Бомжей спасают общественники

Одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга — благотворительная организация «Ночлежка». Здесь делают для бездомных то, что должно делать государство.В Санкт-Петербурге примерно 60 тысяч бездомных. Сотни волонтеров, благотворителей и 25 сотрудников НКО "Ночлежка" помогают им с 1990 года: предоставляют социальную и юридическую помощь, кормят, обеспечивают одеждой, медикаментами, ночлегом, дают возможность принять горячий душ и даже постирать вещи в большой прачечной.

"Помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию" — сотрудник "Ночлежки", водитель "Ночного автобуса", каждый вечер срывает десятки таких объявлений в местах, где он с волонтерами кормит бездомных. Специально оборудованный микроавтобус пять дней в неделю выезжает в самые дальние районы города, где волонтеры раздают нуждающимся горячую еду, средства гигиены, одежду.
"Помощь нарко-, алкозависимым. Возможна отправка в другие регионы", "Остались без документов? Освободились из мест лишения свободы? Попали в деструктивную секту? Звоните на линию психологической поддержки", "Решение самых сложных проблем. Анонимно. Бессрочно. Бесплатно". Этими визитками и плакатами оклеены столбы и заборы в Питере, но особенно много их там, где "кормят бомжей",— эти места знают все. Людям предлагают общежития, размещения в реабилитационных центрах, работу за 5 тысяч в день,и конечно, бомжи на эти объявления клюют, если слишком наивны. Но ждет их рабство. Отбирают туда ведь более или менее крепких мужчин, могут действительно увезти их в другой регион, или в деревню к какому-нибудь фермеру, или на стройку. Заставят выполнять самую грязную и тяжелую работу — за пачку растворимой лапши и койко-место в бараке с такими же несчастными. Вот уж точно — анонимно, бессрочно, бесплатно.

Рабовладельцы, впрочем, бывают разные — кто-то держит своих пленников на цепи, кто-то угрожает убить в случае побега, а кто-то предоставляет полную свободу и даже выплачивает за работу рублей по 200 в день: "Не нравится — уходи". Но бездомные, даже догадываясь, что их ждет, часто соглашаются на эту кабалу, особенно зимой, когда нет сил терпеть мороз и лишения: по данным Росстата, каждый год на улицах Петербурга умирает от 1 тысячи до 4 тысяч бездомных, большинство смертей приходится на зимний период. А летом так хочется верить обещаниям "Реабилитация, трудотерапия у моря во фруктовом саду". Поэтому вербовщики всегда при деле. Раньше они приходили прямо к "Ночному автобусу", но вскоре поняли, что "Ночлежка" нормально работать им все равно не даст, и к автобусу теперь даже не подходят, лишь визитки щедро рассыпают рядом. Зато бездомные теперь могут спокойно поесть.

Для бездомных есть правила: не курить, не ругаться матом, не выпивать, не мусорить. На одной стоянке, а их четыре, к автобусу за едой приходят 30-50 человек, около четверти из них "домашние" — люди, живущие за чертой бедности: малоимущие одинокие пенсионеры, временно безработные, многодетные семьи. Около 37 тысяч ужинов в год раздают с "автобуса". Привлекать деньги на этот и другие проекты очень сложно, бездомность — непопулярная тема в благотворительности. "Ночлежке" очень помогают христианские протестантские организации из Европы, и российских спонсоров становится с каждым годом все больше. Еду, к примеру, предоставляют питерские рестораны и кафе, по очереди. И это не какие-то там остатки. Все готовят специально для приюта. Задача команды — не только привезти нуждающимся горячую пищу, а рассказать, как они могут с помощью специалистов решить проблемы, избавиться от зависимости и уйти, наконец, с улицы. Поэтому активистам так мешают работорговцы — все, кто уже однажды столкнулся с их "реабилитацией", не верят в милосердие.

Полицейские не знают, куда им везти подобранных на улице замерзающих или пьяных: в больницу без показаний таких не возьмут, а вытрезвителей давно нет. Да и не обязана полиция этим заниматься, а кто обязан, неизвестно. Хотя и медики, и правоохранители уже информированы насчет пунктов обогрева — эти большие отапливаемые палатки "Ночлежка" устанавливает в районах города с середины ноября по конец марта. Но эти пункты работают только в ночное время, жить в них постоянно невозможно. НКО готова делать больше — уже год руководство организации пытается согласовать с чиновниками круглогодичный пункт обогрева, но, увы, места для него в огромном городе Петербурге пока не нашлось. Поэтому совсем беспомощных и привозят к переполненному приюту на Боровую, как котят под дверь подбрасывают. Государственные дома ночного пребывания заполнены лишь наполовину. На основании этого чиновники уверяют, что эта услуга не пользуется спросом. Но чтобы попасть к ним, обязательно нужен паспорт, нужна справка, подтверждающая, что последним местом прописки бездомного был Санкт-Петербург, и так далее. Например, если человека выписали в результате квартирной аферы — таких обычно регистрируют затем где-то в деревне — все, в городской приют его уже не возьмут. Да и у многих людей, живущих на улице, вообще нет никаких документов. Какие паспорта, какие справки!.. Вот и везут их в "Ночлежку".

Ночлежка" сделала для питерских бездомных то, чего нет в других регионах России, например, смогла добиться, чтобы люди, не имеющие регистрации, смогли получать полис ОМС. По закону регистрация для этого не нужна, но во многих регионах России об этом не знают ни сотрудники страховых компаний, ни контролирующие их органы. По поводу отказов выдавать полисы  обращались в прокуратуру, устраивали круглые столы с участием представителей всех страховых компаний города, терфонда и комитета по соцполитике. И только после этого в Санкт-Петербурге люди, наконец, начали получать полисы, не имея регистрации, таких сейчас уже более 20 тысяч человек.

Здесь также добились от властей разрешения регистрировать бездомных сроком на год — регистрация необходима для того, чтобы человек смог начать восстановление документов, удостоверяющих личность и гражданство. Руководитель социальной службы говорит, что не только "воскрешает" людей без паспортов, хотя этим и приходится заниматься чаще всего. Еще одна из популярных услуг — получение справки об отсутствии регистрации. Казалось бы, абсурд, ведь это и в паспорте можно увидеть, но чиновники упорно требуют бумажку, не имеющую никакой юридической силы. С ней, например, ставят на учет в военкомат, оформляют на работу, в детсад или школу.

За день консультации юриста и соцработников здесь получают около 60 человек. Проблемы у всех разные: "Ребенок пошел в школу и там его отказались включить в группу бесплатного питания в связи с отсутствием прописки в районе школы", "Мне 20 лет, я бомж без документов. В детстве сбежал из детского дома, номера которого не помню. Могу ли я получить паспорт?", "Я родила девочку два месяца назад, не могу оформить пособие без регистрации. Остальные документы все есть, снимаем комнату", "Пытаюсь добиться возбуждения уголовного дела, чтобы вернуть свое жилье. Можете помочь выйти на Страсбург или Гаагу?"


Рецензии