Красавицы пушкинской эпохи. Александра Россет

              Орест Кипренский.Портрет Смирновой -Россет.1830гг.Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания.

          Александра Осиповна Смирнова-Россет- фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Одоевского.


               Ко времени окончания Екатерининского института Александра потеряла мать и бабушку. Она становится фрейлиной вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, после её смерти в 1828 году — императрицы Александры               Фёдоровны.

         Привлекательная, умная, с «острым язычком», одна из любимых фрейлин императрицы, «на короткой ноге» с Николаем Павловичем и его братом Михаилом, Россет тем не менее не ограничивала интересы придворной жизнью. Она дружила с дочерью Карамзина Софьей Николаевной и посещала салон её мачехи Е. А. Карамзиной — центр петербургской культурной жизни в 20-40-х годах XIX века.

         Многие посвятили ей свои стихи.Незаурядный ум, разносторонность интересов создали Россет репутацию одной из самых образованных и интересных женщин своего времени. Друг Жуковского, Плетнева, приятельница Лермонтова, Вяземского, Белинского, Аксакова, А. К. Толстого, умная и красивая, обворожительная хозяйка литературного салона, Александрина смутила не одну мужскую душу.

          " Все мы, более или менее, были военнопленными красавицы; кто более или менее уязвленный, но все были задеты и тронуты. Кто-то из нас прозвал смуглую, южную, черноокую девицу Donna Sol — главною действующею личностью испанской драмы Гюго. Жуковский, который часто любит облекать поэтическую мысль выражением шуточным и удачно-пошлым, прозвал её «небесным дьяволёнком».

       Кто хвалил её черные глаза, иногда улыбающиеся, иногда огнестрельные; кто — стройное и маленькое ушко, эту аристократическую женскую примету, как ручка и как ножка; кто любовался её красивою и своеобразною миловидностью. Иной готов был, глядя на неё, вспомнить старые, вовсе незвучные, стихи Востокова и воскликнуть: «О, какая гармония В редкий сей ансамбль влита!»
— «Старая записная книжка»

          «В то самое время расцвела в Петербурге одна девица, – сообщал П. А. Вяземский, большой ценитель женской красоты, – и все мы, более или менее, были военнопленными красавицы: кто более или менее уязвленный, но все были задеты и тронуты. Кто-то из нас прозвал смуглую, южную, черноокую девицу Donna Sol , главною действующею личностью испанской драмы Гюго… Вообще увлекала она всех живостью своею, чуткостью впечатлений, остроумием, нередко поэтическим настроением».

      Не случайно ее «скромная фрейлинская келия» в Зимнем дворце, по выражению И. С. Аксакова, «сделалась местом постоянного сборища всех знаменитостей тогдашнего литературного мира». Император Николай Павлович даже иногда шутливо выговаривал ей:

         «Александра Осиповна, я начал царствовать над Россией незадолго перед тем, как вы начали царствовать над русскими поэтами».


               11 февраля 1832 года бесприданница Александра вышла замуж за Николая Михайловича Смирнова (1807—1870), чиновника Министерства иностранных дел, владельца подмосковной усадьбы Спасское. Это была блестящая партия, и — брак по расчёту. Впоследствии Смирнова говорила, что любила мужа не более, чем дружески. Счастлива не была. По ее отзыву при «добром сердце» муж, кстати, пушкинский приятель, был «взбалмошным и беспринципным».

            Брак этот, как и следовало ожидать, никому не принес счастья. Не сойдясь характерами, супруги тем не менее долго прожили под одной крышей и расстались лишь на склоне лет.

       Не сразу судьба подарила Александрине и радость материнства: первый ее ребенок умер после тяжелых родов, едва не стоивших жизни самой Александре Осиповне. Зато во второй раз она благополучно разрешилась двойней. В придворных кругах поговаривали, что эти близнецы – дети Николая I.

            Незаурядный ум, разносторонность интересов создали Россет репутацию одной из самых образованных и интересных женщин своего времени. Друг Жуковского, Плетнева, приятельница Лермонтова, Вяземского, Белинского, Аксакова, А. К. Толстого, умная и красивая, обворожительная хозяйка литературного салона, Александрина смутила не одну мужскую душу.


             В салоне Карамзиных Александра Осиповна познакомилась с М. Ю. Лермонтовым. В неоконченной повести «Лугин» Лермонтов вывел персонаж, который отождествляют со Смирновой:

          " Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы, оттеняли её молодое и правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли. Лугин… часто бывал у Минской. Её красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением."
Умерла Александра Осиповна в Париже, согласно завещанию похоронена в Москве в некрополе Донского монастыря.

СТИХИ ПОСВЯЩЁННЫЕ КРАСИВОЙ ЖЕНЩИНЕ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ.

 Через месяц после свадьбы Пушкин подарил ей на день рождения альбом. На заглавном листе написал: «Исторические записки А. О. С.» И как эпиграф к будущим ее запискам десять стихотворных строк:

В АЛЬБОМ А. О. СМИРНОВОЙ

В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный,
И правды пламень благородный,
И как дитя была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело.

18 марта 1832
Она вспоминала, что познакомилась с Пушкиным в 1828 на балу Елизаветы Михайловны Хитрово.…Нет, он не влюбился. Побоялся. Слишком умной для своих юных лет казалась эта девушка.
Но рисунок-то дышит любовью… Другого такого во всем пушкинском рукописном наследии нет.

.С. Пушкин.
"Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами.."
Ее черкесские глаза,

 ВЯЗЕМСКИЙ ЧЁРНЫЕ ОЧИ.


Южные звёзды! Чёрные очи!
Неба чужого огни!
Вас ли встречают взоры мои
На небе хладном бледной полночи?

Юга созвездье! Сердца зенит!
Сердце, любуяся вами,
Южною негой, южными снами
Бьётся, томится, кипит.

Тайным восторгом сердце объято,
В вашем сгорая огне;
Звуков Петрарки, песней Торквато
Ищешь в немой глубине.

Тщетны порывы! Глухи напевы!
В сердце нет песней, увы!
Южные очи северной девы,
Нежных и страстных, как вы!

1828

ВАСИЛИЙ ТУМАНСКИЙ.

 ЛЮБИЛ Я ОЧИ ГОЛУБЫЕ…
А. О. Смирновой

Музыка В. Осипова
Слова Василия Туманского

Любил я очи голубые,
Теперь влюбился в черные.
Те были нежные такие,
А эти непокорные.

Глядеть, бывало, не устанут
Те долго, выразительно;
А эти не глядят; а взглянут -
Так словно Царь властительный.

На тех порой сверкали слезы,
Любви немые жалобы,
А тут не слезы, а угрозы,
А то и слез не стало бы.

Те укрощали жизни волны,
Светили мирным счастием,
А эти бурных молний полны
И дышат самовластием.

Но увлекательно, как младость,
Их юное могущество.
О! Я б за них дал славу, радость
И всё души имущество.

Любил я очи голубые,
Теперь влюбился в черные,
Хоть эти сердцу не родные,
Хоть эти непокорные.

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ.
А. О. Смирновой

В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,


Рецензии