьетнаме, от международного Фестиваля молодёжи и студентов – до Карибского кризиса. На сцене  играют на гитаре, поют, танцуют, читают стихи, говорят голосами дикторов радио. А как задело меня за живое, когда зазвучала песня  моего любимого бразильца Тома Жобима «Insensates».
       Подводя итог, хочется сказать об актёре, режиссёре, авторе сценария, прекрасном и выразительном декламаторе (особенно последнего стихотворения в «Оттепели»)  Дмитрии  Евгеньевиче  Касимове. Ещё с большим уважением стал относиться к нему, когда узнал, что работая в театре оперы и балета, был вторым режиссёром оперы  Джакомо  Пуччини  «Богема», на которую  я ходил 6 раз. То, что сделал Дмитрий Евгеньевич, показав два великих события в истории нашей страны и соединив  их в неразрывное целое  –  заслуживает уважения, ибо это  поистине титанический труд, требующий  огромного напряжения сил,  полёта  фантазии, познаний в области истории и литературы.
      Слышал  я, что на репетициях перед премьерой  взыскательный  режиссёр требовал  от актёров полной самоотдачи, и репетиции заканчивались поздней ночью. Актёры, обессиленные, валились с ног, как бегуны на финише  марафонской дистанции. Главное же заключалось в том, что мы увидели фантастический результат. Спасибо актёрам, без которых всё осталось бы только в сценарии. Спасибо всем тем,  кого не было видно на сцене, но они участвовали в воплощении замысла режиссёра.
       Сегодня либералы восхваляют эти два события – Февраль 1917 и  годы так называемой «оттепели»,   предавая остракизму всё остальное, кроме эпохи Ельцина. Мы понимаем, что это часть истории нашей  Родины,  которая называлась  Российская империя, Советский Союз, а теперь зовётся  Российской Федерацией. Мы любим свою историю, ведь в ней биографии наших отцов и дедов.
        P.S. Эта постановка заслуживает «Золотой маски»! Всем настоятельно советую посмотреть блестящую работу коллектива любимого камерного театра. Реакция зала, как говорили в официальной хронике советской эпохи, -«бурные  продолжительные аплодисменты» и возгласы «Браво!»
 
                30.05.2017


Рецензии