От Февральской революции 17-го к Оттепели
Февральская революция… Холодный Петроград. Эшелоны с зерном стоят на подходе к столице, но железнодорожники бастуют. Народ голодает. В «верхах» зреет заговор. Генералы - за отречение слабовольного монарха, посвятившего свою жизнь императрице и своим чудным детям. Более двух с половиной лет Россия втянута в мировую войну. Ведомые незримой рукой, голодный народ и солдаты выходят на улицы, требуя хлеба и прекращения войны. Пресечь беспорядки не удаётся. Николай II отрекается от престола в пользу брата, думая, что спасает страну, а на самом деле предаёт её, как спустя годы Горбачёв и Ельцин. Двоевластие в лице Петросовета и Временного Комитета Государственной Думы ещё больше разрушают страну, разваливая армию и отменив воинские звания.
Раскол общества очевиден. Эта революция, как вспышка Сверхновой звезды, уничтожает всё вокруг, чтобы начать жизнь в другом качестве. Русская интеллигенция по-разному наблюдала события Февраля: кто-то видел в этом движение к цивилизованной Европе с её свободами, кто-то негодовал по поводу отхода России от традиций самодержавия, православия и народности… За большим круглым столом сидят мужчины и женщины из того 1917 года, застывшие, словно лики на старой фотографии.
Спиритический сеанс вызова духов ушедших политиков, поэтов, членов царской семьи – вереницей проходят перед взором зрителей, пришедших посмотреть проект «Русская поэзия XX века» и «Февральская революция 17-го». Все перипетии этих исторических событий начала 20-го века мы воспринимаем через творчество «оживших» поэтов. Перед нашим взором предстают Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Александр Вертинский, Сергей Есенин, Зинаида Гиппиус и другие. Чего стоит стихотворение «Жираф» Н. Гумилёва, написанное ещё в 1907 году, но переносящее нас в тропический сад, где стройные пальмы и запах немыслимых трав, где «…далёко, далёко, на озере Чад изысканный бродит жираф» Здесь же, в Питере, холод и томящая неизвестность. Герои спектакля потрясающе пластичны, словно мимы, совершающие движения, как на замедленных кадрах кино, перемещаются по сцене, декламируют стихи своих персонажей, сливаясь с ними в единое целое. Создаётся эффект полного погружения зрителей в ту непростую эпоху. Официальная хроника событий удачно вплетается в судьбы поэтов и их стихи.
«Оттепель» - музыкально-поэтический вечер. Так определён жанр прекрасного действия на сцене театра. События от XX съезда партии 1956 года, снятия Н. С. Хрущёва со всех должностей - до трагической гибели Ю.Гагарина в 1968 году предстают перед нашим взором. Пять пар молодых людей в одежде того времени воскрешают в памяти эпохальные достижения советского народа: создание синхрофазатрона, полёт первого человека в космос, первый атомный ледокол, испытание ядерного оружия. В духовной сфере - это появление в нашей стране книг Ф. Кафки, Э. Хемингуэя, Г. Гессе Это музыка Стравинского, Гершвина, фильмы с участием Жана Габена, Ива Монтана, Мастроянни и Фернанделя . В прокат выходят прекрасные советские фильмы «Летят журавли», «Гамлет», «Дом, в котором я живу», «Девять дней одного года», «Дорогой мой человек» и другие.
На сцене силами юношей и девушек, как по мановению волшебной палочки, оживает время молодости тех, кто ещё живы и смотрят с ностальгией на происходящее на сцене. Вот на экране мы видим, как Хрущёв отчитывает в Манеже авангардистов, на пленуме ЦК пытается доказать Андрею Вознесенскому, что поэзия молодых не имеет партийного подхода и оторвана от реальной жизни. Мы наслаждаемся стихами Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадуллиной, Юнны Мориц, Роберта Рождественского, Геннадия Шпаликова, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского…
Тут и политика – от кукурузной эпопеи – до войны во Вьетнаме, от международного Фестиваля молодёжи и студентов – до Карибского кризиса. На сцене играют на гитаре, поют, танцуют, читают стихи, говорят голосами дикторов радио. А как задело меня за живое, когда зазвучала песня моего любимого бразильца Тома Жобима «Insensates».
Подводя итог, хочется сказать об актёре, режиссёре, авторе сценария, прекрасном и выразительном декламаторе (особенно последнего стихотворения в «Оттепели») Дмитрии Евгеньевиче Касимове. Ещё с большим уважением стал относиться к нему, когда узнал, что работая в театре оперы и балета, был вторым режиссёром оперы Джакомо Пуччини «Богема», на которую я ходил 6 раз. То, что сделал Дмитрий Евгеньевич, показав два великих события в истории нашей страны и соединив их в неразрывное целое – заслуживает уважения, ибо это поистине титанический труд, требующий огромного напряжения сил, полёта фантазии, познаний в области истории и литературы.
Слышал я, что на репетициях перед премьерой взыскательный режиссёр требовал от актёров полной самоотдачи, и репетиции заканчивались поздней ночью. Актёры, обессиленные, валились с ног, как бегуны на финише марафонской дистанции. Главное же заключалось в том, что мы увидели фантастический результат. Спасибо актёрам, без которых всё осталось бы только в сценарии. Спасибо всем тем, кого не было видно на сцене, но они участвовали в воплощении замысла режиссёра.
Сегодня либералы восхваляют эти два события – Февраль 1917 и годы так называемой «оттепели», предавая остракизму всё остальное, кроме эпохи Ельцина. Мы понимаем, что это часть истории нашей Родины, которая называлась Российская империя, Советский Союз, а теперь зовётся Российской Федерацией. Мы любим свою историю, ведь в ней биографии наших отцов и дедов.
P.S. Эта постановка заслуживает «Золотой маски»! Всем настоятельно советую посмотреть блестящую работу коллектива любимого камерного театра. Реакция зала, как говорили в официальной хронике советской эпохи, -«бурные продолжительные аплодисменты» и возгласы «Браво!»
30.05.2017
Свидетельство о публикации №217061700676